Легкая атлетика в системе физического воспитания (Техника ходьбы, бега, прыжков, метаний)
Выполнила: Галямова Илона 1Ф-8
Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его, не боятся трудностей, а смело их преодолевать.
Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения бег, прыжки, метания. Она включает в себя пять видов упражнения ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборье.
Сердце и сосуды у здорового человека обладают большой резервной мощностью, особенно у детей. Дети могут целый день бегать, играть, не проявляя при этом каких-либо признаков усталости. Размеры детского сердца зависят от степени физической активности. Большая резервная мощность сердца и кровеносных сосудов проявляется в том, что дети имеют короткий восстановительный период, т. е. пульс у них быстро приходит в норму после физического напряжения. Дети младшего школьного возраста в большинстве случаев обладают высокой возбудимостью процессов, поэтому их не следует подвергать большим физическим нагрузкам на выносливость. Для развития выносливости следует проводить игры с мячом, различные виды эстафет, упражнения с небольшими нагрузками, которые сопровождаются короткими и длинными пробежками. Каждый отдельный вид упражнений не должен терять своей направленности. Рациональный двигательный режим определяется не только по объему, но и по содержанию двигательной активности школьников. Применение всех форм физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного и продленного дня оказывает благоприятное воздействие на динамику умственной работоспособности в течение года, четверти, недели и учебного дня, что значительно повышает двигательную активность, улучшает физическую работоспособность.
Основные задачи физического воспитания учащихся общеобразовательных школ - укрепление их здоровья, содействие правильному физическому развитию. Это общеизвестно. Однако не менее важно вовремя обучить их жизненно важным двигательным навыкам, главными из которых следует считать навыки в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, т.е. в упражнениях, составляющих легкую атлетику.
Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников играет ведущую роль.
Разные формы занятий помогают выбрать педагогу наиболее интересные, построить свою работу разнообразно, вовлекая в занятия легкой атлетикой большое количество учеников.
Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
Ходьба — естественный способ передвижения человека. Спортивная ходьба отличается от обычной как большой скоростью, так и своеобразной техникой, которая обеспечивает значительную быстроту и экономичность движения. Основное правило спортивной ходьбы — это постоянный контакт спортсмена с дорожкой (опора одной или обеими стопами).
Ходить очень быстро (не бежать!) умеют не многие. Если человек в обычной ходьбе разовьет очень высокую скорость, то незаметно для себя он перейдет в бег, т. е. в какое-то мгновение его ноги одновременно потеряют контакт с грунтом. Появится так называемая форма полета, которая характерна только для бега.
Техника спортивной ходьбы
Спортивная ходьба отличается от бега тем, что в беге чередуются опорные (толчок и постановка ноги на грунт) и полетные фазы; в ходьбе — одноопорные (отталкивание и фаза передней опоры) и двухопорные (обе ноги скорохода соприкасаются с землей). Это положение наблюдается в момент, когда одна нога заканчивает отталкивание, но еще не оторвалась от земли, а другая уже поставлена на землю.
Чтобы при быстрой ходьбе избежать полетной фазы, скороходы в соревнованиях применяют спортивную ходьбу, которая имеет некоторые особенности:
1. Нога, выпрямленная в коленном суставе, ставится на грунт с пятки; при отталкивании в работе не участвует сильнейшая мышца — четырехглавый разгибатель бедра. Это не позволяет спортсмену перейти на бег.
2. В спортивной ходьбе наблюдаются ярко выраженные движения таза: а) по вертикальной оси - для увеличения длины шага и уменьшения возможности перехода на бег, б) по сагиттальной (переднезадней) оси—для уменьшения вертикальных колебаний, а следовательно, и для более рационального использования силы. При хорошей технике ходьбы преобладают движения таза вокруг вертикальной оси.
3. Длина шага у отдельных высокорослых скороходов достигает 125 см, у скороходов среднего роста — 110— 115 см. В обычной ходьбе шаг равен примерно 70 см.
4. Частота шагов в спортивной ходьбе достигает 200 шагов в минуту.
5. Руки, согнутые в локтевых суставах, примерно как в беге, двигаются в передне-заднем направлении.
6. Скорость, достигаемая скороходами, очень высокая.
Бег — один из способов передвижения человека и животных; отличается наличием так называемой «фазы полёта» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей.
В беге именно сильные «правильно» развитые мышцы являются главной причиной хорошей техники.
Фазы шага при беге
Цикл бега имеет две фазы:
1. Фаза опоры — это толчок ноги, первый контакт ноги с землей. То есть положение, когда нога касается земли. Эта фаза составляет примерно 40 процентов цикла бегового шага.
2. Фаза переноса маховой ноги начинается с отрыва ноги от земли, который плавно переходит в маховое движение ноги, и заканчивается постановкой её на опору или амортизацией, с чего начинается следующий цикл.
В фазе опоры четырехглавые мышцы бедра несут основную нагрузку при первом контакте с беговой поверхностью. Мышцы, сухожилия, кости, суставы, стопы и голени рассеивают ударную нагрузку, которая возникает при контакте с землей. В фазе переноса маховой ноги после контакта с землей и перехода стопы в среднее положение подключается задняя группа мышц бедра, мышцы-сгибатели бедра, четырехглавая мышца, икроножная и камбаловидная мышцы для обеспечения отрыва опорной ноги от земли.
В фазе переноса (полета) у спортсменов высокого уровня многие группы мышц находятся в расслабленном состоянии и обеспечивают этим экономную технику бега — и, соответственно, более высокие результаты.
основных правил техники бега
1. Следить за положением корпуса
Чем медленнее бег, тем более вертикальным должно быть тело. Если скорость увеличивается, то допускается наклон не более 5 градусов. Плечи расслаблены и отведены назад, голова – продолжение туловища, глаза смотрят прямо.
2. Легко и быстро снимать ногу с опоры
Длительный бег не связан с мощным отталкиванием, которое есть в спринтерском беге.
3. Приземляться на переднюю часть стопы
Лёгкое снятие ноги с опоры близко к центру тяжести влечёт за собой мягкое приземление, без выхлеста ноги вперёд. Чтобы повысить эффективность бега, нужно правильно ставить стопу во время фазы опоры. Стопа должна мягко приземляться: сначала нужно ставить переднюю часть, а потом постепенно всю остальную. Если это соблюдать, то будет сохранен темп и скорость, что позволит пробежать большую дистанцию.
4. Увеличивать каденс
Ритм шагов или каденс должен быть примерно 170-180 шагов в минуту. Для человека, который бегает в кроссовках с большой амортизацией, каденс значительно ниже – 160 и меньше шагов в минуту. Это означает, что у бегуна большое мышечное усилие и длительная фаза опоры. Это нехорошо тем, что мышечное усилие вызывает большой расход энергии. А ещё это травматично: мышцы крепятся к костям при помощи сухожилия, и большое мышечное усилие вызывает перерастяжение. Если так бегать изо дня в день, это может вызвать воспаление ахиллова сухожилия.
При беге в кроссовках с большой амортизацией не используется энергия упругого натяжения. При физиологичном растягивании сухожилий и связок бегун использует энергию упругого растяжения и сжатия. Эта энергия идёт на поглощение удара при приземлении и последующей пропульсии тела вперёд. Пропульсия – это пассивное проталкивание.
5. Научиться расслабляться
Все наши части тела во время бега должны сжиматься и расслабляться. Прежде всего, плечевой пояс и руки. Но важно уметь расслаблять и ноги.
Все эти перечисленные пункты можно назвать основой правильной техники бега на длинные дистанции.
В беговом шаге участвуют практически все мышцы ног, корпуса и рук. «Выпадение» любой из них в кинетической цепочке приводит к дисбалансу и травмоопасному бегу. Чтобы не допустить этого, нужно постоянно развивать мышцы: делать специальные беговые упражнения, упражнения на мышцы кора, укреплять руки и плечевой пояс.
Прыжок – это способ преодоления расстояния с помощью акцентированной фазы полета. В легкой атлетике имеется четыре вида прыжков: прыжок в длину, в высоту, тройной и с шестом. Раньше только мужчины соревновались во всех четырех видах прыжков.
Все легкоатлетические прыжки можно разделить на две группы:
1. прыжки с преодолением вертикальных препятствий (прыжки в высоту и прыжки с шестом)
2. прыжки с преодолением горизонтальных препятствий (прыжки в длину и тройной прыжок).
Цель легкоатлетических прыжков – прыгнуть как можно дальше или выше. Прыжок однократное упражнение, в котором нет повторяющихся частей и фаз движения. Характерной его особенностью является полет. Дальность и высота полета тела зависит от начальной скорости ОЦМ прыгуна и угла вылета.
Прыжки в длину с места – несложное физическое упражнение, которое могут выполнять даже дети. Основная роль в нем принадлежит быстрому и стабильному разбегу, а также мощному толчку. Во время полета также важно сохранять равновесие и правильно приземляться.