ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (прочитать и ответить на вопросы в конце лекции)
Одним из основоположников психосоматической медицины считают Ф. Александера (F. Alexander), американского врача и психоаналитика (1891—1964). Большой опыт психосоматических исследований и медицинской психосоматической практики накоплен церковью.
Представление о тесной взаимосвязи самочувствия человека с его психическим, прежде всего эмоциональным, состоянием является одним из важнейших в современной медицине и медицинской психологии. Изменения в психосоматической регуляции лежат в основе психосоматических болезней, или психосоматозов. В общем виде психический стрессовый фактор вызывает аффективное напряжение, активизирующее нейроэндокринную и вегетативную нервную систему с последующими изменениями в сосудистой системе и внутренних органах. Первоначально эти изменения функциональные, обратимые (психосоматические расстройства), но при продолжительном и частом повторении они могут стать органическими, необратимыми.
|
|
Таким образом, психосоматические расстройства — это нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами, острой или хронической психической травмой, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности.
Психосоматическая медицина — это:
а) наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой;
б) метод лечения психосоматических заболеваний.
К психосоматическим заболеваниям можно отнести бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, стенокардию, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, язвенный колит, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит.
Психологические факторы играют роль и в возникновении других заболеваний: мигрени, эндокринных расстройств, злокачественных новообразований. Однако следует различать истинные психосоматозы, возникновение которых определяется психическими факторами и лечение которых должно быть направлено прежде всего на их устранение и коррекцию (психотерапия и психофармакология), и остальные заболевания, включая инфекционные, на динамику которых психические и поведенческие факторы оказывают существенное воздействие, но не являются их первопричиной.
(!) Психосоматика — это направление медицинской психологии, которое занимается изучением влияния психических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний (А. В. Петровский)
|
|
Физиологические теории
В 1936 г. Ханс Селье ввел понятие стресс и описал возникающий при этом адаптационный синдром.
(!) Стресс — это важная, защитно-приспособительная неспецифическая реакция организма на любое воздействие, проявляющаяся напряжением иммунной, нервной и эндокринной систем, а затем сдвигами в работе внутренних органов.
При действии на человека какого-то раздражителя в организме возникает нейрогуморальный процесс, при котором происходит нарушение внутреннего равновесия (гомеостаза) и повышение напряжения в организме. Биологическое значение стресса определяется как процесс мобилизации защитных сил организма, т. е. начальный этап управления приспособительными процессами (Д. Н. Исаев,1996).
Лимбигеская система является местом возникновения эмоций. (limbus от лат. — «кайма»). Она кругообразно охватывает ствол мозга, воспринимает возбуждение из внешнего мира через органы чувств и воздействует на вегетативную нервную систему, внутренние органы.
Из гипоталамуса и гипофиза высвобождаются гормоны, которые активизируют эндокринную систему. Под действием АКТГ (адренокортикотропного гормона) из коры надпочечников выделяются кортизол, глюкокортикоиды, адреналин и норадреналин. При стрессе всегда происходит увеличение концентрации в крови гормонов. Именно гормоны определяют увеличение адаптационных возможностей организма, вызывая перестройку метаболических процессов, запуская вегетативные реакции, т. е. повышают выживаемость, работоспособноть, активируют противоболевую систему. Повышается активность иммунной системы. Активизируется и вегетативная нервная система, которая состоит из симпатического и парасимпатического отделов, работающих как антагонисты.
Итак, в нейрогуморальный процесс включается вначале эрготропная система (обеспечивается в большей части симпатической нервной системой), которая мобилизует ресурсы организма, способствует моторной и психической активности. Она обеспечивает прилив крови к работающим мышцам, повышает артериальное давление, расширяет коронарные и легочные артерии, учащает сердцебиение, увеличивает легочную вентиляцию, расширяет зрачок, подавляет перистальтику желудочно-кишечного тракта и секрецию пищеварительных соков. Тело готово к реакции.
Для того чтобы в организме человека восстановился гомеостаз (равновесие), нейрогуморальный процесс должен завершиться мышечной и речевой реакцией. Она бывает двух типов:
Борьба — если у человека выделяется больше норадреналина, усиливается агрессивность (тип Льва).
Бегство — если у человека выделяется больше адреналина, усиливается тревожность (тип Кролика).
Итак, сокращение поперечно-полосатой мускулатуры завершает стресс (напряжение) и восстанавливает первоначальное равновесие организма. Поджелудочная железа вырабатывает больше инсулина, чтобы расщепить глюкозу в крови. Частота сердцебиения снижается. Гормоны нейтрализуются в печени. Пищеварительный тракт возобновляет работу. Молочная кислота в мышцах нейтрализуется. Гомеостаз восстановлен.
Затем происходит новое напряжение и восстановление, и так в течение всей жизни. Полное отсутствие стресса означает смерть. Стресса не следует избегать, он тренирует приспособляемость организма в окружающей среде. Главное, чтобы он соответствовал возможностям организма.
Сам Ханс Селье говорил: «Стресс — это аромат и вкус жизни». Задача состоит в том, чтобы определить и поддержать тот уровень напряжения (тонуса), который позволяет человеку функционировать эффективно и стабильно.
При стрессе может возникнуть и промежуточная стадия: «терпение», когда продуцируется большое количество гормона кортизона. Вначале эта стадия не вызывает перенапряжения, и у каждого человека она имеет собственную длительность, которая зависит от наследственных и врожденных компонентов, от формирования познавательных процессов при воспитании и самовоспитании. Но рано или поздно организм устает выдерживать повышенное напряжение. При нарушении соотношения силы раздражителя и возможности организма разрядить напряжение возникает дистресс (перенапряжение), т. е. патологическое состояние, которое проявляется в виде психосоматических расстройств.
|
|
Адаптационный синдром. Стадии «адаптационного синдрома» X. Селье:
I — стадия тревоги. При встрече с раздражителем организм «замирает» и даже снижает функции иммунной и гуморальной систем, но при этом имобилизует свои ресурсы для ответа;
II - стадия резистентности. Организм сопротивляется стрессу, приспосабливается к новым условиям. Напряжение достигает своего максимума. В крови увеличивается концентрация глюкокортикостероидов. Активизируется иммунная система;
III - стадия истощения. Человеческие силы не беспредельны, запас энергии, необходимый для сопротивления, истощается, и начинает развиваться патологический процесс в теле человека, т. е. болезнь.
Длительный спазм сосудов приводит к гипертонической болезни, к понижению кровотока и отложению атероматозных бляшек, содержащих холестерин, на сосудистых стенках, развивается атеросклероз. Усиленное выделение соляной кислоты приводит к гастритам и язвам. Повышенное выделение гормонов щитовидной железы — к гипертиреозу и нарушению обмена веществ. Длительная задержка дыхания — к астме. Чрезмерная выработка глюкозы может стать причиной ожирения или сахарного диабета. Долгое расширение зрачков приводит к снижению зрения. И так далее. Однако, какой орган первоначально начинает подвергаться патологическим изменениям, также зависит от наследственных и врожденных качеств, от способов переработки человеком внутриличностных конфликтов, от личностных критериев и многого другого.
|
|
Итак, многократно возникающий и не получающий разрядки стресс приводит к перенапряжению (дистрессу), к патологическим нарушениям, к изменению реактивности организма, к снижению его резистентности в отношении многих патогенных воздействий (температуры, микробов, химических веществ и т. д.). Психологические расстройства создают неблагоприятный фон, на котором инфекции, онкологические и другие заболевания легко поражают организм.
Психосоматические теории
Существуют 3 группы теорий описания и объяснения психосоматических расстройств.
1. Первая группа теорий — это характерологические типологии личности. Психосоматика давно признавала склонность определенных типов личности к определенным заболеваниям. Например, описанных Гиппократом сангвиников связывают со склонностью к заболеваниям органов кровообращения, холериков и меланхоликов — к заболеваниям желчных путей.
В середине прошлого века, обследуя людей, имевших в анамнезе повторные несчастные случаи, американский врач Ф. Дан бер (F. Dunbar) выявила личностный профиль, характерный для этих людей. Она назвала его «личность, склонная к несчастьям». Это импульсивные, ведущие неупорядоченный образ жизни, любящие приключения люди, не контролирующие свою агрессивность. Они склонны к самонаказанию из-за неосознанного чувства вины.
Противоположна этому профилю «личность, склонная к ангинозным жалобам и развитию инфаркта миокарда». Это выдержанные, способные к длительной напряженной деятельности люди, они могут отказаться от сиюминутных желаний ради достижения отдаленных целей. В современной медицине применение этого подхода привело к разработке типологии личностей типа А и личностей типа Б.
Эти теории показали, что люди с разной физиологической конституцией имеют разные характеры и страдают разными заболеваниями.
2. Вторая группа теорий — психоаналитические. Психоанализ полагает, что соматические комплексы возникают на почве душевного конфликта. Благодаря 3. Фрейду было показано влияние психических конфликтов на патогенез.
Данные многочисленных наблюдений позволили выявить общие для многих психосоматических больных характеристики личности.
Сегодня они большей частью определяются понятием «алекситимия»(нарушение эмоциональных и познавательных процессов), которая характеризуется 4 типичными признаками:
А)своеобразная ограниченность фантазии. Речь такого человека бедная, связана с текущим моментом, утомляет собеседника и производит впечатление тупости;
Б) типичная неспособность выражать переживаемые чувства;
В) большое желание вступать в контакты с другими людьми и поддерживать отношения, но отношения получаются «пустыми» из-за неспособности выражать свои чувства и разбираться в чужих;
Г) наличие «ключевой фигуры» в жизни психосоматического пациента. Благодаря ей больной существует. Потеря этой «ключевой фигуры» часто обнаруживается как провоцирующая ситуация в начале болезни или при ухудшении состояния.
В дальнейшем алекситимия была обнаружена и у здоровых людей. Сегодня ее рассматривают как фактор риска развития психосоматических расстройств.
3.Третья группа теорий — интегративные модели, рассматривающие человека как биопсихосоциальное существо. Здоровье определяется как успешное приспособление к окружающему миру, а болезнь — как нанесение ущерба для организма. Болезнь не является единственным основанием для возникновения чувства болезни и страдания и наоборот. Человек может страдать, считая себя здоровым, или не страдать, несмотря на болезнь. Это говорит о том, что природа болезни, чувства болезни и страданий различна.
Психологические теории
Теория профиля личности [Данбар, 1948].
Каждому психосоматическому расстройству соответствует определенная структура личности. ИБС болеют амбициозные, готовые пожертвовать радостями, чтобы достичь цели, люди. Заболевания желудочно-кишечного тракта отмечаются у неуверенных в себе, тревожных людей. Импульсивные, любящие приключения, живущие настоящим моментом подвержены несчастным случаям. Бронхиальная астма бывает у людей эгоцентричных, изворотливых, расчетливых. Сексуально незрелые личности болеют нейродермитом.
Ф. Александер (1950) утверждал, что каждому психосоматическому заболеванию соответствует свой интрапсихический конфликт со своим определенным эмоциональным переживанием.
Он пришел к выводу, что сдержанный гнев, подавленная враждебность, заблокированная агрессия приводят к расстройствам сердечно-сосудистой системы, гипертонической болезни, мигрени. Нереализованное стремление к признанию, неудовлетворенные сексуальные потребности способствуют развитию бронхиальной астмы, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Больной нейродермитом подавляет желание физической близости.
М. Фридман и Р. Ройзенман (1974) предложили концепцию существования личностей «типа А» и «типа Б».
Представители «типа А» честолюбивы и напористы. Они нетерпеливы и требовательны по отношению как к себе, так и к другим. Обычно они стремятся к достижению цели, устанавливают перед собой нереалистические сроки и постоянно подгоняют самих себя. Их называют трудоголиками. Они не умеют переносить ожидание, неповиновение. Постоянно мечутся от одного к другому и делают несколько дел одновременно. Они сознательно стремятся к тем переменам, которые предъявляют высокие требования к их разуму и телу.
Представители «типа Б» относятся к жизни более спокойно. Они придерживаются реалистичных сроков, склонны работать медленнее и методичнее, умеют хорошо отдыхать. Они легко переносят задержки и сохраняют спокойствие и терпимость по отношению к другим людям и событиям жизни.
Как обнаружили М. Фридман и Р. Ройзенман, вероятность сердечного приступа у представителя «типа А» в 2—3 раза выше, чем у «типа Б», даже если они живут в одинаковых условиях. Их сердечно-сосудистая система реагирует на стресс сильнее, а организм почти непрерывно находится в состоянии готовности к действиям, к сражению. Целеустремленность и честолюбие необходимы в атмосфере конкуренции, но только в определенной дозе они вызывают стимулирующее напряжение. Поэтому представителей «типа А» необходимо убедить в периодическом отдыхе, если они хотят избежать заболевания, связанного со стрессом.
.
Психофизиологические теории
Рассмотрим влияние коры головного мозга на нейрогуморальный процесс (схема 7.2).
Внутренние органы работают автоматически, имеют механизмы саморегуляции. Но К. М. Быков (1947) предположил, что кора головного мозга может при определенных условиях влиять на работу внутренних органов, вплоть до обменных процессов в них. Вместе с И. Т. Курциным (1960) он создал гипотезу о кортико-висцеральном происхождении психосоматических заболеваний. Неосознанные интрапсихические конфликты могут влиять на автоматическую саморегуляцию внутренних органов и вызывать болезни.
Человек может сознательно или подсознательно подавлять эмоции, аффекты, а вследствие этого происходит «перенапряжение» в организме. И чем выше культура человека, чем больше он себя сдерживает, тем выше вероятность психосоматических изменений в его теле. Поэтому необходимо распространять среди населения знания о том, как адекватно разряжать свои эмоции.
Печаль, не выплаканная слезами, заставляет плакать другие органы (Г. Ф. Ланг).
Наши мысли, интерпретации тех или иных событий могут вызвать противоположные эмоции. Разные люди реагируют на одинаковые события неодинаково. Развод для одного — это горе, переживание, для другого — обретение свободы.
Альфред Адлер сказал: «На нас влияют не факты, а интерпретации этих фактов». «Нет ничего ни хорошего, ни плохого: это размышление делает все таковым» (Гамлет).
Модальность эмоции (положительная или отрицательная) определяется не ощущениями, возникшими в теле, а оценкой ситуации. По формуле Симонова эмоции равны потребностям, умноженным на разницу существующих и необходимых ресурсов (информации):
Э = П (Рс - Рн).
Пример: П.— Хочу мороженое.
Рс. — В кармане 4 рубля.
Рн.- Мороженое стоит 10 рублей.
Произведя математические действия, получим отрицательную эмоцию. Чтобы эмоция была положительная необходимо либо увеличить существующие ресурсы (занять деньги), либо изменить потребность (чупа-чупс за 3 рубля).
Все эмоции (и положительные, и отрицательные, и нейтральные) вызывают изменение гомеостаза, т. е. определенное напряжение в организме. Для благополучного существования необходимо, чтобы на мозг действовали раздражители, вызывающие 35% положительных эмоций, 5% — отрицательных и 60% — нейтральных. Это полностью соответствует эмоциональной «карте» головного мозга.
А для чего нужны отрицательные эмоции? Если их немного, то они стимулируют человека, заставляют искать новые решения, методы. Ведь отрицательные эмоции возникают тогда, когда деятельность не дает нужных результатов. Но если их много и если они относятся к астеническим (снижающие жизненную силу), то развиваются психосоматические изменения. То есть, отрицательные эмоции хороши только тогда, когда они стенические (повышают активность, усиливают обмен веществ, активизируют кровообращение, повышают жизнедеятельность...).
К патологическим процессам могут привести и положительные эмоции, если они чрезмерно сильны. Слышали выражение: «умер от радости»? Вот это как раз тот пример перенапряжения организма даже от положительных эмоций. Но если их меньше 35%, то появляется недостаток серотонина и ацетилхолина (медиаторов нейрогуморального процесса), а это ведет к снижению адаптивных способностей организма. Положительные эмоции помогают переносить житейские трудности, не впускают растерянность, тревожность.
В эмоциональной диете основную массу эмоций должны составлять нейтральные. Это тот необходимый «балласт», который поддерживает оптимальное напряжение в организме. Исходя из вышесказанного, для здоровья необходимо научиться целенаправленно моделировать эмоции, корректировать свои потребности, возможности с необходимостью.
Психосоциальные теории
Это, прежде всего, теории конфликтов. Причинам стресса могут являться социальные отношения, межличностные и внутриличностные конфликты. «Очеловечивание» индивида происходит только в обществе людей. В процессе общения появляются речь, навыки труда, социальные и духовные потребности, способности к творчеству.
Но личность не является застывшим конгломератом, а постоянно развивается, изменяется, имеет динамическую структуру. Рост личности происходит через внутриличностные и межличностные конфликты, которые возникают из-за рассогласования возможностей, потребностей и долженствования.
В процессе социализации личность изменяется через фазы интеграции (соединение «субличностей», т. е. своих внутренних «я») и дезинтеграции (распад личности). В периоды дезинтеграции возникают внутриличностные конфликты, которые являются либо стимулом для дальнейшего роста, либо причиной возникновения патологического процесса в душе и теле.
Если человек не проводит вовремя переоценку ценностей, то дезинтеграция личности приводит к критическим жизненным ситуациям.
Критические жизненные ситуации.
Стресс (от англ. — напряжение) — неспецифическая физическая реакция организма на ситуацию, которая требует функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Вреден дистресс, перенапряжение.
Фрустрация (от лат. — тщетное ожидание) определяется как состояние, вызванное наличием сильного желания достичь цели и преграды, препятствующей этому достижению (болезнь, лишение свободы, страх, правила, запреты).
Конфликт (от лат. — столкновение) возникает при борьбе равноценных мотивов.
Кризис (от грег. — поворотный пункт) — это перестройка личности, переоценка ценностей, изменение жизненной позиции и смысла жизни. Он характеризует состояние, порождаемое проблемой, от которой человек не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом (смерть близкого человека, тяжелое заболевание, изменение внешности, резкое изменение социального статуса и т. п.). Человек бесповоротно перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, и единственным выходом является модификация самой личности и ее смысла жизни.
Процесс социализации продолжается всю жизнь. Человеческое «я» постепенно выходит из подчинения подсознания через идентификацию себя сначала с родителями, затем с ровесниками и другими взрослыми, которые кажутся подходящими для подражания. «Я» стремится все время уравновесить инстинкты и появляющиеся новые социальные и духовные потребности.
И если развитие элементарных психических функций (начиная с ощущения и восприятия) больше зависит от наследственного фактора, то развитие высших психических функций обусловлено воспитанием и обучением. Поэтому, как и внутриличностные конфликты, межличностные разногласия могут являться либо катализаторами личностного роста, либо причиной психосоматических болезней.
Продолжением внутриличностных конфликтов являются межличностные конфликты, которые возникают из-за несовместимости целей и представлений о жизненных ценностях. Все целенаправленные действия при конфликтах можно разделить на две категории: поведение, направленное на сближение и на избегание.
Конфликтные ситуации бывают трех видов:
Сближение — сближение (желаемое — желаемое) — это конфликт между двумя равно положительными целями. Индивид должен выбрать одну из двух желаемых потребностей, следовательно, другой придется пожертвовать. Чем равноценнее потребности, тем глубже конфликт.
Например, медсестра выбирает, в каком отделении работать, если условия труда и зарплата одинаковые.
Избегание — избегание (нежелаемое — нежелаемое) — возникает при конфликте выбора между двумя нежелаемыми вещами, т. е. выбор меньшего из двух зол. Человек как можно дольше оттягивает свое решение.
Например, ухаживать за тяжелобольным с недержанием мочи и кала или за больным ребенком, проживающим очень далеко.
Сближение — избегание (желаемое — нежелаемое) — это конфликт, при котором одна и та же цель имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Например, хорошо оплачиваемая работа, ради которой надо поменять любимую специальность.
В последние годы социально-политической и экономической нестабильности люди нашей страны испытывают большое давление психоэмоционального стресса из-за потери работы, ухудшения материального положения, негативного отношения со стороны значимых лиц. Это способствует снижению самооценки личности. В условиях негативного тотального воздействия отдельные люди инстинктивно выбирают наиболее социально приемлемый способ защиты — соматизацию, «уход в болезнь».
Действительно, лучше заболеть, чем признать перед собой и другими свою некомпетентность и социальную несостоятельность. Кроме того, болезнь — наиболее безопасная форма запроса о помощи, знакомая с детства, когда ребенок, заболевая, привлекает к себе внимание родителей. В случае, когда соматизация становится ведущим способом сохранения социального статуса и самооценки личности, полное физическое излечение невозможно. Именно в этих случаях появляются множественные жалобы и боли, не соответствующие соматическому диагнозу и объективным данным клинического обследования и состояния пациента. В таких случаях работа с психотерапевтом по поиску ресурсов личности и позитивных сторон жизни пациента становится особенно значимой и необходимой.
Психосоматигеская болезнь — это психологическая надстройка в душе человека, попытка найти выход из безвыходной ситуации, последний шанс разрешить иначе не разрешимую проблему. Человек болеет для того, чтобы получить те или иные преимущества в жизни, которые он может получить только благодаря какому-то недугу. Именно поэтому болезнь так цепко держится за человека (вернее, человек держится за болезнь), и от нее трудно избавиться даже с помощью самых сильных и современных медицинских средств. Назначается огромное количество химических лекарственных средств, а выздоровление не наступает, так как не решены какие-то психологические проблемы в жизни человека, которые и вызывают перенапряжение в организме.
Человек спешит уверить врача, что был бы рад освободиться от страдания, но на самом деле он цепко держится за свою болезнь, ибо она есть его единственный, пусть неудачный, мучительный способ справиться с иначе не разрешимой ситуацией. Парадоксальным образом человек всеми силами сопротивляется лечению, сопротивляется, конечно, бессознательно, даже не подозревая об этом.
Психосоматическая болезнь — это «будильник», сигнал к тому, что конфликт требует разрешения. Многие пациенты признавали, что благодаря болезни они смогли обратить внимание на свои истинные потребности. Заболевание дало им возможность переступить определенные ограничительные социальные нормы, в которых они воспитывались, и начать развиваться и расти как личность.
Преимущества, которые дает людям болезнь (К. и С. Саймонтон):
— Болезнь дает разрешение уйти от неприятной ситуации или от решения сложных проблем.
— Она предоставляет возможность получить заботу, любовь, внимание окружающих.
— Отпадает необходимость соответствовать тем высочайшим требованиям, которые предъявляют к вам окружающие и вы сами, но на данный момент являются непосильными.
— Появляются условия для того, чтобы пересмотреть свое понимание ситуации или переориентировать необходимую для решения проблемы психическую энергию. Появляется стимул для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов поведения.
Отталкиваясь от уроков, которые преподала человеку та или иная болезнь, можно научиться распознавать свои потребности и удовлетворять их. Так, болезнь может принести реальную пользу. Но, предоставляя временную передышку, болезнь может одновременно являться для человека и ловушкой. Порой это слишком высокая цена, чтобы с ее помощью решать проблемы, которые можно было бы и так разрешить, изменив свои мысли и поведение.
Классификация психосоматических расстройств
«Под психосоматическими расстройствами понимают симптомы и синдромы нарушений соматической сферы (различных органов и систем), обусловленные индивидуально-психологическими особенностями человека и связанные со стереотипами его поведения, реакциями на стресс и способами переработки внутриличностного конфликта» [Менделевич, 2002].
Психосоматические изменения — это такие изменения, при которых на первый план выходят соматические расстройства, но на фоне невротических или психопатологических проявлений.
П. И. Сидоров и А. В. Парняков (2000) выделяют четыре большие группы психосоматических расстройств.
А. Конверсионные симптомы — это невротические расстройства, проявляющиеся в эмоционально-аффективной и соматовегетативной симптоматике как символическом выражении психологического конфликта. Напряжение вызывается определенными ситуациями или объектами, которые человек пытается избежать, что проявляется комплексом вегетативных реакций. Происходит конверсия эмоций на «символический язык тела». Например, психогенная слепота или глухота, рвота, истерические параличи. Конверсионные симптомы обратимы и возникают только в ситуациях, значимых для человека.
Пример: 3-летний ребенок не хочет идти в детский сад. Он жалуется на боли в животе, у него даже отмечается однократная рвота. Обеспокоенная мама остается с ним дома, вызывает врача. А ребенок через некоторое время бегает по квартире абсолютно здоровый. Таким конверсионным симптомом отреагировал его организм на межличностный конфликт в детском саду. Малыш не притворялся, а соматовегетативная реакция протекала на уровне подсознания.
Б. Функциональные синдромы (органные неврозы) — это психовегетативные дисфункции, которые приобрели условно-рефлекторную природу, т. е. неоднократно повторяющиеся конверсионные симптомы закрепились и проявляются в виде невроза того или иного органа или системы.
Это психические расстройства, основным признаком которых является наличие множественных, повторно возникающих и часто вилок ■ меняющихся соматических симптомов, которые обычно имеют место на протяжении ряда лет. Часто ставят такие диагнозы: «невроз сердца «психогенная одышка», «невротическая рвота» и т. п. Это соматоформные расстройства.
В. Психосоматигеские заболевания (психосоматозы). Исторически к этой группе относят семь классических психосоматических заболеваний: гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, ревматоидный артрит, нейродермит, гипертиреоидный синдром (так называемая «чикагская семерка» Александера, 1968).
П. К. Анохин указывал, что длительное переключение эмоционального напряжения создает стойкое патологическое повышение тонуса ряда внутренних органов. А сигналы с внутренних органов формируют патологическую обратную связь и способствуют усилению психосоматических расстройств. Возникает замкнутый круг. В сочетании с негативными эмоциями эти процессы длительно фиксируются в центральной нервной системе (ЦНС), а в органах и тканях появляются уже не функциональные, а органические изменения.
Г. Психосоматигеские расстройства, связанные с особенностями эмоционалъно-личностного реагирования и поведения. Эти расстройства вытекают из особенностей личности и ее переживаний, что приводит к поведению, результатом которого является нарушение здоровья (алкоголизм, наркомания, переедание с ожирением и др.).
Установить наличие психосоматических расстройств возможно благодаря следующим показателям:
• Несоответствие жалоб объективным данным соматического состояния пациента.
• Необычные и несвойственные соматическим состояниям болезненные ощущения.
• Наличие симптомов эмоционального расстройства (тревога, страх, обидчивость, раздражительность, плаксивость, апатия).
• Жалобы на нарушенные отношения и конфликты с
окружающими людьми.
• Беспокойство пациента по поводу своего социального
статуса.
• Эффективность психотропной терапии.
Способы предупреждения и преодоления стресса
В медицине XXI в. большая роль отводится профилактике психосоматических изменений в организме человека. Профилактика должна рассматриваться в трех аспектах: социальном, психологическом и медицинском. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сказано: «Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».
В социальном аспекте большое значение имеет создание оптимальных условий жизни людей, решение экономических проблем, пропаганда морально-этических норм поведения через кино, телевидение, печать, интернет. Необходимо воспитывать потребность в здоровом образе жизни, говорить о вредности гиподинамии, гиперфагии и так называемой «гиперпсихии».
Гиподинамия — пониженная двигательная активность, приводи к «мышечному голоду» и накоплению психического напряжения в организме, не находящего выхода. Необходимо заниматься физкультурой, спортом, активно отдыхать, а не лежать на диване у телевизора. Под «гиперпсихией» подразумевается повышенный поток информации, шума, что ведет к нарушению адаптационных механизмов. Поэтому человеку периодически необходимо бывать в тишине, выезжать на природу, вовремя отдыхать. Гиперфагия — переедание — ведет к повышенному риску возникновения ожирения и атеросклероза. В настоящее время производится очень много энергонасыщенных продуктов. Эта лишняя энергия в сочетании с гиподинамией приносит непоправимый вред организму.
Кроме этого, людей надо обучать, как адекватно разряжать свои эмоции. Помимо физкультуры и спорта рекомендуются занятия танцами, подвижные игры, пение, дыхательные упражнения, работа в саду и огороде. Необходимо постоянно указывать на вред курения, алкоголя, наркотиков.
Касаясь медицинского аспекта, можно отметить в первую очередь необходимость закаливания организма. Применение контрастного душа, сауны, «моржевания» повышает адаптационные механизмы. Предлагаются также: фитотерапия, бальнеотерапия, легкие седативные препараты, витамины, биологически активные добавки, электросон, рефлексотерапия, массаж, плавание.
Для снижения возбудимости применяют: овес, пустырник, валериану, пион, хмель, душицу, мелиссу, чабрец, цикорий. А для усиления умственной и физической работоспособности применяют: женьшень, элеутероккок, китайский лимонник, левзею софлоровидную, радиолу розовую (золотой корень), препараты из заманихи, аралии, стернулии, неокостенелых рогов пятнистого оленя (пантокрин).
При тревожных расстройствах, сопровождающихся выраженными вегетативными нарушениями, назначаются: грандаксин, седуксен, мезапам, феназепам. При депрессиях с вегетативными проявлениями — коаксил, амитриптилин и другие аитидепрессанты.
Психологический аспект профилактики психосоматических изменений включает выработку «саногенного» мышления (способствующего здоровью), житейской мудрости. Человек должен научиться реально, воспринимать окружающий мир и адекватно реагировать на него, постоянно преодолевать стереотипии мысли и поведения, обучаться копинг-поведению (совладанию с угрожающей ситуацией), воспитывать в себе навык реагировать на непосредственные неприятные события, а не на воображаемые, уметь моделировать эмоциональную диету, уметь придерживаться индивидуального ритма жизни, регулировать количество и качество проблем в своей жизни, а для этого необходимо познавать себя и расширять самосознание. Если возникла проблема, решение которой не зависит от человека, то следует отрегулировать свое отношение к ней.
Существует древняя молитва: «Господи, дай мне силы, энергии в преодолении трудностей, препятствий, которые я могу преодолеть. Господи, дай мне терпения и помоги принять в моменты испытания и искушения все, что от меня не зависит, что изменить я не могу. Господи, дай мне мудрости отличить одно от другого».
Для профилактики психосоматических расстройств широко применяют методы психической саморегуляции (ПСР). Так называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. К таким методам относятся: аутогенная тренировка, нервно-мышечная релаксация, психогимнастика, дыхательные упражнения.
Результаты исследований показали, что, находясь в состоянии релаксации, человек способен изменять скорость работы внутренних органов, температуру тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрировать внимание, повышать работоспособность. В этом состоянии нейрогуморальные и психические процессы являются прямо противоположными процессам, происходящим в организме при стрессовых ситуациях.
Приемы самопомощи в острой стрессовой ситуации
• Не принимать никаких решений (исключение — если надо спасать жизнь).
• Посчитать медленно до 10 и назад.
• Смочить лоб, виски холодной водой.
• Выпить воду, сконцентрировав внимание на том, как она проходит по горлу.
• Сделать несколько дыхательных упражнений. Глубокий, медленный вдох через нос со счетом. При этом вначале должен выпячиваться живот, а затем должна расширяться грудная клетка. Сделать паузу, задержать дыхание и затем резко, коротко выдохнуть через рот.
• Медленно осмотреться по сторонам, перечисляя окружающие предметы.
• Найти мелкий предмет (пуговицу, камешек), разглядеть его, затем, закрыв глаза, представить его.
• Начать выполнение какой-либо физической работы.
Приемы копинг-поведения
Копинг-поведение — это поведение для совладания с угрожающей ситуацией. Оно является активной формой реагирования на стресс и защищает организм от перенапряжения.
• Переключить на некоторое время внимание от неприятной ситуации на другую проблему, более легко решаемую и интересную.
• Изменить масштаб события. Посмотреть на него из далекого будущего или со стороны.
• Оправдать себя в данный момент, но, проанализировав ситуацию, осознать, какие действия не следует повторять. Ситуацию принять как урок.
• Вспомнить хорошие события, думать о своих достижениях в прошлом, верить в лучший исход.
• В любой ситуации можно найти комические стороны, использовать юмор.
• Не стесняться слез, смеха, возгласов в соответствующих ситуациях.
• Мысленно ставить перед собой барьер, зеркало. Выдерживать длительную паузу перед ответом обидчику.
• Какое-то время без умственного напряжения заниматься физической работой или активно двигаться.
Вопросы для проверки знаний:
- Когда возникает нейрогуморальный процесс?
- Что при этом происходит?
- Биологическое значение стресса.
- Что собой представляет лимбическая система?
- Какие гормоны высвобождаются из гипоталамуса и гипофиза?
- Какую роль гормоны выполняют при стрессе?
- Дать характеристику мышечной и речевой реакций.
- Описать процесс восстановления гомеостаза.
- Что происходит в промежуточной стадии стресса?