Краткие теоретические сведения

Лабораторная работа № 12

МИКРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ

1. Цель работы: Ознакомиться с устройством, принципом действия и пуском двигателей постоянного тока. Снять основные характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.

Описание лабораторной установки

Исследование микродвигателя проводится на универсальном лабо- раторном стенде ЭВ-4. Описание стенда дано в лабораторной работе № 6 и № 9.

Краткие теоретические сведения

В режиме двигателя машина постоянного тока преобразует элек- трическую энергию постоянного тока в механическую. Принцип дейст- вия двигателя постоянного тока напоминает вращение рамки с током в магнитном поле. Схема двигателя параллельного возбуждения:

 

R в

ОВ           I в

Рис. 12.1.

При включении двигателя в сеть постоянного тока в обеих обмот- ках возникают токи. При этом в обмотке возбуждения ток возбуждения IВ создает магнитное поле индуктора. Взаимодействие тока якоря с магнитным полем индуктора создает вращающий момент двигателя МВР.

МВР = с·Ф·IЯ,                                                                     (12.1)

где с – постоянный коэффициент; IЯ – ток якоря;

Ф – магнитный поток.

В проводниках вращающего якоря индуктируется ЭДС:

Е = к·n·Ф,                                                                           (12.2)

где n – скорость вращения якоря.


Эта ЭДС (противо-ЭДС) направлена противоположно напряжению сети, которая уравновешивается противо-ЭДС якоря и падением напряжения на его внутреннем сопротивлении

U = E + IЯ·RЯ,                                                                 (12.3)

Это состояние называется уравнением электрического равновесия двигателя. Из (12.3) ток в цепи якоря равен:

Я
I = U–E,                                                                            (12.4)

Приведенное уравнение дает возможность объяснить принцип саморегулирования электрических двигателей. При работе двигателя в установившемся режиме момент вращения МВР равен тормозному моменту МТОР.

МВР = МТОР,                                                                       (12.5)

Предположим, что нагрузка двигателя (тормозной момент МТОР) увеличилась. При этом скорость вращения двигателя несколько уменьшится, что приведет к уменьшению противо-ЭДС (12.2). В результате этого ток якоря увеличится согласно (12.4), а, следовательно, возрастет и вращающийся момент (12.1). Это увеличение момента будет происходить до тех пор, пока снова не наступит равновесие моментов: МТОР

= МВР при несколько меньшей скорости. В случае уменьшения нагрузки изменение режима двигателя будет происходить в обратном направлении, и равенство моментов наступит при несколько большей скорости. Роль регулятора, устанавливающего соответствие между полезной механической мощностью и потребляемой электрической мощностью, выполняет противо-ЭДС (Е).

Пуск двигателя в ход.

При пуске двигателя якорь в первый момент неподвижен (n = 0) и учитывая (12.2) ЭДС якоря Е = к·n·Ф = 0. При этом согласно (12.4) пусковой ток якоря IЯП недопустимо велик, т.к. RЯ мало и определяется как:

R
IЯП =  U,                                                                             (12.6)

Я

Поэтому для ограничения пускового тока последовательно в цепь

якоря вводится сопротивление пускового реостата RП, который полностью введен перед запуском двигателя и выводится после разгона двигателя по мере возрастания противо- ЭДС (Е):


ЯП
I = U RЯ+ RП

 


Такой запуск двигателя предохраняет его якорную обмотку от

больших пусковых токов IЯП и позволяет получить в этом режиме максимальный магнитный поток.

Реверсирование двигателя.

Изменение направления вращения двигателя может быть достигнуто изменением тока или в обмотке якоря, или в обмотке возбуждения, т.к, при этом меняется знак вращающего момента. Одновременное

 

изменение направления тока в обоих обмотках направление вращения двигателя не изменяет. Переключение концов обмоток должно произ- водиться только после полной остановки двигателя.

Регулирование скорости вращения.

При совместном решении (12.2) и (12.3) определяется скорость вращения двигателя:

n = U– · ,                                                                       (12.8)

к ·Ф

Из формулы (12.8) видно, что регулировать скорость вращения

двигателя постоянного тока можно изменением напряжения сети, магнитного потока возбуждения и сопротивления цепи якоря. Наиболее распространенный способ регулирования скорости вращения двигателя

- изменение магнитного потока посредством регулировочного реостата в цепи возбуждения.

Уменьшение тока возбуждения ослабляет магнитный поток и увеличивает скорость вращения электродвигателя.

Этот способ экономичен, т.к. ток возбуждения (в двигателях параллельного возбуждения) составляет 3-5% от IН якоря, и тепловые потери в регулировочном реостате весьма малы.

Работа двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением оценивается следующими основными характеристиками:

Характеристика холостого хода: (рис.12.2) n0 = ƒ (IВ), приU = UН = const и IЯ = I0,

где n0 - скорость вращения на холостом ходу (без нагрузки), I0- ток холостого хода составляющий 5-10% IН.

Учитывая, что RЯ мало, то из (12.8) скорость двигателя определяется обратной зависимостью к магнитному потоку Ф:

n = U,                                                                             (12.9)

к · Ф

При увеличении тока в обмотке возбуждения магнитный поток из-

меняется по кривой намагничивания Ф = ƒ(IВ), поэтому зависимость между скоростью вращения двигателя n и током возбуждения IВ имеет почти гиперболический характер. При малых значениях тока возбуждения обороты меняются почти обратно пропорционально. При больших токах возбуждения начинает сказываться магнитное насыщение стали полюсов, и кривая становится более пологой и идет почти параллельно оси абсцисс. Резкое изменение – уменьшение тока возбуждения, а также случайный обрыв цепи возбуждения согласно (12.9) могут вы- звать «разнос» двигателя (при IВ → 0, а следовательно Ф также стре- мится к 0, n → ∞).

 

 

Рис. 12.2.               Рис. 12.3.                Рис. 12.4.

Внешняя характеристика (скоростная) (рис. 12.3). Это зависимость скорости вращения ротора от тока в якоре при различных механических нагрузках, при неизменном напряжении и токе возбуждения:

n = ƒ (IН), при U = UН = const, I = const.

К валу двигателя приложена нагрузка (тормозной момент). Со- гласно (8) при постоянных значениях тока возбуждения уменьшение скорости вращения n является следствием падения напряжения в цепи якоря – IЯ·RЯ и реакции якоря. При увеличении нагрузки скорость вращения уменьшается на незначительную величину, порядка 3-8%. Такая скоростная характеристика называется жесткой.

Регулировочная характеристика (рис. 12.4): IВ = ƒ(IЯ) при U = UН, n = const. Из анализа внешней характеристики видно, что скорость вращения падает с ростом нагрузки. Регулировочная характеристика дает возможность судить о том, каким образом, в каких пределах не- обходимо регулировать ток в обмотке возбуждения, чтобы поддержи- вать постоянную скорость вращения.

План работы

4.1. Ознакомиться с установкой, изучить схему работы.

4.2. Получить у преподавателя разрешение на пуск двигателя. Для пуска двигателя необходимо убедиться, что пусковой реостат RП в цепи якоря должен быть полностью введен, а регулировочный реостат RР в цепи возбуждения полностью выведен.

Включить рубильник питания и, постепенно выводя пусковой рео- стат, пустить в ход двигатель.

4.3. Снять характеристику холостого хода: n = ƒ(IВ). Характеристика снимается следующим образом: постепенно вво-

дится реостат в цепь возбуждения с таким расчетом, чтобы скорость двигателя не превысила номинальную. Снять показания (5-6 точек). Обороты вала двигателя измерить тахометром. Полученные данные записать в табл. 12.1.


Таблица 12.1

№ п/п IВ, (А) n, (об/мин)
     

По данным опыта построить характеристику холостого хода n = ƒ(IВ).

4.4. Снять внешнюю характеристику двигателя.

Внешняя характеристика снимается следующим образом:

- с помощью регулировочного реостата устанавливается постоян- ный ток возбуждения в пределах IВ = 300 - 420мА (по указанию препо- давателя). Затем постепенно увеличивают нагрузку на валу двигателя до номинального значения. При этом снимаются показания ампермет- ра, измеряющего ток якоря, и измеряются обороты вала двигателя. Ток в обмотке возбуждения поддерживается постоянным в течение всего опыта нагрузки. Полученные данные (5-6 точек) записать в табл.12.2.

Таблица 12.2

№ п/п IН, (А) n, (об/мин) Примечание
      IВ = const

По данным опыта построить внешнюю характеристику.

4.5. Снять регулировочную характеристику: IВ = ƒ(IЯ), при U = UН, n = const.

Характеристика снимается следующим образом. При холостом хо- де (или небольшой нагрузке) устанавливают по указанию преподавателя номинальную скорость вращения. Затем постепенно увеличивают нагрузку на валу двигателя и поддерживают установленную скорость вращения постоянной с помощью реостата Rрег, в цепи возбуждения. Полученные данные (5-6 отсчетов) вносят в табл12.3.

Таблица 12.3

№ п/п IН, (А) IВ, (А) Примечание
      n = const

Построить регулировочную характеристику IВ = ƒ (IН).


Контрольные вопросы

5.1. Устройство и принцип действия двигателя.

5.2. Классификация двигателей.

5.3. Особенности пуска.

5.4. Способы регулирования скорости вращения.

5.5. Саморегулирование двигателя.

5.6. Реверсирование двигателя.

5.7. Назовите и объясните характеристики двигателя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: