Физиологические теории

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (прочитать и ответить на вопросы в конце лекции)

  Одним из основоположников психосоматической медицины считают Ф. Александера (F. Alexander), американского врача и психоаналитика (1891—1964). Большой опыт психосоматических исследований и медицинской психосоматической практики на­коплен церковью.

   Представление о тесной взаимосвязи самочувствия человека с его психическим, прежде всего эмоциональным, состоянием является одним из важнейших в современной медицине и медицинской психологии. Изменения в психосоматической регуляции лежат в основе психосо­матических болезней, или психосоматозов. В общем виде психический стрессовый фактор вызывает аффективное напряжение, активизиру­ющее нейроэндокринную и вегетативную нервную систему с после­дующими изменениями в сосудистой системе и внутренних органах. Первоначально эти изменения функциональные, обратимые (психосо­матические расстройства), но при продолжительном и частом повто­рении они могут стать органическими, необратимыми.

 

Таким образом, психосоматические расстройства — это нару­шения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психи­ческими факторами, острой или хронической психической трав­мой, специфическими особенностями эмоционального реагиро­вания личности.

Психосоматическая медицина — это:

а) наука о взаимоотношени­ях психических и соматических процессов, которые тесно связыва­ют человека с окружающей средой;

б) метод лечения психосомати­ческих заболеваний.

 К психосоматическим заболеваниям можно отнести бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, стенокар­дию, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, са­харный диабет, язвенный колит, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит.

Психологические факторы играют роль и в возникновении дру­гих заболеваний: мигрени, эндокринных расстройств, злокачествен­ных новообразований. Однако следует различать истинные психосоматозы, возникновение которых определяется психическими факторами и лечение которых должно быть направлено прежде все­го на их устранение и коррекцию (психотерапия и психофармаколо­гия), и остальные заболевания, включая инфекционные, на динами­ку которых психические и поведенческие факторы оказывают существенное воздействие, но не являются их первопричиной.

 

(!) Психосоматика — это направление медицинской пси­хологии, которое занимается изучением влияния психи­ческих факторов на возникновение и течение соматиче­ских заболеваний (А. В. Петровский)

               

Физиологические теории

  В 1936 г. Ханс Селье ввел понятие стресс и описал воз­никающий при этом адаптационный синдром.

(!) Стресс — это важная, защитно-приспособительная неспецифическая реакция организма на любое воздейст­вие, проявляющаяся напряжением иммунной, нервной и эндокринной систем, а затем сдвигами в работе внутрен­них органов.

               При действии на человека какого-то раздражителя в ор­ганизме возникает нейрогуморальный процесс, при котором происходит нарушение внутреннего равновесия (гомеостаза) и повышение напряжения в организме. Биологическое значение стресса определяется как процесс мобилизации защитных сил организма, т. е. начальный этап управления приспособительными процессами (Д. Н. Исаев,1996).

                Лимбигеская система является местом возникновения эмоций. (limbus от лат. — «кайма»). Она кругообразно охва­тывает ствол мозга, воспринимает возбуждение из внешнего мира через органы чувств и воздействует на вегетативную нервную систему, внутренние органы.

Из гипоталамуса и гипофиза высвобождаются гормоны, которые активизируют эндокринную систему. Под дейст­вием АКТГ (адренокортикотропного гормона) из коры надпочечников выделяются кортизол, глюкокортикоиды, ад­реналин и норадреналин. При стрессе всегда происходит уве­личение концентрации в крови гормонов. Именно гормоны определяют увеличение адаптационных возможностей орга­низма, вызывая перестройку метаболических процессов, запуская вегетативные реакции, т. е. повышают выживаемость, работоспособноть, активируют противоболевую систему. Повышается активность иммунной системы. Активизиру­ется и вегетативная нервная система, которая состоит из симпатического и парасимпатического отделов, работающих как антагонисты.

                       Итак, в нейрогуморальный процесс включается вначале эрготропная система (обеспечивается в большей части симпатической нервной системой), которая мобилизует ресурсы организма, способствует моторной и психической активности. Она обеспечивает прилив крови к работающим мышцам, повышает артериальное давление, расширяет коронарные и легочные артерии, учащает сердцебиение, увеличивает легочную вентиляцию, расширяет зрачок, подавляет перистальтику желудочно-кишечного тракта и секрецию пищеварительных соков. Тело готово к реакции.

       Для того чтобы в организме человека восстановился гомеостаз (равновесие), нейрогуморальный процесс должен завершиться мышечной и речевой реакцией. Она бывает двух типов:

Борьба — если у человека выделяется больше норадреналина, усиливается агрессивность (тип Льва).

Бегство — если у человека выделяется больше адреналина, усиливается тревожность (тип Кролика).

     Итак, сокращение поперечно-полосатой мускулатуры завершает стресс (напряжение) и восстанавливает первоначальное равновесие организма. Поджелудочная железа вырабатывает больше инсулина, чтобы расщепить глюкозу в крови. Частота сердцебиения снижается. Гормоны нейтрализуются в печени. Пищеварительный тракт возобновляет работу. Молочная кислота в мышцах нейтрализуется. Гомеостаз восстановлен.

        Затем происходит новое напряжение и восстановление, и так в течение всей жизни. Полное отсутствие стресса означает смерть. Стресса не следует избегать, он тренирует приспособляемость организма в окружающей среде. Главное, чтобы он соответствовал возможностям организма.

       Сам Ханс Селье говорил: «Стресс — это аромат и вкус жизни». Задача состоит в том, чтобы определить и поддержать тот уровень напряжения (тонуса), который позволяет человеку функционировать эффективно и стабильно.

         При стрессе может возникнуть и промежуточная стадия: «терпение», когда продуцируется большое количество гормона кортизона. Вначале эта стадия не вызывает перенапряжения, и у каждого человека она имеет собственную длительность, которая зависит от наследственных и врожденных компонентов, от формирования познавательных процессов при воспитании и самовоспитании. Но рано или поздно организм устает выдерживать повышенное напряжение. При нарушении соотношения силы раздражителя и возможности организма разрядить напряжение возникает дистресс (перенапряжение), т. е. патологическое состояние, которое проявляется в виде психосоматических расстройств.

 

Адаптационный синдром. Стадии «адаптационного синдрома» X. Селье:

        I — стадия тревоги. При встрече с раздражителем организм «замирает» и даже снижает функции иммунной и гуморальной систем, но при этом имобилизует свои ресурсы для ответа;

      II - стадия резистентности. Организм сопротивляется стрессу, приспосабливается к новым условиям. Напряжение достигает своего максимума. В крови увеличивается концентрация глюкокортикостероидов. Активизируется иммунная система;

     III - стадия истощения. Человеческие силы не беспредельны, запас энергии, необходимый для сопротивления, истощается, и начинает развиваться патологический процесс в теле человека, т. е. болезнь.

 

       Длительный спазм сосудов приводит к гипертонической болезни, к понижению кровотока и отложению атероматозных бляшек, содержащих холестерин, на сосудистых стенках, развивается атеросклероз. Усиленное выделение соляной кислоты приводит к гастритам и язвам. Повышенное выделение гормонов щитовидной железы — к гипертиреозу и нарушению обмена веществ. Длительная задержка дыхания — к астме. Чрезмерная выработка глюкозы может стать причиной ожирения или сахарного диабета. Долгое расширение зрачков приводит к снижению зрения. И так далее. Однако, какой орган первоначально начинает подвергаться патологи­ческим изменениям, также зависит от наследственных и врожденных качеств, от способов переработки человеком внутриличностных конфликтов, от личностных критериев и многого другого.

       Итак, многократно возникающий и не получающий раз­рядки стресс приводит к перенапряжению (дистрессу), к па­тологическим нарушениям, к изменению реактивности орга­низма, к снижению его резистентности в отношении многих патогенных воздействий (температуры, микробов, химических веществ и т. д.). Психологические расстройства создают неблагоприятный фон, на котором инфекции, онкологиче­ские и другие заболевания легко поражают организм.

 

Психосоматические теории

Существуют 3 группы теорий описания и объяснения психосо­матических расстройств.

1. Первая группа теорий — это характерологические типологии личности. Психосоматика давно признавала склонность опреде­ленных типов личности к определенным заболеваниям. Напри­мер, описанных Гиппократом сангвиников связывают со склон­ностью к заболеваниям органов кровообращения, холериков и меланхоликов — к заболеваниям желчных путей.

В середине прошлого века, обследуя людей, имевших в анам­незе повторные несчастные случаи, американский врач Ф. Дан бер (F. Dunbar) выявила личностный профиль, характерный для этих людей. Она назвала его «личность, склонная к несчастьям». Это импульсивные, ведущие неупорядоченный образ жизни, лю­бящие приключения люди, не контролирующие свою агрессив­ность. Они склонны к самонаказанию из-за неосознанного чув­ства вины.

Противоположна этому профилю «личность, склонная к анги­нозным жалобам и развитию инфаркта миокарда». Это выдержан­ные, способные к длительной напряженной деятельности люди, они могут отказаться от сиюминутных желаний ради достижения отдаленных целей. В современной медицине применение этого подхода привело к разработке типологии личностей типа А и лич­ностей типа Б.

Эти теории показали, что люди с разной физиологической конституцией имеют разные характеры и страдают разными забо­леваниями.

 

 2. Вторая группа теорий — психоаналитические. Психоанализ пола­гает, что соматические комплексы возникают на почве душевного конфликта. Благодаря 3. Фрейду было показано влияние психи­ческих конфликтов на патогенез.

Данные многочисленных наблюдений позволили выявить об­щие для многих психосоматических больных характеристики лич­ности.

       Сегодня они большей частью определяются понятием «алекситимия»(нарушение эмоциональных и познавательных процессов), которая характеризуется 4 типичными признаками:

А)своеобразная ограниченность фантазии. Речь такого человека бедная, связана с текущим моментом, утомляет собеседника и производит впечатление тупости;

Б) типичная неспособность выражать переживаемые чувства;

 В) большое желание вступать в контакты с другими людьми и поддерживать отношения, но отношения получаются «пусты­ми» из-за неспособности выражать свои чувства и разбираться в чужих;

Г) наличие «ключевой фигуры» в жизни психосоматического па­циента. Благодаря ей больной существует. Потеря этой «клю­чевой фигуры» часто обнаруживается как провоцирующая си­туация в начале болезни или при ухудшении состояния.

         В дальнейшем алекситимия была обнаружена и у здоровых людей. Сегодня ее рассматривают как фактор риска развития пси­хосоматических расстройств.

 

3.Третья группа теорий — интегративные модели, рассматриваю­щие человека как биопсихосоциальное существо. Здоровье опре­деляется как успешное приспособление к окружающему миру, а болезнь — как нанесение ущерба для организма. Болезнь не яв­ляется единственным основанием для возникновения чувства бо­лезни и страдания и наоборот. Человек может страдать, считая себя здоровым, или не страдать, несмотря на болезнь. Это говорит о том, что природа болезни, чувства болезни и страданий различ­на.

 

                                             Психологические теории

 

         Те­ория профиля личности [Данбар, 1948].

   Каждому психосоматическому расстройству соответствует опреде­ленная структура личности. ИБС болеют амбициозные, готовые пожер­твовать радостями, чтобы достичь цели, люди. Заболевания желудоч­но-кишечного тракта отмечаются у неуверенных в себе, тревожных людей. Импульсивные, любящие приключения, живущие настоящим моментом подвержены несчастным случаям. Бронхиальная астма быва­ет у людей эгоцентричных, изворотливых, расчетливых. Сексуально не­зрелые личности болеют нейродермитом.

        Ф. Александер (1950) утверждал, что каждому психосоматическому заболеванию соответствует свой интрапсихический конфликт со своим определенным эмоциональным переживанием.

     Он пришел к выводу, что сдержанный гнев, подавленная враждеб­ность, заблокированная агрессия приводят к расстройствам сердеч­но-сосудистой системы, гипертонической болезни, мигрени. Нереализо­ванное стремление к признанию, неудовлетворенные сексуальные по­требности способствуют развитию бронхиальной астмы, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Больной нейродерми­том подавляет желание физической близости.

         М. Фридман и Р. Ройзенман (1974) предложили концеп­цию существования личностей «типа А» и «типа Б».

      Представители «типа А» честолюбивы и напористы. Они нетерпе­ливы и требовательны по отношению как к себе, так и к другим. Обыч­но они стремятся к достижению цели, устанавливают перед собой нере­алистические сроки и постоянно подгоняют самих себя. Их называют трудоголиками. Они не умеют переносить ожидание, неповиновение. Постоянно мечутся от одного к другому и делают несколько дел одновременно. Они сознательно стремятся к тем переменам, которые предъ­являют высокие требования к их разуму и телу.

          Представители «типа Б» относятся к жизни более спокойно. Они придерживаются реалистичных сроков, склонны работать медленнее и методичнее, умеют хорошо отдыхать. Они легко переносят задержки и сохраняют спокойствие и терпимость по отношению к другим людям и событиям жизни.

        Как обнаружили М. Фридман и Р. Ройзенман, вероят­ность сердечного приступа у представителя «типа А» в 2—3 раза выше, чем у «типа Б», даже если они живут в одинако­вых условиях. Их сердечно-сосудистая система реагирует на стресс сильнее, а организм почти непрерывно находится в состоянии готовности к действиям, к сражению. Целеуст­ремленность и честолюбие необходимы в атмосфере конку­ренции, но только в определенной дозе они вызывают стимулирующее напряжение. Поэтому представителей «ти­па А» необходимо убедить в периодическом отдыхе, если они хотят избежать заболевания, связанного со стрессом.

.

                                      Психофизиологические теории

            Рас­смотрим влияние коры головного мозга на нейрогуморальный процесс (схема 7.2).

          Внутренние органы работают автоматически, имеют ме­ханизмы саморегуляции. Но К. М. Быков (1947) предполо­жил, что кора головного мозга может при определенных усло­виях влиять на работу внутренних органов, вплоть до обмен­ных процессов в них. Вместе с И. Т. Курциным (1960) он создал гипотезу о кортико-висцеральном происхождении психосоматических заболеваний. Неосознанные интрапсихические конфликты могут влиять на автоматическую саморегуляцию внутренних органов и вызывать болезни.

        Человек может сознательно или подсознательно подав­лять эмоции, аффекты, а вследствие этого происходит «пере­напряжение» в организме. И чем выше культура человека, чем больше он себя сдерживает, тем выше вероятность психосома­тических изменений в его теле. Поэтому необходимо распро­странять среди населения знания о том, как адекватно разря­жать свои эмоции.

Печаль, не выплаканная слезами, заставляет плакать другие органы (Г. Ф. Ланг).

 

         Наши мысли, интерпретации тех или иных событий мо­гут вызвать противоположные эмоции. Разные люди реаги­руют на одинаковые события неодинаково. Развод для одно­го — это горе, переживание, для другого — обретение свободы.

Альфред Адлер сказал: «На нас влияют не факты, а интерпретации этих фактов». «Нет ничего ни хорошего, ни плохого: это размышление делает все таковым» (Гамлет).

 

         Модальность эмоции (положительная или отрицатель­ная) определяется не ощущениями, возникшими в теле, а оценкой ситуации. По формуле Симонова эмоции равны по­требностям, умноженным на разницу существующих и необ­ходимых ресурсов (информации):

Э = П (Рс - Рн).

Пример: П.— Хочу мороженое.

Рс. — В кармане 4 рубля.

Рн.- Мороженое стоит 10 рублей.

Произведя математические действия, получим отрицательную эмо­цию. Чтобы эмоция была положительная необходимо либо увеличить существующие ресурсы (занять деньги), либо изменить потребность (чупа-чупс за 3 рубля).

             Все эмоции (и положительные, и отрицательные, и ней­тральные) вызывают изменение гомеостаза, т. е. определен­ное напряжение в организме. Для благополучного существо­вания необходимо, чтобы на мозг действовали раздражите­ли, вызывающие 35% положительных эмоций, 5%отрицательных и 60%нейтральных. Это полностью соот­ветствует эмоциональной «карте» головного мозга.

                 А для чего нужны отрицательные эмоции? Если их немного, то они стимулируют человека, заставляют искать новые решения, методы. Ведь отрицательные эмоции возникают тогда, когда деятельность не дает нужных результатов. Но если их много и если они относятся к ас­теническим (снижающие жизненную силу), то развиваются психосоматические изменения. То есть, отрицательные эмоции хороши только тогда, когда они стенические (повышают активность, усиливают обмен веществ, активизиру­ют кровообращение, повышают жизнедеятельность...).

            К патологическим процессам могут привести и положительные эмоции, если они чрезмерно сильны. Слышали выражение: «умер от ра­дости»? Вот это как раз тот пример перенапряжения организма даже от положительных эмоций. Но если их меньше 35%, то появляется недо­статок серотонина и ацетилхолина (медиаторов нейрогуморального процесса), а это ведет к снижению адаптивных способностей организма. Положительные эмоции помогают переносить житейские трудности, не впускают растерянность, тревожность.

В эмоциональной диете основную массу эмоций должны составлять нейтральные. Это тот необходимый «балласт», который поддерживает оптимальное напряжение в организме. Исходя из вышесказанного, для здоровья необходимо научиться целенаправленно моделировать эмоции, корректировать свои потребности, возможности с необходимостью.

 

                                           Психосоциальные теории

           Это, прежде всего, теории конфликтов. Причинам стресса могут являться социальные отношения, межличностные и внутриличностные конфликты. «Очеловечивание» индивида происходит только в обществе людей. В процессе общения появляются речь, навыки труда, социальные и духов­ные потребности, способности к творчеству.

Но личность не является застывшим конгломератом, а по­стоянно развивается, изменяется, имеет динамическую струк­туру. Рост личности происходит через внутриличностные и межличностные конфликты, которые возникают из-за рассогласования возможностей, потребностей и долженствования.

         В процессе социализации личность изменяется через фа­зы интеграции (соединение «субличностей», т. е. своих внут­ренних «я») и дезинтеграции (распад личности). В периоды дезинтеграции возникают внутриличностные конфликты, кото­рые являются либо стимулом для дальнейшего роста, либо причиной возникновения патологического процесса в душе и теле.

         Если человек не проводит вовремя переоценку ценно­стей, то дезинтеграция личности приводит к критическим жизненным ситуациям.

 

                               

                               Критические жизненные ситуации.

           Стресс (от англ. — напряжение) — неспецифическая фи­зическая реакция организма на ситуацию, которая требует функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Вреден дистресс, перенапряжение.

           Фрустрация (от лат. — тщетное ожидание) определяет­ся как состояние, вызванное наличием сильного желания до­стичь цели и преграды, препятствующей этому достижению (болезнь, лишение свободы, страх, правила, запреты).

            Конфликт (от лат. — столкновение) возникает при борьбе равноценных мотивов.

           Кризис (от грег. — поворотный пункт) — это перестройка личности, переоценка ценностей, изменение жизненной по­зиции и смысла жизни. Он характеризует состояние, порож­даемое проблемой, от которой человек не может уйти и ко­торую не может разрешить в короткое время и привычным способом (смерть близкого человека, тяжелое заболевание, изменение внешности, резкое изменение социального статуса и т. п.). Человек бесповоротно перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, и единственным выходом является мо­дификация самой личности и ее смысла жизни.

          Процесс социализации продолжается всю жизнь. Челове­ческое «я» постепенно выходит из подчинения подсознания через идентификацию себя сначала с родителями, затем с ро­весниками и другими взрослыми, которые кажутся подходящи­ми для подражания. «Я» стремится все время уравновесить ин­стинкты и появляющиеся новые социальные и духовные по­требности.

               И если развитие элементарных психических функций (начиная с ощущения и восприятия) больше зависит от на­следственного фактора, то развитие высших психических функций обусловлено воспитанием и обучением. Поэтому, как и внутриличностные конфликты, межличностные разно­гласия могут являться либо катализаторами личностного ро­ста, либо причиной психосоматических болезней.

              Продолжением внутриличностных конфликтов являются межличностные конфликты, которые возникают из-за несо­вместимости целей и представлений о жизненных ценностях. Все целенаправленные действия при конфликтах можно раз­делить на две категории: поведение, направленное на сбли­жение и на избегание.

 

Конфликтные ситуации бывают трех видов:

Сближение — сближение (желаемое — желаемое) — это конфликт между двумя равно положительными целями. Ин­дивид должен выбрать одну из двух желаемых потребностей, следовательно, другой придется пожертвовать. Чем равно­ценнее потребности, тем глубже конфликт.

Например, медсестра выбирает, в каком отделении работать, если усло­вия труда и зарплата одинаковые.

Избеганиеизбегание (нежелаемое — нежелаемое) — воз­никает при конфликте выбора между двумя нежелаемыми вещами, т. е. выбор меньшего из двух зол. Человек как мож­но дольше оттягивает свое решение.

Например, ухаживать за тяжелобольным с недержанием мочи и кала или за больным ребенком, проживающим очень далеко.

Сближение — избегание (желаемое — нежелаемое) — это конфликт, при котором одна и та же цель имеет как положи­тельные, так и отрицательные стороны.

Например, хорошо оплачиваемая работа, ради которой надо поменять любимую специальность.

         В последние годы социально-политической и экономиче­ской нестабильности люди нашей страны испытывают боль­шое давление психоэмоционального стресса из-за потери ра­боты, ухудшения материального положения, негативного от­ношения со стороны значимых лиц. Это способствует снижению самооценки личности. В условиях негативного то­тального воздействия отдельные люди инстинктивно выбирают наиболее социально приемлемый способ защиты — соматизацию, «уход в болезнь».

        Действительно, лучше заболеть, чем признать перед со­бой и другими свою некомпетентность и социальную несо­стоятельность. Кроме того, болезнь — наиболее безопасная форма запроса о помощи, знакомая с детства, когда ребенок, заболевая, привлекает к себе внимание родителей. В случае, когда соматизация становится ведущим способом сохране­ния социального статуса и самооценки личности, полное физическое излечение невозможно. Именно в этих случаях появляются множественные жалобы и боли, не соответству­ющие соматическому диагнозу и объективным данным кли­нического обследования и состояния пациента. В таких слу­чаях работа с психотерапевтом по поиску ресурсов личности и позитивных сторон жизни пациента становится особенно значимой и необходимой.

              Психосоматигеская болезнь — это психологическая над­стройка в душе человека, попытка найти выход из безвыход­ной ситуации, последний шанс разрешить иначе не разреши­мую проблему. Человек болеет для того, чтобы получить те или иные преимущества в жизни, которые он может полу­чить только благодаря какому-то недугу. Именно поэтому болезнь так цепко держится за человека (вернее, человек держится за болезнь), и от нее трудно избавиться даже с по­мощью самых сильных и современных медицинских средств. Назначается огромное количество химических лекарствен­ных средств, а выздоровление не наступает, так как не реше­ны какие-то психологические проблемы в жизни человека, которые и вызывают перенапряжение в организме.

                   Человек спешит уверить врача, что был бы рад освободи­ться от страдания, но на самом деле он цепко держится за свою болезнь, ибо она есть его единственный, пусть неудач­ный, мучительный способ справиться с иначе не разрешимой ситуацией. Парадоксальным образом человек всеми силами сопротивляется лечению, сопротивляется, конечно, бессоз­нательно, даже не подозревая об этом.

                    Психосоматическая болезнь — это «будильник», сигнал к тому, что конфликт требует разрешения. Многие пациенты признавали, что благодаря болезни они смогли обратить внимание на свои истинные потребности. Заболевание дало им возможность переступить определенные ограничитель­ные социальные нормы, в которых они воспитывались, и на­чать развиваться и расти как личность.

 

                 Преимущества, которые дает людям болезнь (К. и С. Саймонтон):

— Болезнь дает разрешение уйти от неприятной ситуа­ции или от решения сложных проблем.

— Она предоставляет возможность получить заботу, лю­бовь, внимание окружающих.

— Отпадает необходимость соответствовать тем высочай­шим требованиям, которые предъявляют к вам окружающие и вы сами, но на данный момент являются непосильными.

— Появляются условия для того, чтобы пересмотреть свое понимание ситуации или переориентировать необходи­мую для решения проблемы психическую энергию. Появля­ется стимул для переоценки себя как личности или измене­ния привычных стереотипов поведения.

   Отталкиваясь от уроков, которые преподала человеку та или иная болезнь, можно научиться распознавать свои потребности и удовлетворять их. Так, болезнь может принести реальную пользу. Но, предоставляя временную передышку, болезнь может одновременно являться для человека и ловушкой. Порой это слишком высокая цена, чтобы с ее помощью решать проблемы, которые можно было бы и так разре­шить, изменив свои мысли и поведение.

 

                            Классификация психосоматических расстройств

      «Под психосоматическими расстройствами понимают симптомы и синдромы нарушений соматической сферы (раз­личных органов и систем), обусловленные индивидуально-пси­хологическими особенностями человека и связанные со стерео­типами его поведения, реакциями на стресс и способами пере­работки внутриличностного конфликта» [Менделевич, 2002].

          Психосоматические изменения — это такие изменения, при ко­торых на первый план выходят соматические расстройства, но на фоне невротических или психопатологических проявлений.

 

П. И. Сидоров и А. В. Парняков (2000) выделяют четыре большие группы психосоматических расстройств.

           А. Конверсионные симптомы — это невротические рас­стройства, проявляющиеся в эмоционально-аффективной и соматовегетативной симптоматике как символическом выраже­нии психологического конфликта. Напряжение вызывается определенными ситуациями или объектами, которые человек пытается избежать, что проявляется комплексом вегетативных реакций. Происходит конверсия эмоций на «символический язык тела». Например, психогенная слепота или глухота, рвота, истерические параличи. Конверсионные симптомы обратимы и возникают только в ситуациях, значимых для человека.

Пример: 3-летний ребенок не хочет идти в детский сад. Он жалуется на боли в животе, у него даже отмечается однократная рвота. Обеспокоен­ная мама остается с ним дома, вызывает врача. А ребенок через некото­рое время бегает по квартире абсолютно здоровый. Таким конверсион­ным симптомом отреагировал его организм на межличностный конф­ликт в детском саду. Малыш не притворялся, а соматовегетативная реакция протекала на уровне подсознания.

                      Б. Функциональные синдромы (органные неврозы) — это психовегетативные дисфункции, которые приобрели услов­но-рефлекторную природу, т. е. неоднократно повторяющие­ся конверсионные симптомы закрепились и проявляются в виде невроза того или иного органа или системы.

             Это психические расстройства, основным признаком которых является наличие множественных, повторно возникающих и часто вилок ■ меняющихся соматических симптомов, которые обычно имеют место на протяжении ряда лет. Часто ставят такие диагнозы: «невроз сердца «психогенная одышка», «невротическая рвота» и т. п. Это соматоформные расстройства.

 

     В. Психосоматигеские заболевания (психосоматозы). Ис­торически к этой группе относят семь классических психосо­матических заболеваний: гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, ревматоидный артрит, нейродермит, гипертиреоидный синдром (так называемая «чикагская семерка» Александера, 1968).

  П. К. Анохин указывал, что длительное переключение эмоционального напряжения создает стойкое патологическое повышение тонуса ряда внутренних органов. А сигналы с внутренних органов формируют патологическую обратную связь и способствуют усилению психосоматических расстройств. Возникает замкнутый круг. В сочетании с негативными эмоциями эти процессы длительно фиксируются в центральной нервной системе (ЦНС), а в органах и тканях появляются уже не функциональные, а органические изменения.

 

       Г. Психосоматигеские расстройства, связанные с особен­ностями эмоционалъно-личностного реагирования и поведе­ния. Эти расстройства вытекают из особенностей личности и ее переживаний, что приводит к поведению, результатом ко­торого является нарушение здоровья (алкоголизм, наркома­ния, переедание с ожирением и др.).

       Установить наличие психосоматических расстройств воз­можно благодаря следующим показателям:

• Несоответствие жалоб объективным данным соматиче­ского состояния пациента.

• Необычные и несвойственные соматическим состояни­ям болезненные ощущения.

• Наличие симптомов эмоционального расстройства (тревога, страх, обидчивость, раздражительность, плакси­вость, апатия).

• Жалобы на нарушенные отношения и конфликты с

окружающими людьми.

• Беспокойство пациента по поводу своего социального

статуса.

• Эффективность психотропной терапии.

 

                   Способы предупреждения и преодоления стресса

В медицине XXI в. большая роль отводится профилакти­ке психосоматических изменений в организме человека. Профилактика должна рассматриваться в трех аспектах: социальном, психологическом и медицинском. В Уставе Все­мирной организации здравоохранения (ВОЗ) сказано: «Здо­ровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».

                   В социальном аспекте большое значение имеет созда­ние оптимальных условий жизни людей, решение экономи­ческих проблем, пропаганда морально-этических норм пове­дения через кино, телевидение, печать, интернет. Необходи­мо воспитывать потребность в здоровом образе жизни, говорить о вредности гиподинамии, гиперфагии и так назы­ваемой «гиперпсихии».

Гиподинамия — пониженная двигательная активность, приводи к «мышечному голоду» и накоплению психического напряжения в организме, не находящего выхода. Необходимо заниматься физкультурой, спортом, активно отдыхать, а не лежать на диване у телевизора. Под «гиперпсихией» подразумевается повышенный поток информации, шума, что ведет к нарушению адаптационных механизмов. Поэтому че­ловеку периодически необходимо бывать в тишине, выезжать на природу, вовремя отдыхать. Гиперфагия — переедание — ведет к повышенно­му риску возникновения ожирения и атеросклероза. В настоящее время производится очень много энергонасыщенных продуктов. Эта лишняя энергия в сочетании с гиподинамией приносит непоправимый вред ор­ганизму.

               Кроме этого, людей надо обучать, как адекватно разря­жать свои эмоции. Помимо физкультуры и спорта рекомен­дуются занятия танцами, подвижные игры, пение, дыхатель­ные упражнения, работа в саду и огороде. Необходимо по­стоянно указывать на вред курения, алкоголя, наркотиков.

                         Касаясь медицинского аспекта, можно отметить в первую очередь необходимость закаливания организма. Приме­нение контрастного душа, сауны, «моржевания» повышает адаптационные механизмы. Предлагаются также: фитотера­пия, бальнеотерапия, легкие седативные препараты, витами­ны, биологически активные добавки, электросон, рефлексо­терапия, массаж, плавание.

  Для снижения возбудимости применяют: овес, пустыр­ник, валериану, пион, хмель, душицу, мелиссу, чабрец, цикорий. А для усиления умственной и физической работоспособно­сти применяют: женьшень, элеутероккок, китайский лимон­ник, левзею софлоровидную, радиолу розовую (золотой ко­рень), препараты из заманихи, аралии, стернулии, неокостенелых рогов пятнистого оленя (пантокрин).

При тревожных расстройствах, сопровождающихся выра­женными вегетативными нарушениями, назначаются: гран­даксин, седуксен, мезапам, феназепам. При депрессиях с веге­тативными проявлениями — коаксил, амитриптилин и другие аитидепрессанты.

 

                 Психологический аспект профилактики психосомати­ческих изменений включает выработку «саногенного» мыш­ления (способствующего здоровью), житейской мудрости. Человек должен научиться реально, воспринимать окружаю­щий мир и адекватно реагировать на него, постоянно прео­долевать стереотипии мысли и поведения, обучаться копинг-поведению (совладанию с угрожающей ситуацией), воспитывать в себе навык реагировать на непосредственные неприятные события, а не на воображаемые, уметь модели­ровать эмоциональную диету, уметь придерживаться инди­видуального ритма жизни, регулировать количество и ка­чество проблем в своей жизни, а для этого необходимо по­знавать себя и расширять самосознание. Если возникла проблема, решение которой не зависит от человека, то следу­ет отрегулировать свое отношение к ней.

     Существует древняя молитва: «Господи, дай мне силы, энергии в преодолении трудностей, препятствий, которые я могу преодолеть. Гос­поди, дай мне терпения и помоги принять в моменты испытания и ис­кушения все, что от меня не зависит, что изменить я не могу. Господи, дай мне мудрости отличить одно от другого».

                 Для профилактики психосоматических расстройств ши­роко применяют методы психической саморегуляции (ПСР). Так называется воздействие человека на самого себя с помо­щью слов и соответствующих мысленных образов. К таким методам относятся: аутогенная тренировка, нервно-мышеч­ная релаксация, психогимнастика, дыхательные упражнения.

       Результаты исследований показали, что, находясь в со­стоянии релаксации, человек способен изменять скорость рабо­ты внутренних органов, температуру тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрировать внимание, повышать работоспособность. В этом состоянии нейрогуморальные и пси­хические процессы являются прямо противоположными про­цессам, происходящим в организме при стрессовых ситуациях.

 

                    Приемы самопомощи в острой стрессовой ситуации

 

• Не принимать никаких решений (исключение — если надо спасать жизнь).

• Посчитать медленно до 10 и назад.

• Смочить лоб, виски холодной водой.

• Выпить воду, сконцентрировав внимание на том, как она проходит по горлу.

• Сделать несколько дыхательных упражнений. Глубо­кий, медленный вдох через нос со счетом. При этом вначале должен выпячиваться живот, а затем должна расширяться грудная клетка. Сделать паузу, задержать дыхание и затем резко, коротко выдохнуть через рот.

• Медленно осмотреться по сторонам, перечисляя окру­жающие предметы.

• Найти мелкий предмет (пуговицу, камешек), раз­глядеть его, затем, закрыв глаза, представить его.

• Начать выполнение какой-либо физической работы.

 

                                      Приемы копинг-поведения

 

Копинг-поведение — это поведение для совладания с угрожающей ситуацией. Оно является активной формой реагирования на стресс и защищает организм от перена­пряжения.

• Переключить на некоторое время внимание от непри­ятной ситуации на другую проблему, более легко решаемую и интересную.

• Изменить масштаб события. Посмотреть на него из да­лекого будущего или со стороны.

• Оправдать себя в данный момент, но, проанализировав ситуацию, осознать, какие действия не следует повторять. Ситуацию принять как урок.

• Вспомнить хорошие события, думать о своих достиже­ниях в прошлом, верить в лучший исход.

• В любой ситуации можно найти комические стороны, использовать юмор.

• Не стесняться слез, смеха, возгласов в соответствую­щих ситуациях.

• Мысленно ставить перед собой барьер, зеркало. Выдер­живать длительную паузу перед ответом обидчику.

• Какое-то время без умственного напряжения заниматься физической работой или активно двигаться.

Вопросы для проверки знаний:

 

  1. Когда возникает нейрогуморальный процесс?
  2. Что при этом происходит?
  3. Биологическое значение стресса.
  4. Что собой представляет лимбическая система?
  5. Какие гормоны высвобождаются из гипоталамуса и гипофиза?
  6. Какую роль гормоны выполняют при стрессе?
  7. Дать характеристику мышечной и речевой реакций.
  8. Описать процесс восстановления гомеостаза.
  9. Что происходит в промежуточной стадии стресса?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: