Методические рекомендации к практическому занятию

Мастер-класс «Ассамбляж – искусство деталей».

Изготовление шедоу бокса на тему «Мои воспоминания о лете!»

В технике АССАМБЛЯЖ

 

Цель:

обучающая:

· сформировать представление о новом виде техники в декоративно-прикладном творчестве;

· формировать у обучающихся понятие об истории возникновения этого вида искусства.

развивающая:

· развивать у обучающихся творческое воображение и мышление;

· развивать способность к творчеству и интерес к предмету, понимать прекрасное.

воспитывающая:

· воспитывать у обучающихся умение слушать, коммуникабельность;

 

Оборудование и инструменты: заготовки для шкатулки, клей Титан и клеевой пистолет, толстые нитки, клей ПВА, ткань, обои, ленты, бусины, пуговицы, ножницы, технологическая карта изготовления изделия, проектор, ноутбук, электронная доска, презентация Microsoft Office Power Point «Ассамбляж».

 

Тип учебного занятия: формирование новых знаний и умений.

 

Обеспечение занятия:

Раздаточный материал: технологическая карта выполнения изделия, анкеты анализа занятия.

 

Методические рекомендации к практическому занятию

 

1. Ознакомиться с основными понятиями при изучении нового материала.

2. Ознакомиться с техникой «Ассамбляж» по технологической карте.

3. Выполнить творческую работу в технике «Ассамбляж» шедоу  бокса на тему «Мои воспоминания о лете!»

 

Литература:

1. Соколова О.С. Коллаж и ассамбляж Издательство: Феникс, 2014 г.

 

Интернет источник:

http://do-by-hands.ru/category/assamblyazh/

 

Ход занятия:

1. Организационная часть.

(Слайд 1) Презентация ««Ассамбляж»- искусство деталей»

- Здравствуйте уважаемые гости! Я рада вас приветствовать!

(Слайд 2,3) Сегодня у нас необычное занятие, прежде всего я хотела бы прочитать одно стихотворение неизвестного автора.

 

Собираю для чего-то
Гайки в банку от компота,
Гвозди, шишки и кору,
И картинки с кенгуру.
Собираю я в коробки
Камни, бусинки и кнопки,
И коряги, что найду,
Я на стол на свой кладу.
Собираю я монеты
И ненужные предметы:
Марки, лампочки, ракушки,
Перья, зернышки и стружки.
Может в жизни так случиться,
Что все это пригодится,
Правда - может не случиться,
И, выходит, зря хранится.
Ведь нельзя же угадать,
Что не нужно собирать! 

 

Для кого-нибудь знакомы строчки этого стихотворения? Для чего же нужно такое обилие материала?

 

2. (Слайд 4) Сообщение темы.

 Предлагаю вам, познакомится с новым направлением в декоративно – прикладном искусстве с техникой «ассамбляж».

 

3. Знакомство с технологией:

Название «ассамбляж» произошло от французского assemblage, что означает монтаж, сборка. Ассамбляж — это техника, родственная коллажу. Отличие от привычного коллажа состоит в том, что для ассамбляжа используются объёмные элементы или даже целые предметы. Допустимы и дополнения живописью, тканями, деревом и другими материалами.

(Слайд 5) Если в коллаже наслаиваются различные по цветовой гамме и структуре слои, то в ассамбляже к этому добавляется использование объемных объектов как ready made (с английского — готовый), так и созданных внутри самого произведения. А значит, можно определить ассамбляж как объемный коллаж.

 (Слайд 6) Ассамбляж допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажей до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.

4. История ассамбляжа.

 (Слайд 7) Одним из наиболее ранних и известных примеров ассамбляжа было велосипедное колесо на табуретке Марселя Дюшана, В 1912 г. ввёл в употребление термин "реди-мейд" (англ. - "готовое изделие). По замыслу Марселя Дюшана «готовые вещи» (ready-made) делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея.

(Слайд 8) Сам термин «ассамбляж» появился в 1953 году и ввёл его Жан Дюбюффе для обозначения произведений, выполненных из обломков предметов – например из утиля, созданных на основе коллажей из бумаги. Он перенес это обозначение на трехмерные камерные объекты, создаваемые из папье-маше.

(Слайд 9) Позднее дадаисты и сюрреалисты строили свое искусство на удивительных сопоставлениях не связанных между собой предметов и образов.

Эта техника была очень популярна в конце 50-х. Тогда художники широко добавляли в свои живописные и скульптурные работы сторонние предметы, в том числе еду и разнообразный мусор.

(слайд №10) В 1961 г. в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась выставка «Искусство ассамбляжа», включавшая в свой состав коллажи Джозефа Корнелла, художника – самоучки, его ностальгическим коробкам, напоминающим детские «секреты», был предоставлен отдельный зал. В его работах чувствовался стиль, который не был похож ни на какой другой. Его композиции были заключены в условное пространство стенок ящика, где и рождалась его собственная реальность. Ностальгические композиции из предметов обихода, старых фотографий и коллажи из давнишних книг и журналов, помещенные в условное пространство коробки, создают свой мир, в котором соединены фантазии автора, события его жизни и места где он побывал.

Произведения Корнелла — это его мир, которым он великодушно поделился со зрителями, а его желания – это огромная фантазия, уместившаяся в маленькую коробочку.

(слайд №11) Одним из основателей техники считается французский художник СезарБальдаччини, особенностью творчества которого являлось прессование материала для своих произведений.

«Сезар» - главная кинематографическая премия Франции получила свое название в честь французского скульптора. Именно он и является автором внешнего вида статуэток.

(Слайд 12) Технология ассамбляжа интересна тем, что объединяя общим смыслом вещи, привычные и находящиеся рядом с человеком повседневно, в гармоничные художественные произведения.

 (Слайд 13) В каждом доме есть множество красивых старинных вещичек, которые лежат без дела. Но избавиться от них не поднимается рука, ведь они – частичка истории семейства. Помочь таким предметам обрести новую жизнь тоже поможет ассамбляж.

Существует несколько видов этого искусства, так у многих известных творцов современности, можно обнаружить написанные картины, с «живыми» элементами или проще говоря «найденными».

Распространение ассамбляжа в XX веке свидетельствуют о росте бунтарских настроений по отношению к традиционным техникам искусства.

Несомненно, такое искусство относится к ПОП-АРТу и уже имеет немало своих поклонников.

(Слайд 14) Сейчас существует два вида ассамбляжа:

1. Комбинированные картины. Это сочетание живописи с вещественными вставками. Например, это может быть какое-то панно или портрет, дополненные объёмными элементами, возможно даже «мусором».

(Слайд15) 2. Аккумуляция (от французского accumulation — нагромождение, накопление). Композиции из часто ненужных бытовых вещей или их деталей, помещённые в прозрачную коробку.

(Слайд16) Ассамбляж сегодня находит свое применение не только при создании дизайна и оформлении интерьеров. Этой техникой можно украсить и открытку, и альбом, и подарочную упаковку.
В данной презентации собраны работы авторов разных видов ассамбляжа, которые возможно натолкнут Вас на создание своей оригинальной композиции.

5. Практическая работа

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования педагога, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды учащегося, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы

Сегодня, на нашем практическом занятии, как Вы уже догадались, мы будем учиться работать в новой технике «Ассамбляж». Я предлагаю сегодня создать уголок ваших грёз.

(Слайд17) Есть в жизни каждого из нас такие воспоминания, которые наполняют нас и снова дарят ощущения счастья.  Многие из нас мечтают о том, чтобы можно было вернуться в какой-то день и заново пережить все эмоции!

Теперь у вас есть возможность не только создать такой «мир воспоминаний и впечатлений», но и подарить его близким! Мы с Вами сделаем шедоу-боксы – которые будутВам приносит положительные эмоции и приятные воспоминания …

Что же такое ShadowBox?  Шедоу бокс - буквально переводится с английского примерно как "теневая коробка" - представляет собой глубокую объемную коробку или рамку, чаще всего застекленную, заполненную всевозможными памятными вещами, украшениями и т.д. По-русски наиболее употребимое название этого вида творчества - витрина. Такие коробки похожи на витрины воспоминаний, выгодно отличаясь от обычных коллажей глубиной и еще большей творческой свободой.

(Слайд18) Некоторые шедоу боксы даже выставляются в музеях и являются художественными произведениями. Одним из ярких представителей является Джозеф Корнелл. Его композиции были заключены в условное пространство стенок ящика, внутри которого и рождалась создаваемая художником реальность. Композиции Корнелла загадочны, полны ностальгической печали. Многочисленные ящички, которые художник населяет разными предметами, являются своеобразным отображением мест, случаев, занимательных событий из его жизни.

(Слайд19) Как правило, шэдоу боксы (ШБ) посвящаются какой-то одной теме. Самые популярные - ребенок-новорожденок и любовь-свадьба. Но здесь все ограничивается только фантазией создателя. ШБ может быть посвящен путешествиям, праздникам или каким-то событиям в жизни: дни рождения, юбилеи, Новый год / Рождество, день Св. Валентина, первое сентября и т.д. Или же просто какие-то впечатления, эмоций или абстрактные понятия могут стать основой для создания ШБ: дружба, весна, мир, счастье, лето...

(Слайд20) Так как вы все работаете с детьми, то можно предложить и девочкам и мальчикам поучаствовать в создании своих воспоминаний о лете. Пусть они создадут и заполнят коробочки своими воспоминаниями о приятных моментах уходящего лета.

Не знаете, куда деть ракушки и песок, привезенные с моря, засушенную стрекозу или бабочку, красивую шишку, найденную в паходе? Я предлагаю создать вокруг них авторскую композицию ShadowBox на тему «Мои воспоминания о лете!»

Выставка готовых шедоу боксов (Демонстрация готовых изделий. Анализ использованных материалов для изготовления представленных шедоу-боксов)

1. Проводиться Инструктаж.

(Слайд21) Изготовление шедоу бокса на тему «Мои воспоминания о лете!»

в технике АССАМБЛЯЖ. Изучение технологической карты изделия. (Приложение 1)

2. (Слайд22) Непосредственное выполнение работы:

Для выполнения изделия Вам понадобятся:

· Любая коробка (из-под конфет, духов, рамка или деревянный ящик);

· Картон пивном (плотный) или обрезки пластика;

· бумага (обои, дизайнерская, салфетки);

· тесьма, ленты, декоративный шнур;

· ножницы, линейка, сантиметровая лента;

· клеевой пистолет, клей «Момент», «Титан»;

· бусины, полубусины, разнообразный декор;

· различные вещицы, которые оставили приятные напоминания о лете

(Слайд 23)

1. Для изготовления шедоу-бокса в первую очередь берем имеющуюся коробку;  у меня это маленький деревянный ящик, от кукольной мебели, у вас может быть и коробка конфетная коробка, упаковочная коробка от духов или телефона и т.д.

Также можно использовать готовые шедоу-боксы.

2. Теперь нужно определиться, какое будет наполнение нашего бокса, и исходя из этого, наметить границы разделительных стенок. (Нарисовать карандашом в коробке).

3.  Измеряем длину и высоту перегородок линейкой и вырезаем полоски нужного размера из толстого картона или пластика канцелярским ножом.

4. Когда вы разметили все перегородки в боксе, можно приступить к их приклеиванию. Клеить можно клеевым пистолетом или клеем «Титан», «Момент».

5. (Слайд 24) Приступаем к оформлению бокса. Можно загрунтовать коробочку и разукрасить подходящим цветом или несколькими цветами,  можно оклеить салфетками или дизайнерской бумагой – все зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов

6. Бортики бокса можно задекорировать лентами, полубусинами, тесьмой, пайетками.

7. (Слайд 25) После изготовления бокса, приступаем к наполнению наших полочек, приклеиваем фотографии, расставляем предметы и красиво декорируем. Здесь дайте волю своей фантазии. Для декора используются ткани, кружева, скрапбукинговая бумага, открытки и разнообразные элементы декора (сухоцветы, бусины, милые безделушки, бантики, цветы, красивые флакончики и коробочки, бисер, тесьма, пуговицы и т.д.)

Так как мы создаем шедоу бокс «Мои воспоминания о лете!», то конечно же его можно заполнить фотографией с новым другом или своей фотографией на фоне моря, леса, другого уголка природы, который оставил для вас приятные впечатления о лете, цветами, бабочками, ракушками, любыми предметами, которые напоминают о приятных мгновениях…

8. (Слайд 26) Ваши шедоу – боксы готовы. Какие прекрасные воспоминания о лете у нас получились. У каждого свои, но у всех - яркие, впечатляющие, незабываемые мгновения летних воспоминаний.

9. ИТОГ. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Самооценка деятельности и оценка организации занятия

(Слайд 2 7 )  И в завершении, я хочу рассказать притчу

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.

Проучились ученики у Мастера около года.

И обратились ученики к Мастеру «Мастер, мы стали мастерами своего дела, как вы оцените нашу работу?».

- На что Мастер сказал

- «… тогда судите сами себя. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если вы сумеете правильно судить себя, значит, вы поистине мудры».

Я надеюсь, что мастеря шедоу-бокс, вы не только получили массу удовольствия от процесса декорирования, запечатлив отдельные, самые значимые для вас события и обязательно, но и  научите своих учеников мастерить такие  коробочки воспоминаний о приятных моментах уходящего лета.




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: