Су-джок терапия в работе учителя-логопеда

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

 

 

 

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су " – кисть, "Джок" – стопа)

 

 

В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву,

 

разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.).

 

 

 

 

Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов.

 

 

 Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии.

Задачи:

· Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.

· Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

· Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Методы и приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком.

                                               

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом,

                        

 

 

 

которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев эластичным кольцом.Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики)..

Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами, пробками от минеральной воды, карандашами и т.д.

 

 

В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.

Все перечисленные приемы я рекомендовала к использованию, педагогам нашего д/сада и родителям для использования в домашних условиях. С этой целью провела для них консультации, семинары – практикумы, презентацию.

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации, развитии фонематического слуха

Посмотрите – ка, ребята,
     На столе лежат ежата!
     Никуда не убегают,
     Вас, детишки, поджидают!
     Поскорее их берите, на ладонь свою садите!
     С ними будете играть, свои ручки развивать!
    Чтобы с ёжиком поладить, нужно ёжика погладить!
     По ладошке покатать и иголки посчитать!

 

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

               «Бабочка»                                           «Футбол»

Не ползет, и не бежит,                             Поиграю я в футбол,

 Над цветком она кружит.                                

За витком идет виток,                            И забью в ворота – гол

Вот и села на цветок!                                                                              

                                                                                    

                                                                 

                                 «Маша и медведь»

Маша к Мише забрела.

Вот такие вот дела! Потерял медведь покой,                                              
        Игры с Машей день-деньской:

            Жмурки, прятки, догонялки,
            Эстафеты, скачки, салки,
            Чехарда и кошки-мышки,
             Разукраски в детской книжке,
             Бой подушками, горелки,
            Крепость, шишки, перестрелки,
            Дочки-матери, загадки,
            Снова салки, снова прятки...

 

                         Игры с массажным колечком

                                                 Что у шарика внутри?
                                                             Поскорее посмотри!
                                                            Ты колечко надевай и по пальчику катай.
                                                             Взад – вперёд, вперёд – назад
                                                             Пальчик будет очень рад!


             

 

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Все мои пальчики очень дружны, все для меня они очень важны:
1.Пальчик большой – катаем колечко по большому пальцу правой руки
2.Указательный – катаем по указательному
3.Средний – катаем колечко по среднему
4.Пальчик четвёртый
5.И пятый, последний!
   Все они пальчики, дружные братцы! Браться за дело они не бояться!
1.Пальчик большой – катаем колечко по большому пальчику левой руки
2.Указательный – катаем по указательному
3.Средний – катаем колечко по среднему
4.Пальчик четвёртый- катаем по четвёртому
5. И пятый, последний - катаем колечко по пятому пальчику.

3. Использование массажного кольца при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Автоматизация звука Р

                 Звук[ Р] сложный, но приятный

                  Мы сейчас произнесем.

                  И как будто у машины

                  Мы моторчик заведем

                  «р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р».

                   Закрепим мы этот звук.

                   Нам поможет верный друг!

                   С колечками мы играем,

                   Звук [Р] в начале слова называем!

Дети по очереди называют слова, в которых звук [Р] стоит в начале слова. За каждое слово надевают колечко на палец. Побеждает тот, кто первым надел пять колечек.

                   С колечками играть продолжаем,

                   Звук[Р] в середине слова называем!

Дети по очереди называют слова, в которых звук [Р] стоит в середине слова. За каждое слово надевают колечко на палец. Побеждает тот, кто первым надел пять колечек.

                   С колечками играть продолжаем,

                   Звук[Р] в конце слова называем!

Дети по очереди называют слова, в которых звук [Р] стоит в середине слова. За каждое слово надевают колечко на палец. Побеждает тот, кто первым надел пять колечек.

 

 

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

 на клубочек ты похож   (катают мяч между ладонями)

На спине иголки (катают мяч между ладонью правой руки и большим пальцем левой руки)

очень-очень колкие. (то же – с указательным пальцем)

Хоть и ростом ёжик мал, (то же со средним пальцем)

нам колючки показал, (то же с безымянным пальцем)

А колючки тоже (то же с мизинцем)

  на ежа похожи (дети катают мяч между ладонями

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Имя короткое произнесем,

Полное имя к нему подберем.

Логопед называет имя, ребёнок надевает колечки на пальчики по очереди, начиная с мизинца, называя полное имя.

Рая-Раиса;

Рома-Роман;

Рина- Регина

Русик-Руслан;

Ну и Рита- Маргарита!

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково»

С колечками игру продолжаем,

Ласково имя теперь называем.

Раиса-Раечка;

Роман- Ромочка;

Регина- Региночка;

Руслан-Русланчик;

Маргарита- Маргариточка

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Скажи наоборот»

     5. Использование Су – Джок шаров для развития фонематического слуха, для совершенствования звукового анализа слов. Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

 

                         

             Игра “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”

Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

             «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»

                    красный - для гласных;

синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;

синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;

зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;

зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.

Игра «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»

Игра«Шарик мы ладошкой «стук», если слышим нужный звук»

6. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании навыков пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развития памяти,

 

"Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”

                    «Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»                             

                   «Справа, слева я стучу - перепутать не хочу»

                    «Глазки закрывай, на каком пальце колечко, угадай»

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

7. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

«Ловко с шариком играем и предлоги называем»

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Использование шариков для слогового анализа слов

 «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»

       «Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»

    «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай».

 

 

 

                                    

 

 

    Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

 

     

 

 

 

10.Связь звука с буквой, профилактика дисграфии

 

 

Прокатывание шариком по написанной букве. Написание буквы и её элементов с прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

 

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/

Таким образом, СУ-Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Из вышеуказанного следует сделать вывод, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. Осуществляется благоприятное оздоравливающее воздействие на весь организм. Стимулируются речевые зоны коры головного мозга. Развивается координация движений и мелкой моторики.  Развивается произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

В своей работе во время фронтальных и индивидуальных занятиях я применяю Су-Джок терапию. Дети любят играть с колючим шариком и колечком, выполняя самомассаж с помощью шарика Су-Джок в сопровождении легко запоминающихся стихов.
Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.




































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: