Самостоятельная работа обучающихся

По учебной дисциплине Организация анимационной деятельности «Виды туризма. Классификации в туризме»

 

 

Выполнила студентка

 группы Тр-1812

Прохоренко Н.А.

Проверил: преподаватель

Е.В. Солодкова

 

«Барнаул 2020»

На сегодняшний день существует множество классификаций туризма в зависимости от выбранного критерия дифференциации.

1. Классификация туризма по территориальному аспекту. Критерием данной классификации является пересечение государственных границ. Данная классификация предложена Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) и выделяет три вида туризма:

- внутренний туризм - путешествия, совершаемые жителями какой-либо страны по своей стране. Основная особенность данного вида туризма заключается в перераспределении доходов между регионами страны и стимулировании национальной экономики (капитал не вывозится из страны, а используется для ее развития);

- выездной туризм - путешествия жителей какой-либо страны по другой стране. Данный вид туризма является менее привлекательным для национальной экономики, поскольку связан с вывозом капитала за рубеж;

- въездной туризм - путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями. Данный вид туризма способствует притоку иностранного капитала в страну и является приоритетным направлением деятельности в сфере туризма любого государства.

2. Классификация туризма в зависимости от целей совершения поездок. Единого подхода к данной классификации не существует, поскольку цели туризма крайне разнообразны и часто пересекаются между собой (например, совмещение отдыха и познания во время поездки и т.д.)- Поэтому данная классификация носит условный, субъективный характер, однако при этом все же выделяют основные виды туризма:

2.1. Познавательный туризм - посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей с целью изучения культуры и истории, природы, религии и т.д.

Познавательный туризм очень многообразен. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. В современном понимании познавательный туризм - это посещение музеев, выставочных комплексов, картинных галерей, дворцово-парковых ансамблей и т.д., то есть всего того, что формирует культурно-исторический потенциал посещаемой туристом территории. При этом значительная доля познавательного туризма приходится на религиозный туризм и экотуризм, то есть поездки с целью изучения религиозных и природных достопримечательностей;

2.2. Религиозный (паломнический) туризм.

Само понятие паломнического туризма - поездок верующих к религиозным святыням - отрицается очень многими из тех, кто занимается его организацией: для них «паломничество» и «туризм» - понятия различные, иногда даже взаимоисключающие. Из этих соображений наиболее часто используется термин аналогичного содержания - «религиозный туризм».

Путешествие с религиозными целями - древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. При этом религиозный (паломнический) туризм связан не только с посещением религиозных святынь, но и духовным совершенствованием.

В последнее время религиозный туризм стал одним из динамично развивающихся видов туризма. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), мировой поток туристов, целенаправленно посещающих святые для различных религий места, сейчас составляет около 7 млн человек в год, из которых лишь порядка 20 тыс. российских паломников. В то же время эти цифры значительно возрастут на порядок, если внести в эту категорию людей, которые, отдыхая в какой-либо стране, ходят на экскурсии по монастырям или соборам.

По оценкам специалистов ЮНВТО, религиозный туризм через несколько лет может занять до 20% мирового туристического рынка, тем более что туристов по святым местам обычно не смущают ни относительно высокие цены на тур, ни даже ведущиеся военные действия в тех районах (это в полной мере относится к туристам-палом- никам из России, которых не сдерживают вооруженные конфликты между Израилем и Палестиной, и т.д.).

Религиозный туризм можно разделить на четыре составляющие, соответствующие наиболее распространенным на сегодняшний день религиям (христианство, ислам, иудаизм и буддизм). Два последних направления на туристическом рынке представлены очень слабо.

Цели религиозного туризма крайне разнообразны, среди них можно отметить: чисто религиозный аспект’, познавательный (или научно-исторический) аспект совершения поездки и иные личностные цели (избавление от болезней, предотвращение несчастья, искупление грехов и т.д.).

Следует отметить, что религиозный туризм может носить также пассивный (созерцательный) характер. Например, участие в религиозных церемониях в качестве зрителей также привлекает туристов. Зачастую атеистически настроенное население с любопытством и интересом участвует в религиозных праздниках. На туристском рынке предлагается множество туров на Рождество и красочные праздники рождественской недели в Финляндии, в Скандинавских странах и странах Западной Европы;

2.3. Экотуризм (экологический туризм).

Согласно Всемирной туристской организации (ЮНВТО), термин «экотуризм» (ecotourism) используется в индустрии туризма уже бо-

По мнению многих (не обязательно истинно верующих), каждый православный хотя бы раз должен посетить Святую землю в Израиле и Египте, побывать на горе Афон. То же касается и мусульман с той только разницей, что им необходимо совершить хадж в Мекку.

Существуют и другие определения экотуризма:

• экотуризм - это любая форма туризма, которая основывается на естественной экологической привлекательности страны (от подводного плавания у коралловых рифов до путешествий по саванне);

• экотуризм - это туризм, который включает в себя получение образования и информацию об охране окружающей среды и все элементы которого основываются на экологически устойчивых принципах;

• экотуризм - это путешествия в уникальные уголки природы со специфическими целями изучения редких растений, животных, особых типов экосистем;

• экотуризм - это туризм, который может способствовать сохранению положительных синергетических связей между туризмом, биоразнообразием и местными жителями, с соответствующим управлением.

Во всех приведенных определениях экотуризм рассматривается как неотъемлемый элемент развития устойчивого туризма. Само понятие «экотуризм» предполагает взаимодействие туристской деятельности и окружающей среды, рациональное и бережное использование природных ресурсов.

С экономической точки зрения экологический туризм - это особый сектор туристической отрасли, который подразумевает стремление в первую очередь к общению с природой, познанию ее объектов и явлений, активному отдыху на природе, где традиционные развлечения, бытовой комфорт отходят на второй план.

2.4. Спортивный туризм.

Спортивный туризм - это путешествия, прямо или косвенно относящиеся к спорту. Спортивный туризм подразделяется на:

- пассивный туризм - поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях и акцентируют зрительский аспект. Например, поездки на Олимпиаду, чемпионаты мира по различным видам спорта и т.д.;

- активный туризм - поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях. Данный вид спортивного туризма включает в себя также экстремальный туризм и его виды: дайвинг, виндсерфинг, каякинг, рафтинг (спуск по горной реке на каноэ или специальных плотах), альпинизм, горные лыжи и сноуборд и т.д. При этом следует отметить, что многие из перечисленных видов активного спортивного туризма можно отнести и к экотуризму, что еще раз свидетельствует об условности классификации туризма по целям совершения туристической поездки;

2.5. Лечебный (оздоровительный) туризм.

Понятие «лечебный туризм» охватывает две неравные с точки зрения объема турпотока области:

- бальнеологические программы (т.е. санаторно-курортный отдых). Санаторно-курортный отдых базируется на природно-климатических ресурсах конкретного региона - это наиболее востребованный турпродукт в секторе лечебно-оздоровительных туров, который сегодня предлагает едва ли не каждая вторая операторская и агентская компания;

- клиническое лечение. Клиническое лечение за рубежом, как правило, - исключительно «штучный товар». Заказ таких программ в турфирмах - явление довольно редкое из-за стоимости турпакета, цена которого нередко исчисляется десятками тысяч долларов.

Развитие лечебного (оздоровительного) туризма тесно связано с географией, а именно с достижениями в этой области той или иной страны. По свидетельству специалистов, это прежде всего Германия, Швейцария, Израиль, США, а также Великобритания и Италия.

Спектр предложений лечебно-оздоровительного отдыха более широк: Чешская Республика, Израиль, Венгрия, Германия, Словакия, Черногория, Италия, Франция, Швейцария, Австрия. В качестве дополнительной услуги лечебно-оздоровительные процедуры нередко заказываются также в Румынии, Греции, Турции, Тунисе, Иордании;

2.6. Деловой туризм (бизнес-туризм).

Деловой туризм (Business Travel) - это еще достаточно новое понятие даже по международным меркам. Как о самостоятельном и высокодоходном виде туризма о нем заговорили в Европе и США в 70-80-е годы XX в. На российском рынке этот сектор турбизнеса стал по-настоящему развиваться лишь в начале 90-х. Деловой туризм - это поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса (участие в конгрессах, конференциях, семинарах и иных различных мероприятиях и политических событиях).

Еще в 1970-х годах специалисты Всемирной ассоциации центров международной торговли пришли к выводу, что темпы экономического роста каждой конкретной страны, а также ее бизнес-привлекательность напрямую зависят от уровня развития в ней делового туризма. На сегодняшний день каждая четвертая туристическая поездка в мире совершается в связи со служебной необходимостью. И хотя деловые путешественники в общем турпотоке составляют примерно 25%, на них приходится до 60% общего оборота туринду- стрии.

Существует несколько причин, которые делают деловой туризм одной из наиболее динамично развивающихся областей экономики:

- он менее других страдает от изменяющейся политической обстановки в мире;

- отличительной чертой бизнес-программ является их независимость от сезона. Кроме того, бизнес-туризм имеет тенденцию сглаживать фактор сезонности в регионе;

- обычно деловые поездки планируются задолго - как минимум за полгода, что делает их динамику прогнозируемой и стабильной;

- доходность - при организации бизнес-туров идет ориентация на потребителя услуг среднего и высокого уровня;

- бизнес-туристы меньше других туристов связаны с окружающей средой региона и не создают дополнительных проблем социуму.

Потребности деловых туристов специфичны: с одной стороны, они имеют в своем распоряжении достаточное количество финансовых средств, а с другой - нуждаются в очень четком и пунктуальном исполнении всех услуг, которые предусмотрены конкретным туром. Это определяет и уровень развития инфраструктуры и сервиса, которого необходимо достичь для достойного приема бизнес-туристов.

Согласно прогнозам специалистов ЮНВТО, в ближайшие 10 лет в мире ожидается настоящий бум бизнес-туризма - количество деловых поездок вырастет примерно в 3 раза, а доходы от делового туризма при этом увеличатся примерно в 5 раз. Эта тенденция легко объяснима - за последние годы бизнес-туризм превращается в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туриндустрии.

На российском туристическом рынке понятие «деловой туризм» относительно молодое. При этом если в мировом турпотоке доля бизнес-туристов составляет 25%, то в России - менее 20%. В то же время абсолютно другое распределение демонстрируют Москва и С.-Петербург, где во въездном потоке доля бизнесменов приближается к 60%.

Однако в соответствии с общемировой тенденцией этот вид туризма начинает активно развиваться и в России. При этом он находится еще на первоначальном этапе своего развития. Деловой туризм как отдельное направление предлагают очень немногие туристические компании. Можно выделить ряд факторов, которые могли бы серьезным образом изменить подход к деловому туризму в России. Среди них: активная государственная политика, совершенствование законодательства, поддержка деятельности соответствующих общественных организаций, адаптация и продвижение международных стандартов и технологий, создание сети региональных консалтинговых структур, а также профессиональная подготовка кадров и т.д.

В любом случае бизнес-туризм в России напрямую зависит от развития внутреннего туризма вообще, то есть само государство должно быть заинтересовано в развитии внутреннего туризма;

2.7. Образовательный туризм (туризм с целью обучения).

Образовательный туризм - это поездки, совершаемые с целью

обучения или стажировки за рубежом. Данные цели поездки условно относится к туризму, поскольку кратковременное или семестровое обучение чаще всего выходит за рамки туризма и составляет особую отрасль услуг, смежных с туризмом. Более того, в иммиграционных законах ряда стран туризм несовместим с целями обучения, и это особо указывается в визах - «без права работы и учебы». Но тем не менее туристские фирмы оказывают услуги по подготовке абитуриентов к сдаче международных тестов и экзаменов, тестов на минимально необходимое знание иностранного языка для прохождения обучения, их адаптации на начальном периоде обучения, сопровождению и организации проживания в семьях, опекунства школьников и студентов на период обучения и т.д.;

2.8. Туризм с целью посещения родственников и друзей.

Данный вид туризма в международной терминологии известен как - visiting friends and relatives (VFR). На практике данный вид туризма в чистом виде встречается крайне редко, поскольку во время своего пребывания у родственников и друзей люди часто посещают местные достопримечательности, занимаются различными видами спорта (например, серфингом на морских курортах) и т.д.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: