Особенности игровых занятий в канистерапии при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с РДА

Соболева Ю.В.

АНО «Центр зоотерапии «Дверь в лето», Омск.

Аннотация. В статье рассматриваются возможности канистерапии при организации игровых занятий с детьми с аутизмом. Работа со специально обученными собаками даёт новые возможности при установлении контакта с ребенком с РДА и позволяют расширить арсенал игр психолога.

Annotation. Application of canistherapy to play-based activities for autistic children is considered in the article. Specifically trained dogs offer new possibilities for therapists establishing contact with autistic children and enable psychologists to expand their game-play inventory.

Ключевые слова: канистерапия, анималтерапия, аутизм, игра.

 

Согласно классической отечественной психологии, игра является ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста. Именно через игру ребенок учится ориентироваться в мотивах и способах человеческих действий, а также отношениях (9). Л.С. Выготский определял игру как ведущую форму деятельности для ребенка, то есть определяющую его развитие. Исследователь отмечал, что в игре ребенок «как бы на голову выше самого себя», поскольку соблюдая игровые правила он фактически делает то, что в обычной ситуации он делать пока не может (2). При этом психолог замечает, что при недостаточной интеллектуальной развитости и при недоразвитии аффективной сферы, игра не развивается.

Современные педагоги обращают внимание на эту проблему, отмечая, что при РДА игра без коррекционной работы застревает на начальном уровне развития игровых навыков, по сути сводится к сенсорным аутостимуляциям или элементарному манипулированию с предметами (7,8). При этом ведущими современными исследователями аутизма подчеркивается важнейшая роль игры при работе с детьми с РДА, поскольку развитие ребенка с аутизмом имеет такие же закономерности, как развитие любого другого ребенка и для него так же необходимы эмоциональная связь с близкими, общение, игровое взаимодействие, во время которого усваиваются социально-бытовые, коммуникативные и другие навыки (4,5).

Внедрение метода канистерапии позволяет добиться нового эффекта при взаимодействии с ребенком с РДА. Канистерапевты одним из важнейших качеств собак считают ее эмоциональность, спонтанность и небольшой размер, позволяющий ребенку чувствовать свое верховенство (6,3,1). Собака не оценивает ребенка, не навязывает ему контакт «глаза в глаза», и при этом является довольно привлекательным субъектом в плане игровой деятельности. При этом сама по себе собака интересна и разнообразна в сенсорном плане (пушистая шерсть и шершавые подушечки лап, теплое, сухое тело и мокрый язык, разные цвета и фактура шерсти), поэтому знакомство с ней – это длительный и познавательный процесс.

Игровая деятельность в канистерапии начинается с установления контакта с ребенком с РДА. Часто такие дети начинают проявлять агрессию при жестких попытках заставить их что-то сделать, так же очень неприятны им пристальный взгляд и навязчивое общение особенно незнакомого человека. Собака становится тем самым посредником между специалистом и ребенком, который позволяет снизить напряжение, но при этом организовать пространство для совместной деятельности. Преследование собакой, даже довольно навязчивое, не воспринимается ребенком так же, как воздействие со стороны взрослого. Даже когда собака ему мешает и занимает личное пространство, ребенок воспринимает ее скорее как существо ниже себя или как равное, но не как доминирующее, а, значит, с ним можно справиться самостоятельно (Оговоримся, что данная стратегия работает только если у ребенка нет страхов, связанных именно с собакой или другими животными. В этом случае работа должна строиться по-другому).

Довольно частой является ситуация, когда при первом контакте ребенок с РДА не обращает внимания на собаку в комнате или избегает её. Можно дать ребенку время на адаптацию, а потом осторожно провоцировать собаку на нарушение личного пространства ребенка с помощью мяча или команды. Если собак несколько, можно окружать ребенка, подсказывая ему варианты выхода из собачьего плена – перешагивать, подлезать, просить отойти - в зависимости от возможностей ребенка.  Дистанцию при этом можно сокращать: начинать с того, чтобы класть собаку на пути ребенка к маме или игрушке, а потом все больше приближать собаку к нему, фактически окружая. При этом сопровождающий должен эмоционально и сюжетно комментировать и саму ситуацию и действия ребенка, создавая условия игры. Можно представить собаку горой или тоннелем, можно просить собаку отодвинуть, подбадривая ребенка, говоря, что он сильный и смелый. При создании этой ситуации стоит пристально следить за реакцией ребенка и, если он испытывает сильный дискомфорт или готов перейти к агрессивным действиям, лучше животное отвести и создать другую игровую ситуацию.

Так же инструктору нужно следить, чтобы действия ребенка не причинили животному боль или не стали причиной испуга. Но нужно помнить, что кажущиеся агрессивными действия могут быть попыткой установить контакт с собакой или намерением показать свой страх или дискомфорт. В этом случае инструктор должен заблаговременно вывести животное из-под агрессивного воздействия, чтобы не спровоцировать у собаки реакцию – визг или вздрагивание, поскольку это может закрепить нежелательное поведение.

При этом отталкивание собаки с дороги является одним из вариантов допустимого поведения и проявлением коммуникации. Инструктор может «озвучить» толчки ребенка словом «Отойди», которому животное подчинится, или оставить животное стоять и ждать голосового приказа ребенка, если ближайшей целью является именно речевое взаимодействие. Иногда стоит поощрить само прикосновение к собаке, или указательный жест в сторону, куда ребенок хочет животное переместить. Можно предложить ребенку изобразить паровоз или экскаватор, который должен расчистить дорогу.

Игровую деятельность с собакой можно начинать, исходя из естественных интересов ребенка, но среди самых безотказных такие: кидать мячик собаке (может начинаться с того, что ребенок просто роняет мяч, а собака подбирает, постепенно ребенок включается в игру и начинает кидать дальше), пускать мыльные пузыри (не все собаки реагируют на мыльные пузыри, ловя их зубами, но можно просто пускать пузыри в сторону собаки и на ее шерсть), привязать на ошейник и лапы собаки разноцветные ленты и предложить ребенку их снять, на шерсть длинношерстной собаки можно прицепить разноцветные прищепки. Хорошо подходят для первого взаимодействия мягкие мячи из ткани или другие мягкие игрушки, которые нравятся ребенку. Собака может пытаться забирать их у ребенка и начать игру в перетягивание. Также дети более охотно берут в руки именно мягкий мяч, поскольку он в отличие от мяча из пластмассы или резины, не так быстро становится мокрым и его приятнее держать в руках.

Поглаживание собаки, изучение её тела – это отдельное упражнение, сюжет которого можно усложнять до бесконечности. Например, собаку можно гладить, производя разные движения руками и имитируя любые действия (Гладим мы собаку по шерстке, по шерстке/В шерстку зарываются маленькие горстки/Гладим мы собаку по спинке, по спинке/Маленькие пальчики делают тропинки./Кто идет по тропке? – Это же цыпленок! (складываем пальцы ребенка в клювик) Цыпа песенку поёт, цыпа зернышки клюёт и тд) Полезна будет игра, в которой ребенок изучает части тела собаки и соотносит их со своими. Игра, развивающая сенсорное восприятие, связанная с изучением разных фактур на теле собаки (Шершаво – гладко, сухо – мокро, колюче – мягко).

Обладает очень хорошим эффектом присущая исключительно канистерапии игра по кормлению собаки. Есть одно правило безопасности, которое следует объяснить ребенку – кормление происходит с открытой ладони. Для ребенка с аутизмом это очень сильное переживание, в том числе сенсорное – прикосновение собачьей пасти к ладони обычно вызывает сильные эмоции и нужно быть готовым к тому, что ребенок не сразу справится с этой задачей. Вспомогательными инструментами могут быть деревянные расписные ложки, детские лопатки или небольшие чашки. Однако стоит стремиться к тому, чтобы ребенок все же кормил собаку с руки, поскольку это формирует привязанность и позволяет острее прочувствовать взаимодействие. Переходный вариант – ребенок манипулирует рукой инструктора, на которую он сам полодит корм и подвинет собаке. Игровые сюжеты при этом могут быть разными, но адекватнее будет сопровождать действие тематическим стихотворением или песней (На ладошку – корма крошку/И ладошку открывай/На, собака, не зевай!)

Участие собаки в ролевых играх делает их более интересными и спонтанными, потому что собака часто привносит элемент неожиданности. Например, любимая детьми игра в «Путешествие» может изменить направление при отклонении собаки от маршрута или стать сложнее за счет одевания собаки в дорожную одежду. Собака при этом может быть как другом-путешественником, так и средством передвижения – паровозом - или даже слоном из цирка. Собаку можно перевозить на платформе, можно переводить за поводок, или двигаться с ней в паре на одном уровне.

Сюжетные игры с собакой очень разнообразны – от самых простых вроде «кафе» и «парикмахерская» до более сложных, ролевых, во время которых проигрываются какие-то более сложные ситуации, связанные с отношениями между людьми. Особенность использования собаки здесь состоит в том, что она хоть и не говорит, но является живой и ребенок это понимает и чувствует. Поэтому специалист должен выстроить игру так, чтобы ребенок четко видел связь между своим действием и откликом от собаки. Можно добиваться, чтобы собака не исполняла желаемое до того, как будет сказана команда голосом, или, в другом случае, реагировала даже на жест. Инструктор может озвучивать то, что собака «хочет» от ребенка, объясняя, что собака не поняла, собака не услышала, собака устала и ей нужно помочь.

Главное преимущество игровой деятельности в канистерапии в том, что у «оборудования» есть эмоции и эти эмоции очень просты и считываются даже ребенком. При этом, когда взрослый помогает ребенку назвать эти эмоции, складывается целостная картинка, позволяющая ребенку лучше узнать себя. Поэтому во время игры допустимы спонтанные и даже заведомо неправильные действия собаки, поскольку ребенок имеет возможность видеть, как эти действия повлияли на ход игры, а так же, как взрослые реагируют на них. Очевидно, что инструктор собаки должен быть очень корректен в работе с животным и не допускать грубости и даже жесткости. В случае неверных действий собаки лучше говорить о том, что собака ошиблась, и предлагать ребенку вместе ее поправить, нежели жестко пресекать нежелательное действие.

Из этого правила вытекает еще одна особенность канистерапии, которая позволяет ребенку учиться бережно относиться к окружающим. Учитывая, чтобы собакам, допущенным к занятиям, не разрешаются ответные действия даже в случае, если им были причинены неудобство или боль, ребенок очень быстро понимает, что он является главным. Это может подтолкнуть его к тому, чтобы проверить свою силу на собаках. Специалист должен быть готов к такому поведению и стараться предупредить такое действие, вовремя отведя собаку в сторону. Ну и, конечно, своими действиями он должен показывать, как именно нужно общаться с собакой даже во время игры. Поэтому недопустимы никакие игровые сюжеты, в которых собака выступала бы как противник или просто бедствие, которое нужно ликвидировать. Максимум – это препятствие, которое можно перешагнуть или бережно отодвинуть.

Собака в процессе занятия должна стать для ребенка партнером и другом, позволяющим ему больше узнать о мире и о себе и вместе с которым он обучается в игровой форме социальным и бытовым навыкам. При правильной организации работы собака на занятии почти всегда привносит необходимую мотивацию для коммуникативной активности, поэтому метод канистерапии находит все более широкое применение в коррекционной работе с детьми с РДА.

1. Веревкина О.В. Анималотерапия как инновационный и перспективный метод психологической работы. - Электронный научный журнал «APRIORI. Серия: гуманитарные науки». – 2017, № 5.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - №6.

3. Козловская Л. Т. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра на основе анималотерапии. - Детская психиатрия: современные вопросы диагностики, терапии, профилактики и реабилитации: сб. мат-лов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под редакцией Н. Г. Незнанова, И. В. Макарова. – Санкт-Петербург. 2014. С. 36.

4. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дети с нарушением общения. Ранний детский аутизм. – М., Просвещение, 1985. – 85с.

5. Либлинг М.М. Игра в коррекции детского аутизма. - Альманах "Детский аутизм: пути понимания и помощи", №20.

6. Любимова Т.Л. Канис-терапия как метод психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями и их семей // Специальная психология. – 2010. – № 1. – С. 10-34.

7. Никитишина Н. А. Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра. — Образование и воспитание. — 2017, №5.

8. Самойлова В.М., Малахова Е.Е. Игра как неотъемлемая часть коррекционной работы с детьми дошкольного возрасти с расстройствами аутистического спектра, - Universum: психология и образование. – 2017, №5.

9. Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: