Методы расчёта экономической эффективности управленческого труда

Тема: Эффективность управления

План:

Сущность, критерии и показатели эффективности управления.

Методы расчёта экономической эффективности управленческого труда.

Сущность, критерии и показатели эффективности управления.

В науке об управлении пока нет единой трактовки понятия «эффективность управления». Почти у каждой научной школы имеется свой взгляд на проблему. Отсюда ее недостаточная разработанность по многим аспектам исследования, и в первую очередь методологическому (относительно понятийного аппарата, критериев и показателей оценки эффективности).

Существует много подходов к оценке эффективности менеджмента, использующих в основном качественные описания.

Чаще всего эффективность рассматривают как действенность, результативность работы фирмы, проекта, технологии с точки зрения экономических позиций, а именно получение необходимого максимального результата с наименьшими затратами. Это существенный момент, делающий необоснованным частое отождествление понятий «результативность» и «эффективность». Однако «результативный» еще не значит «эффективный». Эффективность подразумевает соотнесение полученного с затраченным, и чем больше это отношение, тем лучше.

Эффективность менеджмента как управляющей системы в широком смысле – это целесообразность и качество управления, нацеленного на высокую результативность деятельности управляемой системы (организации), реализацию целей и стратегий, достижение определенных экономических результатов, выражаемых в качественных и в количественных показателях.

Рассмотрение принципов менеджмента, его основных функций, методов и аспектов, проведенное в предыдущих главах, позволяет выделить ключевые факторы эффективности менеджмента, к которым относятся:

• постоянно адаптирующиеся к внешним условиям миссия, цели и стратегии развития организации, соответствующие требованиям потребителей;

• стратегически ориентированная, оптимальная структура бизнеса, обеспечивающая максимально возможную результативность бизнеса;

• высококомпетентный развивающийся персонал, оптимально взаимодействующий в рамках бизнес-процессов и нацеленный на конечный результат;

• эффективная система ведения бизнеса и менеджмента, включающая оптимизированные методы, принципы, технологии, процессы и процедуры, базирующиеся на современных информационных технологиях;

• продвинутая организационная культура, базирующаяся на адаптивном, одновременно стратегическом и ситуационном стиле руководства, а также на совместном, коммуникативном и целенаправленном взаимодействии персонала. Организационная культура – мощный стратегический инструмент, позволяющий координировать все структурные подразделения и отдельных членов коллектива на достижение поставленных целей в рамках выбранной миссии и стратегии.

 

Различают несколько видов эффективности в зависимости от критерия, по которому она классифицируется. Так, по характеру оцениваемого эффекта и составу доходов и расходов можно говорить об экономической и социальной эффективности. По уровню получения соответствующих результатов выделяют эффективность общественную (или общеэкономическую) (для страны, региона, отрасли), бюджетную (для бюджетов всех уровней) и коммерческую (для отдельного предприятия, проекта). С повышением уровня оценки эффективности емкость этого понятия увеличивается. Так, в составе общеэкономического эффекта, кроме чисто экономических результатов необходимо выделять внеэкономический эффект, межотраслевой эффект и т. п. Можно подразделить эффективность по составляющим системы управления (эффективность производства и эффективность управления), стадиям производственного процесса и процесса управления, по функциям производства и управления и другим критериям.

Рассмотрение категории эффективности управления невозможно в отрыве от производственных составляющих системы, и в частности эффективности производства. Эффективность производства служит и критерием эффективности управления, а рост последней, в свою очередь, – один из решающих факторов и резервов роста эффективности производства.

Система управления, как уже отмечалось, представляет собой многосложное образование, характеризующееся большим числом сторон, свойств, особенностей процессов, в силу чего и эффективность управления может проявляться в различных формах и определяться рядом параметров. Для ее выражения применяется ряд частных понятий, а именно показатели эффективности:

• труда работника аппарата управления;

• управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его органов и подразделений;

• процесса управления (при выработке и реализации конкретного управленческого решения);

• системы управления (с учетом иерархии управления);

• механизма управления (применяемых методов, рычагов, стимулов);

• совершенствования управления.

Более упрощенный подход рассматривает в качестве составляющих эффективности три показателя, характеризующих:

1) деятельность работников управления;

2) деятельность подразделений (органов) управления;

3) систему управления в целом.

Каждое из частных понятий взаимодополняет и раскрывает другие, представляя своего рода иерархию. Поэтому, чтобы достоверно определить уровень эффективности управления, необходимо учесть все ее составляющие.

Управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы, поэтому для измерения его эффективности часто применяются косвенные методы.

 

Методы расчёта экономической эффективности управленческого труда.

В ряде методик и монографических работ эффективность системы управления определяется на основе расчета ряда частных и общих коэффициентов. К основным относятся: коэффициент соответствия структуры и численности аппарата управления нормативным требованиям (Кс.с); коэффициент оперативности работы аппарата управления (Ко.р); коэффициент технической вооруженности инже­нерно-управленческого труда (Кт.в); коэффициент использования средств механизации и оргтехники в управлении производством во времени (Квр); коэффициент управляемости (Куп); коэффициент качества выполнения управленческих функций (Кк.у.ф); коэффициент рациональности управленческой документации (КР.Д); коэффициент ритмичности выпуска продукции (Кр). При различной значимости отдельных коэффициентов определяется общий показатель как средневзвешенная величина.

Систему показателей эффективности, применяемая в отечественной практике управления организацией можно представить в виде таблицы.

Основные группы показателей эффективности Характеристика основных показателей
Обобщающие показатели эффективности Рост производства продукции в стоимостном выражении, в том числе за счет действующих предприятий; производство продукции на 1 руб. затрат; относительная экономия: - основных производственных фондов; - нормируемых оборотных средств; - материальных затрат (без амортизации); - фонда оплаты труда; рентабельность как прибыль к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств; затраты на 1 руб. товарной продукции (работ по полной себестоимости)
Показатели эффективности живого труда (трудовых ресурсов) Производительность труда - соотношение производимой продукции (товаров, услуг) к производственному (функциональному) персоналу; доля прироста продукции, полученной за счет производительности труда; экономия живого труда (сокращение работников за год); отношение темпа прироста средней заработной платы к темпам при­роста производительности труда
Показатели эффективности использования материальных ресурсов Материальные затраты без амортизации на 1 руб. товарной продукции (работ) - материалоемкость; расход важнейших материальных ресурсов в натуральном выражении на 1 руб. товарной продукции (работ)
Показатели экономической эффективности новой техники Рост производительности труда; относительное высвобождение численности работающих; относительная экономия фонда заработной платы; прирост прибыли (экономия от снижения себестоимости продукции); относительная экономия материальных ресурсов

Домашнее задание:

Ответить на контрольные вопросы:

1. Что является объектом управления?

2. Что является субъектом управления?

3. Сравните между собой основные характеристики деятельности: эффективность, выгодность, экономичность. Какую из них можно считать главной? Могут ли они совпадать и в каком случае?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: