Синтаксические средства выразительности речи

    Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на занятии вспомним, повторим, обобщим всё, что нам уже известно о синтаксических средствах выразительности речи.

    Синтаксис, как и лексика, и фонетика, принимает участие в создании художественного образа. Средства выразительности, основанные на синтаксисе: анафора, эпифора, инверсия, параллелизм, градация и другие – позволяют прозаику и особенно поэту создать многоплановую и выразительную картину. Как правило, автор использует не один синтаксический прием, а несколько сразу.

    Синтаксические художественные средства (фигуры речи) — особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.

Определим список фигур речи.

 

Название Пояснение Примеры
Анафора Одинаковое начало предложений, частей сложного предложения или строчек в стихах     Пусть бор бушует под дождём, Пусть мрачны и ненастны ночи (И. Бунин. Листопад).   Жди меня, и я вернусь. Только очень жди... Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди (К. Симонов. Жди)
Эпифора Одинаковое окончание предложений, фраз или строчек в стихах   Ах, Отец мой, Отец — да, Ты зиждительный Творец — да, Приведи меня в конец — да, Что в конец всех сердец — да, Где игра колоколец — да, Где таинственный ларец — да, Где венчальный свет колец — да… (К. Бальмонт. Да)
Инверсия Нарушение привычного порядка слов   Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. Тургенев. Голуби).   Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле... (А. Пушкин. 19 октября)
Антитеза Противопоставление   Левая сторона лица моего обращена к солнцу, и ей тепло, а правой холодно (А. Куприн. Пустые дачи). И падают светлые мысли, Сожжённые тёмным огнём (А. Блок. На поле Куликовом)
Градация Расположение в фразе слов и выражений в порядке их возрастающего или убывающего значения. Для градации обязательно наличие минимум трёх элементов Не волнуйся, не плачь, не труди Сил иссякших, и сердца не мучай (Б. Пастернак. Не волнуйся, не плачь).   Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер (Н. Заболоцкий. Творцы дорог)
Парцелляция Намеренное деление фразы на части или даже на отдельные слова     И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись (П. Антокольский. Гулливер).   Товарища в беде не поддержать. Во чьё-то горе обратить забаву. В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.С недобрым другом поравняться славой (А. Твардовский. Сыну погибшего воина)
Синтаксический параллелизм Одинаковое построение соседних фраз или предложений   В синем море волны плещут, В синем небе звёзды блещут (А. Пушкин. Сказка о царе Салтане).   Ко мне приплывала зелёная рыба, Ко мне прилетала белая чайка! (А. Ахматова. У самого моря)
Риторический вопрос Вопрос, не требующий ответа   Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?.. (М. Лермонтов. Герой нашего времени)
Риторическое восклицание Восклицательное предложение, играющее ту же роль усиления эмоционального восприятия   О, какая странная была эта ночь! (И. Бунин. Туман). Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов. Герой нашего времени)
Риторическое обращение Условное обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему человеку. Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно! М.Ю. Лермонтов. «Сашка»
Вопросно-ответная форма Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы   Что любовь? Пустые грёзы, Бред несбыточной мечты (С. Есенин. Упоенье — яд отравы). Ты понимаешь, что это значит? Это значит, что ты останешься без второго, кацо! (Г. Адамов. Тайна двух океанов)
Эллипсис Пропуск во фразе какого-либо слова, которое легко восстанавливается, понятно без контекста     Богаты мы, едва [вышли] из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом (М. Лермонтов. Дума).   Татьяна [бежит] в лес, медведь [бежит] за нею (А. Пушкин. Евгений Онегин)
Лексический повтор Намеренное повторение одного слова с целью обратить на него внимание О Максим Ильич, я хотела бы быть всю жизнь рабою вашей, собакой вашей, ковром вашим, подстилкой для ног ваших! О, как страшно я люблю вас! (А. Куприн. Ночная фиалка)
Однородные члены предложения Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста Я заглянул в окошечко — там гудели одни мухи, гудели целыми роями: на стёклах, под потолком, в горшках, стоявших на лавках (И. Бунин. В августе)  
Умолчание Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность и эмоциональность. Оформляется обычно с помощью многоточия Зверь припал... и из пасмурных недр Кто-то спустит сейчас курки... Вдруг прыжок... и двуногого недруга Раздирают на части клыки (С. Есенин. Мир таинственный, мир мой древний)  
Оксюморон Сочетание контрастных, несовместимых по смыслу слов   Кому сказать мне, с кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив (С. Есенин. Русь).   А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы (И. Бунин. Чистый понедельник)

 

    Для придания выразительности тексту также используются различные формы речи:

 

· диалог — разговор двух или более лиц.

Около этого времени королева однажды пришла к королю и сказала ему:
— Государь мой и дорогой супруг. Я хочу просить у вас большой милости для нашей дочери.
— Просите, возлюбленная моя супруга, хотя вы знаете сами, что я ни в чём не могу отказать вам
(А. Куприн. Синяя звезда);

 

· монолог — развёрнутое высказывание одного лица.

Здравствуй, моя осень. В моём сердце не осталось даже грусти. Но я благословляю и ветку, и девушку, и море, и холодное небо, и печальные последние георгины... (А. Куприн. Пустые дачи).

        

    Если остались вопросы, можно посмотреть видео:

https://www.youtube.com/watch?v=oHpX1V4Mj4o – Антитеза

https://www.youtube.com/watch?v=4VTBfSA8P-E - градация

https://www.youtube.com/watch?v=WK6EeEbm8vs – анафора, эпифора, лексический повтор, синтаксический параллелизм

https://www.youtube.com/watch?v=h6p9MD_LFPY – инверсия

https://www.youtube.com/watch?v=rV_AGIUoOJM – риторический вопрос, риторическое восклицание

https://www.youtube.com/watch?v=39zwMnm3yyM – риторическое обращение

https://www.youtube.com/watch?v=Gt4i_i2T5dk – парцелляция

https://www.youtube.com/watch?v=tgYe0Qc_pG0&t=11s – эллипсис

https://www.youtube.com/watch?v=CGNoSutEAEI – оксюморон

    Дорогие ребята! Сегодня у нас было последнее занятие. От души желаю вам успехов, здоровья, хорошего настроения, интересного насыщенного летнего отдыха!!

                              




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: