Общая характеристика концепции

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Современные экономические теории»

 

                                                                                 Выполнил:

 

                                                                                                                                      студентка 1 курса

                                                                                                                                      группы ЭК/м-19-2з

                                                                                                                                      Новичкова Марина Николаевна

 

                                                                                                                                           Руководитель: доцент кафедры ЭП

                                                                                                                                           к.э.н, доцент Литвинова Т.Д.

 

Севастополь

2020





СОДЕРЖАНИЕ

   
1. Монетаризм – теория макрорегулирования экономики. Общая характеристика концепции…………………………...………………………...........................................……….... 3
2. Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева …….……………..………………………. 7
3. Список использованной литературы….……………………………………………..…. 13
     
  1. Монетаризм – теория макрорегулирования экономики.

Общая характеристика концепции

 

Монетаризм - экономическая теория (зародилась в 60-е годы XX века), основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся вобращении, а также на осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития. Монетаризм признан главной школой современного неоконсерватизма.

Наиболее известный представитель монетаристского экономического учения -       М. Фридман. Ключевой идеей его макроэкономической теории является саморегулируемость экономической системы. Соответственно, воздействие государства на экономику лишь мешает механизму саморегулирования рынка. Таким образом, для скорейшего достижения экономического роста необходимо максимально ограничить присутствие государства в экономической жизни общества, минимизировать налоги, заменить государственные инвестиции частными, осуществить переход большей части непроизводственной сферы с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Государство в регулировании экономических процессов, главным образом, должно было заниматься изменением денежной массы и процента банковских ставок. Существенная роль отводилась идее регрессивности налоговых ставок. Их необходимость основывалась тем, что поскольку именно высокие доходы непосредственно трансформируются в инвестиционные ресурсы, то чрезмерное их налогообложение снижает предложение инвестиционных ресурсов и замедляет экономический рост; уровень налогообложения низких и средних доходов может быть и более высоким, поскольку, во-первых, данные доходы имеют в основном потребительскую, а не инвестиционную направленность, а во-вторых, их воздействие на инвестиционную ситуацию имеет лишь косвенный характер (через механизмы совокупного спроса) и значительный временной лаг.

Один из важнейших практических выводов, сделанный монетаристами, - это вывод о необходимости ограничения налоговой и бюджетной деятельности государства и сведения централизованного регулирования к устойчивой кредитно-денежной политике, независимой от фазы цикла и имеющей преимущественно антиинфляционную направленность. Приоритет в регулировании экономики отдается самому рыночному механизму, проводится идея жесткого ограничения бюджетно-налоговой деятельности государства, выражающегося в свертывании социальных программ и сокращении расходов на социальные нужды и дальнейшем снижении налогов, что является предпосылкой для последующего экономического роста.

Современный монетаризм предусматривает проведение курса на устойчивое увеличение денежного предложения под контролем центрального эмиссионного органа государства при максимальном ограничении государственного вмешательства в экономику. Снижение государственного воздействия на экономику должно проводиться как посредством отказа государства от широкого использования административных методов влияния на экономические процессы, так и посредством сокращения государственных расходов. Соответственно при снижении государственных расходов органы власти получают возможность адекватно снижать доходы бюджета, образующиеся, прежде всего за счет налогового бремени, и сохранять при этом сбалансированный бюджет. Монетаристы уделяли значительное внимание вопросам налоговой политики, но считали ее недостаточно гибким и надежным инструментом.

Теория монетаризма построена на количественной теории денег и характеризуется следующими положениями:
– главный регулятор общественной жизни - денежная эмиссия;
– количество денег в обращении определяется автономно;
– скорость обращения денег жестко фиксирована;
– эмиссия денег стабильна;
– изменение количества денег оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех

 товаров;
– исключается возможность воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизвод

ства;
– поскольку изменения денежной массы сказываются на экономике с опозданием и это мо-

жет привести к нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной денежной политики.

Основные постулаты монетаризма:

– существует мгновенное отражение новой информации на кривых спроса и предложения, то

  есть равновесные цены и объемы производства сразу реагируют быстро на изменение си-

туации (появление новой технологии, изменение экономической политики);
– число государственных регуляторов снижается до минимума (кроме налогового и бюджет

ного регулирования);
– рациональный характер поведения экономических субъектов;
– предоставление полной информации для формирования ожидания состояния экономики

субъектами экономических отношений;
– необходимость совершенной конкуренции, действующей на всех рынках;

 

Основы монетаристского учения использовались при выработке кредитно-денежной политики Центральных банков различных стран, международными финансовыми организациями, в том числе Международным валютным фондом, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития и др. Тем не менее на практике многие предсказания Фридмана не получили подтверждения. В частности, это касается изменений в мировой экономике после введения плавающих курсов валют. С течением времени стало ясно, что плавающие курсы не являются ни панацеей от международных финансовых кризисов, ни тем более спасением свободного рынка.

Идеологи российской экономической реформы начала 90-х годов прошлого столетия официально провозгласили приверженность монетаризму, открытой рыночной экономике и действительно пытались использовать основные принципы этих моделей. В частности, начали создаваться отдельные механизмы регулирования объема предложения денег для стабилизации национального рынка. Государственная монетарная политика проводилась через Центральный банк России, который осуществлял эмиссию денег, регулировал платежи и резервы коммерческих банков, определял величину учетной ставки, изменял уровень резервной нормы. Центральный банк России пытался проводить операции на открытом рынке. Однако российский монетаризм, в отличие от западного, носил жесткий директивнорестрикционный характер, причем нередко на практике игнорировал важнейшие его постулаты. Финансовый кризис в России, разразившийся в августе 1998 г., показал, что ориентация в экономической политике только на использование данной концепции не может решить всех проблем создания основ рыночной экономики. Подтвердил это положение и глобальный финансово-экономический кризис 2008 г.

Нынешний мировой финансово-экономический кризис поставил точку в долгом споре между «кейнсианством» и «монетаризмом» о роли государства в регулировании экономических процессов. Кризис показал несостоятельность концепции монетаризма, в основе которой лежит положение о том, что априори рынки конкурентны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. В разгар финансового кризиса практически все ведущие промышленно развитые страны вынуждены были перейти на «ручное» управление экономикой.

Без существенных государственных вливаний денежных средств в экономику, фактической национализации обанкротившихся финансовых институтов и других мер денежно-кредитной и бюджетной политики большинство стран были бы обречены на финансовый коллапс, как это произошло с Исландией. Нынешний глобальный финансово-экономический кризис еще раз наглядно показал, что основными условиями успешного социальноэкономического развития всех без исключения государств мира является устойчивость и стабильность.

Подводя итог, необходимо отметить, что каждая экономическая теория государственного регулирования финансов (в широком их понимании) появляется не на "пустом месте", а на основе глубокого анализа предшествующего опыта и обязательно в тесной взаимосвязи с конкретными условиями развития отдельной страны и мировыми тенденциями, а попытки использовать какую-либо теорию макрорегулирования в отрыве от конкретных экономических условий не принесут успеха.

Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. породил новый интерес к учению             К. Маркса и концепциям государственного регулирования, предложенным в 30-х гг. прошлого века Дж. М. Кейнсом, что в значительной степени ослабило позиции современного монетаризма. Во многих странах мы сегодня наблюдаем возможно временную, но, безусловно возрастающую роль государственного регулирования - от прямой поддержки финансового и нефинансового секторов экономики до частичной реприватизации активов отдельных корпораций. Идеи дирижизма и командно-административной экономики снова витают в воздухе.

Очевидно, как Великая депрессия породила кейнсианство, так и глобальный кризис конца первого десятилетия XXI в. вызовет к жизни новые теории макрорегулирования государственных финансов. Полагаем, что в них найдет отражение как институциональный срез, так и новый инструментарий государственного регулирования, контроля и прогнозирования экономических процессов.

 

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: