Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое с овощами мясо, пече(2)ая рыба, толстые колбасы, копче(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы

Промежуточная аттестация по русскому языку за курс 10 класса

 

Прочитайте текст, выполните задания.

(1)Наконец, торговец спрятал деньги в шапку и сказал, обращаясь уже на вы:

— (2)Ваша лошадь… (3)Ведите…

(4)И Егор Иваныч повел. (5)Он вел торжественно, цокал языком и называл лошадь Маруськой. (6)И только когда прошел площадь и очутился на боковой улице — понял, какое событие произошло в его жизни. (7)Он вдруг скинул с себя шапку и в восторге стал давить ее ногами, вспоминая, как хитро и умно он торговался. (8)Потом пошел дальше, размахивая от восторга руками и бормоча:

— (9)Купил!.. (10)Лошадь-то… (11)Мать честная… (12)Опутал ево… (13)Торговца-то…

(14)Когда восторг немного утих, Егор Иваныч, хитро смеясь себе в бороду, стал подмигивать прохожим, приглашая их взглянуть на покупку. (15)Но прихожие равнодушно проходили мимо.

— (16)Хоть бы землячка для сочувствия… (17)Хоть бы мне землячка встретить, — подумал Егор Иваныч.

(18)И вдруг увидел малознакомого мужика из дальней деревни.

— (19)Кум! — закричал Егор Иваныч. — (20)Кум, поди-кось поскорей сюда!

(21)Черный мужик нехотя подошел и, не здороваясь, посмотрел на лошадь.

— (22)Вот… (23)Лошадь я, этово, купил! — сказал Егор Иваныч.

— (24)Лошадь, — сказал мужик и, не зная, чего спросить, добавил: — (25)Стало быть, не было у тебя лошади?

— (26)В том-то и дело, милый, — сказал Егор Иваныч, — не было у меня лошади. (27)Если б была, не стал бы я трепаться… (28)Пойдем, я желаю тебя угостить.

— (29)Вспрыснуть, значит? — спросил земляк, улыбаясь. —(30) Можно. (31)Это можно. (32)Что можно, то можно… (33)В «Ягодку», что ли?

(34)Егор Иваныч кивнул головой, хлопнул себя по голенищу и повел за собой лошадь. (35)Земляк шел впереди.

(36)Это было в понедельник. (37) ____ в среду утром Егор Иваныч возвращался в деревню. (38)Лошади с ним не было. (39)Черный мужик провожал Егор Иваныча до немецкой слободы.

— (40)Ты не горюй, — говорил мужик. — (41)Не было у тебя лошади, да и это не лошадь. (42)Ну, пропил, — эка штука. (43)Зато, браток, вспрыснул. (44)Есть что вспомнить.

(45)Егор Иваныч шел молча, сплевывая длинную, желтую слюну. (46)И только, когда земляк, дойдя до слободы, стал прощаться, Егор Иваныч сказал тихо:

— (47)А я, милый, два года солому лопал… зря…

(48)Земляк сердито махнул рукой и пошел назад.

— (49)Стой! — закричал вдруг Егор Иваныч страшным голосом. — (50)Стой! (51)Дядя… милый!

— (52)Чего надо? — строго спросил мужик.

— (53)Дядя… милый… братишка, — сказал Егор Иваныч, моргая ресницами. — (54)Как же это? (55)Два года ведь солому зря лопал… (56)За какое самое… (57)За какое самое это… вином торгуют?..

(58)Земляк махнул рукой и пошел в город.

Задание 1

Укажите номер предложения, в котором передана точно информация, содержащаяся в тексте. Запишите номер этого предложения.

1) Егор Иванович встретил давнего хорошего знакомого и решил отметить с ним покупку лошади.

2) Егор Иванович три года мечтал о покупке лошади.

3) Егор Иванович пропил только что купленную лошадь с едва знакомым мужиком

4) Егор Иванович пропил едва купленную лошадь с первым встречным.

Задание 2

Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в предложении 37 текста.

Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в предложении №5 текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЯЗЫ́К, -а́, м.

1. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережевыванию и глотанию пищи, определяющий ее вкусовые свойства. — Жизнь каторжная! — ворчал он, перекатывая языком во рту крохи черного хлеба.

 2. Этот орган человека, участвующий в образовании звуков речи и тем самым в словесном воспроизведении мыслей; орган речи. Ни малейшего ропота не произнес его язык..

3. (мн. языки́ и устар. язы́ки). Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Древние языки.

4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль, слог. Литературный язык. Разговорный язык. Поэтический язык.

5. чего. Средство бессловесного общения. Язык формул. Язык музыки.

Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

упрочЕние

пломбировАть

красИвее

начАвший

углубИть

 

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

На прилавках магазинов города лежат ОТБОРНЫЕ овощи и фрукты.

Художественная гимнастика — один из самых ЭФФЕКТНЫХ и красивых видов спорта.

Надо вырабатывать навыки ДИПЛОМИРОВАННОГО поведения.

После просмотра фильма у меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ впечатление.

ПРОДУКТИВНЫМ было творчество юных мастеров, которые работали под руководством известного художника-оформителя.

 

  Задание 6

Выпишите № предложения, в котором допущена лексическая ошибка.

1) (28)Пойдем, я хочу тебя угостить.

2) (37) ____ в среду утром Егор Иваныч обратно возвращался в деревню.

3) — (47)А я, милый, два года солому ел… зря…

Задание 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) ЛАЖУ по крышам

2) магнитные ПОЯСА

3) с ВОСЬМЬЮСТАМИ километрами

4) РАЗОЖЖЁТ костёр

5) несколько ГРАММ

Задание 8

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) выб..лить (стены), р..внина, выт..чить (на станке)

2) п..ролон, ш..ссе, ст..пендия

3) выд..рать, прор…стать, подт..реть

4) дол…жить, заг…рать, з…рница

5) д..ван, выл..затьь, ярм..рка

Задание 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1. вд..гонку, зак…пчённый, п..трескивает;

2. под..есаул, меж..ярусный, под..язычный;

3. пр..норовиться, пр..неприятный, пр..строенный;

4. ра..тревожить, и..бежать,  ..двинуть;

5. п..мчаться, нер..сположение,..тпраздновать.

Задание 10

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) удушл..вый, доуч..ваться

2) развеш…вать, услужл..вый

3) десят..ричный, крут..зна

4) задел..вая, подворов…вать

5) улыбч..вый, развешива..мый

Задание 11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) закручива..мый, (Земля) верт..тся

2) завис..мый, (птичка) вылет..т

3) задергива..шь, опериру..мый

4) выгор..шь, раскруч..нный

5) предвид..шь, (он) мо..тся

Задание 12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Он вышел, (не)смотря на поздний час.

Ответ далеко (не)всегда следовал прямой и скорый.

(Не)спавшего уже несколько ночей Алешу клонило ко сну.

Все знали, что она (не)готова к испытанию.

Все чаще шли обложные дожди, (не)прекращающиеся иной раз целые сутки.

 

Задание 13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Шопен СРАЗУ (ЖЕ) покорил парижские салоны своеобразным и непривычным исполнением, а ТАК(ЖЕ) своим блистательным юмором и гениальными импровизациями.

ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, во Франции.

В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) глаза, аналогичные цветовые тона.

(И)ТАК, речевой этикет — явление универсальное, но в ТО(ЖЕ) время каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.

Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.

Задание 14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

 

Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое с овощами мясо, пече(2)ая рыба, толстые колбасы, копче(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

Задание 15.

Определите тип речи, соответствующий приведенному отрывку текста

— (49)Стой! — закричал вдруг Егор Иваныч страшным голосом. — (50)Стой! (51)Дядя… милый!

— (52)Чего надо? — строго спросил мужик.

— (53)Дядя… милый… братишка, — сказал Егор Иваныч, моргая ресницами. — (54)Как же это? (55)Два года ведь солому зря лопал… (56)За какое самое… (57)За какое самое это… вином торгуют?..

(58)Земляк махнул рукой и пошел в город.

1) повествование

2) рассуждение

3) описание

Задание 16.

Чем по отношению друг к другу являются слова МОЛЧА и ТИХО в приведенном отрывке текста:

(45)Егор Иваныч шел молча, сплевывая длинную, желтую слюну. (46)И только, когда земляк, дойдя до слободы, стал прощаться, Егор Иваныч сказал тихо:

— (47)А я, милый, два года солому лопал… зря…

1) синонимы

2) антонимы

3) контекстуальные синонимы

4) ничто из перечисленного

 

Задание 17

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности части текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка, цифры запишите в порядке их следования в тексте.

 

(1)Наконец, торговец спрятал деньги в шапку и сказал, обращаясь уже на вы:

— (2)Ваша лошадь… (3)Ведите…

(4)И Егор Иваныч повел. (5)Он вел торжественно, цокал языком и называл лошадь Маруськой. (6)И только когда прошел площадь и очутился на боковой улице — понял, какое событие произошло в его жизни. (7)Он вдруг скинул с себя шапку и в восторге стал давить ее ногами, вспоминая, как хитро и умно он торговался. (8)Потом пошел дальше, размахивая от восторга руками и бормоча:

— (9)Купил!.. (10)Лошадь-то… (11)Мать честная… (12)Опутал ево… (13)Торговца-то…

(14)Когда восторг немного утих, Егор Иваныч, хитро смеясь себе в бороду, стал подмигивать прохожим, приглашая их взглянуть на покупку. (15)Но прихожие равнодушно проходили мимо.

 

«М. Зощенко, как истинный мастер рассказа, в малом объёме сумел максимально полно передать читателям особенности эпизода, произошедшего на базаре. В синтаксисе частое употребление _____ (предложения 1,5,6,7,8) делает повествование живым, динамичным, а использование такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 9,10,11,12,13), помогает передать волнение и растерянность героя. В свою очередь, такие тропы, как _____ (предложения 5 «торжественно», 7 «хитро и умно») насыщают текст особой выразительностью, художественностью и вместе с тем помогают передать отношение автора к своему герою, а ____ (предложение 15) помогает показать реакцию окружающих».

 

Список терминов:

1) литота

2) сравнение

3) ряд однородных членов

4) парцелляция

5) синтаксический параллелизм

6) эпифора

7) противопоставление

8) лексические повторы

9) эпитеты

Задание 18

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

1. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

2. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

3. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

4. Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: