Лабораторная работа № 12
МИКРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ
1. Цель работы: Ознакомиться с устройством, принципом действия и пуском двигателей постоянного тока. Снять основные характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.
Описание лабораторной установки
Исследование микродвигателя проводится на универсальном лабо- раторном стенде ЭВ-4. Описание стенда дано в лабораторной работе № 6 и № 9.
Краткие теоретические сведения
В режиме двигателя машина постоянного тока преобразует элек- трическую энергию постоянного тока в механическую. Принцип дейст- вия двигателя постоянного тока напоминает вращение рамки с током в магнитном поле. Схема двигателя параллельного возбуждения:
R в
ОВ I в
Рис. 12.1.
При включении двигателя в сеть постоянного тока в обеих обмот- ках возникают токи. При этом в обмотке возбуждения ток возбуждения IВ создает магнитное поле индуктора. Взаимодействие тока якоря с магнитным полем индуктора создает вращающий момент двигателя МВР.
|
|
МВР = с·Ф·IЯ, (12.1)
где с – постоянный коэффициент; IЯ – ток якоря;
Ф – магнитный поток.
В проводниках вращающего якоря индуктируется ЭДС:
Е = к·n·Ф, (12.2)
где n – скорость вращения якоря.
Эта ЭДС (противо-ЭДС) направлена противоположно напряжению сети, которая уравновешивается противо-ЭДС якоря и падением напряжения на его внутреннем сопротивлении
U = E + IЯ·RЯ, (12.3)
Это состояние называется уравнением электрического равновесия двигателя. Из (12.3) ток в цепи якоря равен:
|
RЯ
Приведенное уравнение дает возможность объяснить принцип саморегулирования электрических двигателей. При работе двигателя в установившемся режиме момент вращения МВР равен тормозному моменту МТОР.
МВР = МТОР, (12.5)
Предположим, что нагрузка двигателя (тормозной момент МТОР) увеличилась. При этом скорость вращения двигателя несколько уменьшится, что приведет к уменьшению противо-ЭДС (12.2). В результате этого ток якоря увеличится согласно (12.4), а, следовательно, возрастет и вращающийся момент (12.1). Это увеличение момента будет происходить до тех пор, пока снова не наступит равновесие моментов: МТОР
= МВР при несколько меньшей скорости. В случае уменьшения нагрузки изменение режима двигателя будет происходить в обратном направлении, и равенство моментов наступит при несколько большей скорости. Роль регулятора, устанавливающего соответствие между полезной механической мощностью и потребляемой электрической мощностью, выполняет противо-ЭДС (Е).
|
|
Пуск двигателя в ход.
При пуске двигателя якорь в первый момент неподвижен (n = 0) и учитывая (12.2) ЭДС якоря Е = к·n·Ф = 0. При этом согласно (12.4) пусковой ток якоря IЯП недопустимо велик, т.к. RЯ мало и определяется как:
|
Я
Поэтому для ограничения пускового тока последовательно в цепь
якоря вводится сопротивление пускового реостата RП, который полностью введен перед запуском двигателя и выводится после разгона двигателя по мере возрастания противо- ЭДС (Е):
|
Такой запуск двигателя предохраняет его якорную обмотку от
больших пусковых токов IЯП и позволяет получить в этом режиме максимальный магнитный поток.
Реверсирование двигателя.
Изменение направления вращения двигателя может быть достигнуто изменением тока или в обмотке якоря, или в обмотке возбуждения, т.к, при этом меняется знак вращающего момента. Одновременное
изменение направления тока в обоих обмотках направление вращения двигателя не изменяет. Переключение концов обмоток должно произ- водиться только после полной остановки двигателя.
Регулирование скорости вращения.
При совместном решении (12.2) и (12.3) определяется скорость вращения двигателя:
n = U– IЯ · RЯ, (12.8)
к ·Ф
Из формулы (12.8) видно, что регулировать скорость вращения
двигателя постоянного тока можно изменением напряжения сети, магнитного потока возбуждения и сопротивления цепи якоря. Наиболее распространенный способ регулирования скорости вращения двигателя
- изменение магнитного потока посредством регулировочного реостата в цепи возбуждения.
Уменьшение тока возбуждения ослабляет магнитный поток и увеличивает скорость вращения электродвигателя.
Этот способ экономичен, т.к. ток возбуждения (в двигателях параллельного возбуждения) составляет 3-5% от IН якоря, и тепловые потери в регулировочном реостате весьма малы.
Работа двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением оценивается следующими основными характеристиками:
Характеристика холостого хода: (рис.12.2) n0 = ƒ (IВ), приU = UН = const и IЯ = I0,
где n0 - скорость вращения на холостом ходу (без нагрузки), I0- ток холостого хода составляющий 5-10% IН.
Учитывая, что RЯ мало, то из (12.8) скорость двигателя определяется обратной зависимостью к магнитному потоку Ф:
n = U, (12.9)
к · Ф
При увеличении тока в обмотке возбуждения магнитный поток из-
меняется по кривой намагничивания Ф = ƒ(IВ), поэтому зависимость между скоростью вращения двигателя n и током возбуждения IВ имеет почти гиперболический характер. При малых значениях тока возбуждения обороты меняются почти обратно пропорционально. При больших токах возбуждения начинает сказываться магнитное насыщение стали полюсов, и кривая становится более пологой и идет почти параллельно оси абсцисс. Резкое изменение – уменьшение тока возбуждения, а также случайный обрыв цепи возбуждения согласно (12.9) могут вы- звать «разнос» двигателя (при IВ → 0, а следовательно Ф также стре- мится к 0, n → ∞).
Рис. 12.2. Рис. 12.3. Рис. 12.4.
Внешняя характеристика (скоростная) (рис. 12.3). Это зависимость скорости вращения ротора от тока в якоре при различных механических нагрузках, при неизменном напряжении и токе возбуждения:
|
|
n = ƒ (IН), при U = UН = const, I = const.
К валу двигателя приложена нагрузка (тормозной момент). Со- гласно (8) при постоянных значениях тока возбуждения уменьшение скорости вращения n является следствием падения напряжения в цепи якоря – IЯ·RЯ и реакции якоря. При увеличении нагрузки скорость вращения уменьшается на незначительную величину, порядка 3-8%. Такая скоростная характеристика называется жесткой.
Регулировочная характеристика (рис. 12.4): IВ = ƒ(IЯ) при U = UН, n = const. Из анализа внешней характеристики видно, что скорость вращения падает с ростом нагрузки. Регулировочная характеристика дает возможность судить о том, каким образом, в каких пределах не- обходимо регулировать ток в обмотке возбуждения, чтобы поддержи- вать постоянную скорость вращения.
План работы
4.1. Ознакомиться с установкой, изучить схему работы.
4.2. Получить у преподавателя разрешение на пуск двигателя. Для пуска двигателя необходимо убедиться, что пусковой реостат RП в цепи якоря должен быть полностью введен, а регулировочный реостат RР в цепи возбуждения полностью выведен.
Включить рубильник питания и, постепенно выводя пусковой рео- стат, пустить в ход двигатель.
4.3. Снять характеристику холостого хода: n = ƒ(IВ). Характеристика снимается следующим образом: постепенно вво-
дится реостат в цепь возбуждения с таким расчетом, чтобы скорость двигателя не превысила номинальную. Снять показания (5-6 точек). Обороты вала двигателя измерить тахометром. Полученные данные записать в табл. 12.1.
Таблица 12.1
№ п/п | IВ, (А) | n, (об/мин) |
По данным опыта построить характеристику холостого хода n = ƒ(IВ).
4.4. Снять внешнюю характеристику двигателя.
Внешняя характеристика снимается следующим образом:
- с помощью регулировочного реостата устанавливается постоян- ный ток возбуждения в пределах IВ = 300 - 420мА (по указанию препо- давателя). Затем постепенно увеличивают нагрузку на валу двигателя до номинального значения. При этом снимаются показания ампермет- ра, измеряющего ток якоря, и измеряются обороты вала двигателя. Ток в обмотке возбуждения поддерживается постоянным в течение всего опыта нагрузки. Полученные данные (5-6 точек) записать в табл.12.2.
|
|
Таблица 12.2
№ п/п | IН, (А) | n, (об/мин) | Примечание |
IВ = const |
По данным опыта построить внешнюю характеристику.
4.5. Снять регулировочную характеристику: IВ = ƒ(IЯ), при U = UН, n = const.
Характеристика снимается следующим образом. При холостом хо- де (или небольшой нагрузке) устанавливают по указанию преподавателя номинальную скорость вращения. Затем постепенно увеличивают нагрузку на валу двигателя и поддерживают установленную скорость вращения постоянной с помощью реостата Rрег, в цепи возбуждения. Полученные данные (5-6 отсчетов) вносят в табл12.3.
Таблица 12.3
№ п/п | IН, (А) | IВ, (А) | Примечание |
n = const |
Построить регулировочную характеристику IВ = ƒ (IН).
Контрольные вопросы
5.1. Устройство и принцип действия двигателя.
5.2. Классификация двигателей.
5.3. Особенности пуска.
5.4. Способы регулирования скорости вращения.
5.5. Саморегулирование двигателя.
5.6. Реверсирование двигателя.
5.7. Назовите и объясните характеристики двигателя.