Жюль Верн и вычислительные машины

   На протяжении многих тысячелетий успехи и достижения техники играли крайне незначительную роль, как в повседневной жизни отдельного человека, так и человечества в целом. Вероятно, поэтому и в литературе со времен античности упоминания о тех или иных технических устройствах практически отсутствовали. И хотя в произведениях некоторых мыслителей раннего средневековья (Роджер Бэкон и др.) можно встретить туманные предсказания неких технических новшеств, в целом до наступления Нового времени литература обращала мало внимания на роль техники в жизни и развитии общества.

Однако к началу XIX века тесная связь развития науки и технического прогресса с жизнью была уже очевидна. Этот феномен потребовал осмысления, причем не только философского, но и “адаптированного”, приспособленного к пониманию массового читателя. И в середине XIX века сформировался новый литературный жанр – научная фантастика. Ее возникновение связывают, в первую очередь, с именем великого французского писателя Жюля Верна (Jules Verne, 1828-1905). Правда, сам Жюль Верн такой термин не использовал. Он рассматривал свои романы как мощное средство воспитания юношества, пропаганды новейших научных открытий и технических достижений. Естественно, для этого его книги должны были обладать увлекательным сюжетом, а описываемые в них машины и приборы – удивлять читателя и будить его фантазию. Благодаря колоссальной популярности произведений французского писателя, в литературоведении издавна утвердилось и длительное время безраздельно господствовало мнение о Жюле Верне как о едва ли не гениальном провидце, прозорливо указывавшем пути будущего развития техники.

Однако в последние десятилетия эта точка зрения подвергается все более серьезной ревизии. Например, одним из скептиков является известный французский специалист Ален Бюзен, который в своем исследовании1 снисходительно назвал жюльверновские машины “игрушками”. И хотя Бюзен не мог не отдать должного “очарованию” выдумок писателя, он все же констатировал, что в целом Жюль Верн в своих предвидениях не только не опережал, но скорее отставал от науки своего времени: “он <…> использовал, комбинировал и обобщал уже достаточно устаревшие открытия”. В самом деле, ничего подобного грандиозному “Наутилусу” из романа “Двадцать тысяч лье под водой” человек не мог построить еще много десятилетий, но ведь подводные лодки плавали задолго до публикации романа (1870 г.). В романе “Пятьсот миллионов бегумы” (1879 г.) была описана чудовищная супер-пушка с дальностью стрельбы в несколько десятков километров. Не уступающее ей орудие появилось только в начале XX столетия (знаменитая “Большая Берта” времен Первой мировой войны), но ведь именно артиллерия уже несколько веков являлась самым грозным видом вооружения. Такие примеры можно продолжать и продолжать. Поэтому сегодня даже некоторые отечественные литературоведы, традиционно склонные гораздо более восторженно оценивать творчество Жюля Верна, чем его соотечественники, осторожно указывают:

“<…> пожалуй, стоит сказать, что распространенное представление о Жюле Верне как о провидце и провозвестнике революционных технических идей не всегда соответствует действительности”.

 

В то же время понятно, что это представление сложилось отнюдь не на пустом месте, и полностью отрицать его вряд ли справедливо. Например, по страницам книг Жюля Верна рассыпано немало описаний приборов, функционально весьма похожих на телефон, радиоприемник, телевизор, факсимильный аппарат и т. д., о практической осуществимости которых в период написания речь еще даже не заходила (см. рисунок). И здесь интересно задать вопрос – а мог ли величайший фантаст XIX века предвидеть появление едва ли не величайшего технического феномена века XX – компьютера?

 

* * *

 

Известно, что человек издавна создавал различные счетные приборы и устройства для того, чтобы упростить и облегчить вычисления, ведь обширные и сложные вычисления требовались для решения многих коммерческих, научных и инженерных задач. Во времена начала творческой деятельности Жюля Верна одними из самых актуальных вычислительных задач были, несомненно, астрономические вычисления и баллистические расчеты. И это нашло отражение в его произведениях. Сюжеты многих романов французского писателя завязаны на проблемы астрономии (“С Земли на Луну”, “Вокруг Луны”, “Гектор Сервадак”, “В погоне за метеором” и др.) и артиллерии (тот же роман “С Земли на Луну”, “Вверх дном”, “Пятьсот миллионов бегумы”). Соответственно, обойти вниманием проблему вычислений в них было никак нельзя. И действительно, описания различных вычислений разбросаны по многим произведениям французского писателя.

Например, в романе “С Земли на Луну” (1865 г.) в подтверждение массового интереса к проблемам баллистики говорится о том, что “не было такого мелкого лавочника <…> который день и ночь не ломал бы головы над вычислениями сумасшедших траекторий”. Много говорится о вычислениях в гл. 4 “Ответ Кембриджской обсерватории” этого же романа. В развитии фантастического сюжета романа “Гектор Сервадак” (1877 г.) астрономические вычисления играют особенно важную роль. Один из персонажей романа, профессор Пальмирен Розен, не только сам постоянно ведет расчеты (“<…> при рассмотрении бумаг и чертежей профессора стало ясно, что он занимался вычислением элементов кометных орбит”), но и дает урок математики главному герою:

“Помножив один миллион семьсот девятнадцать тысяч двадцать на сто двадцать три и тридцать три сотых, мы получим двести одиннадцать миллионов четыреста тридцать девять тысяч четыреста шестьдесят кубических километров”.

Несомненно, Жюль Верн знал о том, сколько драгоценного времени, которое можно было бы посвятить наблюдениям или решению собственно научных проблем, отнимает у астрономов рутинный процесс вычислений. В то же время очевидно, что вопросом о том, как можно было бы ускорить этот процесс, Жюль Верн никогда не задавался. Похоже, что карандаш и бумага (“Ученик Сервадак, <…> возьмите перо” – командует профессор Розен) казались ему средствами, вполне достаточными для вычислений.

Кроме того, человеку свойственно ошибаться, а уж допустить ошибку во время длинных и утомительных арифметических выкладок тем более просто. Жюль Верн прекрасно понимал это, и не случайно ошибки в вычислениях играют ключевую роль в обосновании неожиданных сюжетных развязок нескольких его романов (здесь можно назвать такие книги, как “Вверх дном”, “Вокруг света в восемьдесят дней” и “Пятьсот миллионов бегумы”). Но, между прочим, писатель и сам ошибся в приведенной выше задаче на умножение? произведение двух чисел на самом деле равно двумстам двенадцати миллионам шести тысячам семистам тридцати шести и шести десятым! Взяв в руки калькулятор, легко убедиться в том, что 1719020x123,33 = 212006737,6.

Но в распоряжении Жюля Верна калькулятора не было. Не было у него, судя по всему, и арифмометра – при его использовании для проверки результата расчетов ошибки наверняка удалось бы избежать. В любом случае, герои романов Жюля Верна счетными приборами никогда не пользуются…

А ведь во второй половине XIX столетия, когда молодой Жюль Верн начинал свой творческий путь, таких приборов было создано уже немало. Более того, именно в это время на них начал появляться спрос и они стали превращаться в рыночный товар! В самом деле, если Блезу Паскалю не удалось найти покупателей для своих счетных машин, если счетные машины Лейбница, Гана, Стенхоупа и других изобретателей прошлого создавались в единичных экземплярах, то Тома де Кольмар изначально рассчитывал, что его арифмометр (производство первой модели которого было начато в 1820 г.) завоюет рынок.

До недавнего времени письменных свидетельств интереса Жюля Верна к вычислительной технике не было, поэтому казалось, что феномен ее зарождения он в своем творчестве полностью проигнорировал. Однако около двадцати лет назад произошло открытие, которое позволяет пересмотреть это мнение.

В 1863 г. Жюль Верн был начинающим автором, совсем недавно издавшим первый роман. Он еще только искал главную тему своего творчества, только вырабатывал свой творческий стиль. Его новая книга, футурологический роман “Город будущего” (“ La Ville du Futur ”), издателю Пьеру Жюлю Этцелю не понравилась. Он прекрасно понимал истинный потенциал молодого писателя, и ждал от него совсем другого? “Город будущего” действительно совсем не был похож на будущие шедевры Жюля Верна. Печатать роман Этцель отказался, рукопись со временем затерялась и была обнаружена только в середине восьмидесятых годов прошлого века. Первое издание романа (под названием “Париж в XX веке”) увидело свет на родине писателя в 1994 г., а спустя шесть лет появился и его русский перевод. Действие книги, не отличающейся динамичным, увлекательным сюжетом, но наполненной описаниями различных технических и технологических чудес, происходит в 1960 г. Среди этих чудес обращают на себя внимание удивительные вычислительные машины, установленные в одном из парижских банков.

Молодого человека проводили в обширное помещение в форме параллелограмма, где стояли аппараты необычной конструкции, чем-то напоминавшие огромные пианино; назначение этих машин он понял не сразу. <…> Это был счетный аппарат.

С тех пор, как Паскаль сконструировал подобный инструмент – изобретение, казавшееся тогда воистину чудом, мы ушли далеко вперед. Впоследствии архитектор Перро, граф де Стэнхоуп, Тома де Кольмар, Море и Жэйе удачно усовершенствовали счетные устройства.

Банк “Касмодаж” владел подлинными шедеврами. В самом деле, его аппараты напоминали гигантские пианино. Нажимая на клавиши, можно было мгновенно подсчитать итоговые суммы, сдачу, результаты деления и умножения, пропорции, дроби, амортизацию и сложные проценты на какие угодно сроки и с любыми процентными ставками. Самые крайние клавиши позволяли получать до ста пятидесяти процентов. Ничто не могло сравниться с такими чудесными машинами, которые без труда побили бы даже Мондё.

Однако требовалось научиться на них играть, и Мишелю предстояло брать уроки, чтобы поставить пальцы.

Как мы видим, Жюль Верн был неплохо осведомлен об истории счетных машин – об этом свидетельствуют называемые им имена Блеза Паскаля, Клода Перро и графа Стенхоупа. Но он был в курсе и современного состояния отрасли, что подтверждает упоминание счетных машин Тома де Кольмара и его многолетних конкурентов Мореля и Жайе. Нет также никаких сомнений в том, что приведенное описание навеяно впечатлениями от знаменитого “арифмометра-фортепиано” Тома де Кольмара. Об этом говорят и огромные размеры описываемой Верном вычислительной машины, да и само ее сравнение с музыкальным инструментом (ни один другой известный в то время счетный прибор таких ассоциаций вызвать не мог).

Заметим, что ко времени написания романа клавишный ввод чисел в счетные машины, хотя и предлагался некоторыми изобретателями, распространения еще не получил. Однако, как ни соблазнительно было бы отнести его упоминание на счет технического предвидения автора, скорее всего наличие клавиш в чудо-машине объясняется все той же ассоциацией с пианино.

 

Легко заметить, что при описании вычислительной машины будущего Верн в целом остался верен своему обычному принципу “локального усиления” возможностей современной ему техники. Действительно, арифмометры XIX века могли выполнять только сложение, вычитание и умножение (причем не непосредственно, а как последовательность сложений). Тем не менее, в то время это были лучшие вычислительные машины. Вот и счетная машина будущего у Жюля Верна – это тоже арифмометр, только очень большой и умеющий выполнять большее количество более сложных действий – включая расчеты, для которых требуются специальные формулы (амортизация и сложные проценты). Если проанализировать приведенные выше строки, то можно сделать вывод, что эти операции выполнялись в его машине не программным путем, а аппаратно – ведь не случайно писатель упоминает предназначенные для этой цели специальные клавиши. Таким образом, описанная Жюлем Верном счетная машина все-таки является,? несмотря на большой набор выполняемых действий? специализированной. И в этом состоит ее принципиальное отличие от Аналитической машины гениального английского ученого Чарльза Бэббиджа (Charles Babbage, 1791-1871). Машина Бэббиджа, проект которой был впервые опубликован в 1842 г., была универсальной, поскольку могла производить вычисления по произвольным формулам. Это было возможно благодаря тому, что управление процессом вычислений осуществлялось программным путем. Так что либо Жюль Верн ничего не знал об Аналитической машине, либо, подобно большинству своих современников, не сумел по достоинству оценить революционное значение идеи Бэббиджа.

И, наконец, нет никаких сомнений в том, что описанная Жюлем Верном машина является механической. Первые арифмометры с электрическим приводом появились только в начале XX века. И хотя электрические двигатели постоянного тока ко времени написания романа уже были изобретены, в описании чудо-машины нет ни одного намека на то, что она приводится в действие электричеством. Таким образом, прогноз развития вычислительной техники на сто лет, сделанный великим фантастом, никак нельзя признать ни слишком смелым, ни слишком удачным.

В то же время стоит отметить, что одновременно французский писатель проявил в своем романе немалую социальную прозорливость. Разумеется, Жюль Верн не предвидел, да и не мог предвидеть, возможностей сегодняшних компьютеров, и уж тем более дискуссий о том, может ли компьютер полностью заменить человека. Но в любом случае одна из строк романа:

Мишеля удивляло одно – отчего бухгалтера до сих пор не заменили машиной-

стала едва ли не первым в художественной литературе предсказанием будущей конкуренции человека и вычислительной машины за рабочие места.

Строго говоря, в творческом наследии Жюля Верна есть еще одно произведение, в котором упоминаются счетные машины (причем упоминаются целых три раза!)9. Это небольшой рассказ “В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году”, написанный в конце 1888 г. и напечатанный в самом начале следующего года. Действие в нем, как следует из названия, отнесено вперед уже не на сто, а на тысячу лет. Однако вычислительная техника за это время не слишком изменилась:

Тридцать ученых склонились над счетными машинами. Одни были поглощены уравнениями девяносто пятой степени, другие, словно забавляясь формулами алгебраической бесконечности и пространства в двадцати четырех измерениях, напоминали учеников начальной школы, решающих примеры на четыре правила арифметики.

Беннет, намереваясь проверить счета за сегодняшний день, направился в кабинет. Речь шла о предприятии, ежедневные расходы которого составляют восемьсот тысяч долларов! К счастью, успехи механики чрезвычайно упростили подсчеты. С помощью электросчетного пианино директор быстро справился со своей задачей.

Когда тотализатор закончил подсчет, прибыль выражалась в двухстах пятидесяти тысячах долларов за истекший день – на пятьдесят тысяч больше, чем накануне!

В последнем отрывке тотализатор (фр. totalisateur) – это механическое счетное, а точнее, суммирующее устройство. В целом же эти отрывки не показывают значительного прогресса в развитии средств вычислений за 900 лет, прошедших после времени действия романа “Город будущего”. Хотя в их описаниях имеется упоминание об электричестве, перед нами все те же арифмометры, и даже сравнение с пианино осталось актуальным...

Так что, скорее всего, можно согласиться с теми, кто считает, что Жюль Верн не был выдающимся провидцем в области техники. Однако в заключение стоит привести отрывки из работы другого великого фантаста, англичанина Герберта Уэллса (Herbert George Wells, 1866-1946) – между прочим, именно он в начале XX века своим творчеством перекинул мостик от, на наш сегодняшний взгляд, подчас действительно наивных, фантазий Жюля Верна к современной фантастической литературе. В 1905 г. Уэллс издал сочинение “Современная Утопия”, в котором, в частности, написал:

 

“<…> все эти попытки утопистов рисовать будущее, пользуясь настоящим, не выдерживают критики. Угадать то, что даст нам техника, немыслимо. Немыслимо даже для гениальных специалистов. <…> В области открытий и изобретений мы меньше всего можем предсказывать. Всякое великое открытие именно тем и велико, что открывает перед нами новые горизонты, поднимает завесу над областью, которая до тех пор была нам неизвестна. Предугадать то, что нам неизвестно, значит - объять необъятное.

Поэтому утопии, рассматривающие будущее лишь с точки зрения научного прогресса, при всем интересе, который они представляют для читателя, не могут иметь серьезного значения: быть может, завтра же будет сделано открытие, которое перевернет все наши понятия о законах природы”.

Так что, конечно, отнюдь не степень удачности технических предсказаний определяет значение творчества Жюля Верна, ведь не случайно на протяжении полутора веков его лучшие романы продолжают оставаться любимым чтением подростков во всем мире.

Из всего выше написанного мы можем сделать вывод, что НТП сыграл немаловажную роль в литературе. Люди издавна пытались что-то создавать, пытались улучшить свою жизнь и все это нашло свое отражение в произведениях авторов, которых интересовала тема НТП.


Глава 3

«Социальный опрос»

Перед тем как начать работать над своим проектом я поставила перед собой задачи, одна из которых звучала так: «Выяснить могут ли люди обходиться без техники в современном мире». Чтобы выполнить данную задачу я проводила социальный опрос среди людей от 14 до 48 лет. На мои вопросы ответило в общем 62 человека. Чтобы ознакомиться с вопросами опроса смотрите «Приложение 1»

Первый вопрос, который я задала, мне кажется самим важным. А именно: «Представляют ли люди свою жизнь без техники?». На основе сказанного отвечающих мне удалось выяснить, что более 94% людей, прошедших мой опрос, не могут обходиться без техники, так как она занимает очень важную роль. (приложение 2)

 «Без каких вещей не может обойтись человек в 21 веке?» - на этот вопрос очень многие отвечали: компьютер, телефон, телевизор, транспорт, электричество, бытовая техника (стиральная машинка, плита, холодильник и другое). Все эти вещи появились за счет НТП, что еще раз доказывает его важную роль в современном обществе. (приложение 3)

Также я спрашивала у людей, приносит ли научно-технический прогресс пользу. Оказалось, что да. Большинство ответило положительно и в доказательство своих слов приводило примеры отраслей, в которых НТП является определяющим фактором. Например: очень многие говорили про медицину, которая значительно продвинулась благодаря НТР, и сейчас многие люди могут получить лечение, которое раньше было невозможно. Также довольно большое количество опрашиваемых считает, что НТР приносит пользу в химической, научной и космической областях. Некоторые говорили о добывании и переработке нефти, сельском и домашнем хозяйстве. Благодаря научно-техническому прогрессу мы облегчаем и улучшаем свою жизнь.

На основе выше сказанного можно подумать, что НТП приносит только пользу человечеству. Однако оказалось это не так. Сейчас я имею в виду механическое и химическое загрязнение окружающей среды.

Механическое загрязнение – это загрязнение химически и физически инертным мусором среды, которое, как правило, приводит к ухудшению ее качеств и оказывает влияние на обитающих в ней организмов. В реальности механическое загрязнение идет в совокупности с физико-химическим воздействием.

Химическое загрязнение – загрязнитель приводит к изменению естественных химических свойств среды, выражаемое в повышении их концетрации, либо к проникновению веществ, которые отсутствовали в среде раньше.

Многие, проходящие мой социальный опрос говорили о вреде НТП природе и здоровью человека. Около 30% опрашиваемых думают, что НТП не приносит вред. Также некоторые считают, что все зависит от людей, и если мы будем более бережливы и внимательны, НТП не будет приносить вред.

Данные, которые я получила в ходе опроса, подтверждают мою гипотезу о том, что человек в 21 веке не может обходиться без техники. Однако чтобы нам всем комфортно и спокойно жилось нужно правильно ей пользоваться, чтобы не загрязнять окружающую среду и не портить здоровье.

 

 

Глава 4

Заключение

    Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей сегодняшней жизни. Современный человек с молоком матери впитывает представление о его несомненной пользе. Научно-технический прогресс (НТП) представляется "великим благодетелем" человечества, которого были лишены праотцы.

Как жили праотцы, не знавшие научно-технического прогресса? Их жизнь рисует нам точное слово Библии. По этому слову Авель был пастырем скота, а Каин - земледельцем. Таким образом, Господь прямым ли научением или через творческий поиск человека дал первым людям умения, обеспечивающие их пищей, одеждой и достаточным для тех климатических условий жилищем (шатрами из шкур). На этих умениях человечество прожило несколько тысячелетий, да и до сих пор пищу нам дают земледелие и скотоводство.

Достаточно ли этих умений для человеческого благополучия? Не будем брать в пример святых людей, которые и в нашем-то веке умудряются жить, как древние патриархи, и познать такое блаженство, которое никто в мире познать не может. Возьмем подобных нам обыкновенных людей. Конечно, мы не можем вызвать их из глубины веков и расспросить, но о состоянии их душ свидетельствует сотворенное ими искусство, в особенности литература.

О чем радовались наши далекие предки? О том ли, что они освоили новую технологию укладки дороги, или изобрели новые, более прочные ткани, или усовершенствовались в кораблестроении? Нет, они радовались о том же, о чем радуемся мы: о красоте окружающего мира, о любви, о добре, благородстве, живущих в человеческой душе.

О чем они плакали? О том ли, что письма из Греции друзьям в Египет идут слишком долго, а поездка туда слишком трудна? О том ли, что нельзя приготовить пищи в микроволновой печке, а потом хранить ее в холодильнике? О том ли, что нельзя полететь на Луну и высадить туда луноход? Нет, они плакали о том же, о чем плачем мы: о бренности и тленности земного бытия, о метаниях человеческой души, о самовластии греховных страстей, возмущающих мир в человеческом сообществе и в душе каждого человека.

Потому и вечны шедевры искусства, что они говорят о вечных проблемах человека, а значит ни одной из этих проблем научно-технический прогресс не решил.

Чего же все-таки мы достигли? Одной из главных задач, поставленных перед прогрессом еще в эпоху Возрождения (когда он еще не назывался научно-техническим), было освобождение человека от тягот физического труда, то есть того самого "пота лица", которым наказал Господь человека за грех. Казалось бы, мы достигли колоссальных успехов: сеялки, веялки, уборочные машины, доилки, поилки и прочее в сельском хозяйстве; экскаваторы, подъемные краны и множество машин и станков в промышленности; пылесосы, стиральные и моющие машины, программируемые плиты и печи в домашнем хозяйстве. Но каков же результат? Большинство людей как белки в колесе мечутся, добывая хлеб насущный, а некоторым, как в древние времена, приходится трудиться непосильно. Как в древности, так и теперь есть люди, которые умудряются не трудиться и жить за счет других, и этих людей как тогда, так и сейчас поражает моральное разложение, худшее, чем непосильный труд… Единственное заметное изменение - это замена преимущественно физического труда на преимущественно умственный. В результате меняется и форма переутомления: вместо усталых, ноющих мышц — издерганные нервы.

Другая благородная цель, которую ставили приверженцы научно-технического прогресса - победить нужду, то есть через достигнутое с помощью научно-технического прогресса материальное изобилие накормить голодных, одеть холодных и т.п. Успехи научно-технического прогресс в материальном производстве превзошли всякие ожидания, но желаемого результата мы не достигли. Хотя очевидно, что сегодняшний производственный потенциал способен накормить, одеть и дать крышу над головой всему земному населению, однако из-за черствости, жадности и эгоизма людей этого не происходит, и множество людей не имеют самого необходимого.

Отметим еще одну сторону проблемы имущественного не равенства: помимо людей, действительно лишенных необходимого, гораздо большее количество людей чувствуют себя обделенными из-за зависти к более богатым. Чувство же зависти невозможно насытить никаким научно-техническим прогрессом, и древний скотовод с одной козой, взирая на соседа с двумя козами, чувствовал себя так же плохо, как и владелец "жигулей", взирающий на владельца "мерседеса".

К чему же мы пришли? Несмотря на усилия множества лучших умов человечества, огромный багаж добытых знаний, множества созданных на основе этих знаний остроумнейших технологий, приблизиться к поставленным целям нам не удается.

Ощущение движения вперед поддерживается еще и тем, что внедрившиеся в нашу жизнь достижения научно-технического прогресса кажутся нам жизненно важными. Ложность этого ощущения легко увидеть на примерах новинок научно-технического прогресса, освоенных в обиходе в самое последнее время. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский написал все свои сочинения от руки, великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому посчастливилось дожить до пишущих машинок, а сейчас каждый первоклассник печатает "мама мыла раму" на компьютере и искренне уверен, что без компьютера он не сможет приготовить уроки.

Другой пример - происходящая на наших глазах мобильная телефонизация всей страны. Лет пятнадцать назад нас волновало множество вещей, но не отсутствие мобильной связи, а сегодня кажется, что жить без нее очень плохо.

Конечно, и общество подстраивается под внедрения научно-технического прогресса, делая их необходимыми. (Если задания у первоклашек будут принимать только напечатанными на принтере, то в самом деле, без компьютера уроки не сделать.)

Итак, реального движения к поставленным целям не происходит, но наша жизнь становится зависимой от все большего и большего количества вещей, то есть мы как бы "подседаем" на каждый внедренный в жизнь продукт научно-технического прогресса. Хотя, конечно, многое произведенное благодаря НТП приносит пользу и облегчает нам жизнь, но из-за этого у людей увеличиваются потребности, и чтобы их удовлетворить мы стремимся к улучшению нашей жизни, и часто это сопровождается принесением вреда окружающему нас, но на самом деле мы имеем все для счастья, важно лишь самому это понять и научиться правильно применять то, что имеем.


Приложение 1

Социальный опрос для проекта по теме:

Значение научно-технического прогресса в 21 веке

Укажите свой возраст__________

1. Представляете ли вы свою жизнь без техники?__________________________

2. Приносит ли пользу научно-технический прогресс? Если да, то в каких отраслях?

_____________________________________________________________________

3. Считаете ли вы, что научно-технический прогресс может приносить вред? Если да, почему?

______________________________________________________________________

4. Без каких вещей не может обойтись (современный) человек в 21 веке?

________________________________________________________________



Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: