Эффективность использования основных производственных фондов

Или: Амортизация- это процесс перенесения стоимости основных фондов на стоимость созданной продукции (транспортной работы), в целях накопления денежных средств для последующего полного восстановления.

Под амортизацией понимается возмещение износа основных фондов в результате постепенного перенесения их стоимости на вновь созданный в процессе производства продукт или выполненную транспортную работу.

Амортизационные отчисления - это стоимостное выражение размера амортизации и соответствуют степени износа ОФ.

Эти отчисления накапливаются на расчетном счете предприятия в составе выручки от реализации продукции, а иногда по желанию пр-тия может создаваться отдельный амортизационный фонд.

Амортизационные отчисления производятся в течении нормативного срока службы, в течении кот балансовая стоимость ОС полностью переносится на издержки пр-ва. (амортизационный период).

Большое значение имеет правильное определение суммы амортиза­ционных отчислений. Поскольку амортизационные отчисления явля­ются составной частью затрат на производство продукции или выпол­нение транспортной работы, они в определенной степени определяют себестоимость продукции АТП. Амортизационный фонд должен быть достаточен для возмещения износа новых основных фондов.

Особое экономическое содержание имеют амортизационные отчисления по непроизводственным основным фондам. Использование непроизводственных фондов не связано с созданием нового продукта или выполнением транспортной работы. Оно относится не к сфере материального производства, а к сфере личного или общественного

потребления и совпадает с ними по времени. Поэтому стоимость не производственных фондов не переносится на стоимость продукции. По мере потребления их стоимость исчезает. Возмещение изнашивания этих фондов осуществляется за счет доходов, поступающих с трудящихся в порядке перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП). Таким образом, амортизационные отчисления по непроизводственным основным фондам представляют собой форму последующего распределения ВВП.

Величина амортизационных отчислений определяется на основе норм амортизации.

Изнашивание основных фондов, соответствующее периоду их дей­ствия (году) или объему выполненных работ, носит название нормы амортизации. Норма амортизации представляет собой выраженную в процентах, долю балансовой стоимости основных средств, подлежащей включению в текущие издержки в течении года.

Нормы амортизации должны соответствовать действительной из­нашиваемости основных фондов. От них зависит уровень себестои­мости продукции каждого предприятия и возможность воспроизвод­ства фондов. Амортизационные отчисления должны быть достаточны для воспроизводства основных фондов на новой технической основе с учетом последних достижений науки и техники. Так как новые основ­ные фонды, приобретенные взамен вышедших из эксплуатации, имеют более высокие технико-эксплуатационные качества, амортиза­ция является одним из факторов расширенного воспроизводства.

Применяемые нормы амортизационных отчислений должны ком­пенсировать возмещение физического и морального износа основных фондов. Наличие морального износа требует, чтобы при расчете норм амортизации основных фондов учитывался не только срок физичес­кой их годности, но и экономическая целесообразность их дальнейше­го применения.

Первоначальная стоимость основных фондов может значительно отличаться от их восстановительной стоимости на момент оценки. Это не позволяет правильно определять размеры амортизационных отчислений, предназначенных для восстановления основных фондов и их капитального ремонта. Даже в тех случаях, когда применяемые нормы амортизационных отчислений правильно учитывают срок службы основных фондов, сумма амортизационных отчислений не соответствует действительному износу основных фондов, так как еди­ная норма применяется к фондам, оцененным в разные периоды вре­мени. То есть в данном случае применяется единая норма амортизаци­онных отчислений к различным первоначальным стоимостям одинаковых основных фондов, и поэтому сумма амортизационных отчисле­ний не отражает фактического износа основных фондов.

В результате на автотранспортных предприятиях, иcпользующих основные фонды с повышенной оценкой, амортизационный фонд за­вышается и, наоборот, в АТП, имеющих заниженную оценку основ­ных фондов, размер амортизационных отчислений окажется недоста­точным. Эта причина искажает показатель себестоимости перевозок.

Для устранения отмеченного явления на АТП, как и в других госу­дарственных и кооперативных предприятиях, была проведена пере­оценка всех фондов, после чего разработаны новые нормы амортиза­ционных отчислений по основным фондам. В результате этого достиг­нуто более точное определение размера амортизационного фонда и упорядочен порядок планирования и учета себестоимости перевозок.

Новые нормы амортизационных отчислений должны разрабаты­ваться с учетом морального износа основных фондов на основе их пере­оценки. Установлены единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства. Еди­ные нормы обязательны для применения всеми действующими на основе хозяйственного расчета предприятиями, объединениями и орга­низациями, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Амортизационные отчисления вносятся всеми пред­приятиями и организациями в учреждения Центрального банка. Ис­пользование амортизационных отчислений также регламентировано. Новые нормы амортизационных отчислений на автомобильном транс­порте способствуют улучшению использования основных производст­венных фондов и благоприятствуют улучшению организации их ре­монта.

Методика определения амортизационных отчислений по подвиж­ному составу отлична от методики их определения по другим видам основных фондов. Нормы амортизационных отчислений по подвиж­ному составу автомобильного транспорта (табл. 1) установлены по группам автомобилей, а не по моделям. Это сделано из тех соображе­ний, что при выпуске новых марок автомобилей, изменении цен на них не возникает необходимости в разработке новых норм амортиза­ционных отчислений.

Нормы амортизационных отчислений определены из условия, что общая сумма накоплений на восстановление предусмотрена с учетом остаточной стоимости в размере 90 % первоначальной стоимости. На­пример, с учетом среднегодовых пробегов срок службы транспортных грузовых автомобилей грузоподъемностью до 2 т принят 6 лет, лег­ковых автомобилей особо малого класса — до 5 лет, малого класса — 7 лет, среднего класса (за исключением такси) — 8 лет, автобусов особо малого класса — 6 лет. Для всех специальных автомобилей нормы амортизационных отчислений рассчитаны исходя из срока службы 10 лет.

Норма амортизационных отчислений на восстановление подвижного состава устанавливается в % от балансовой стоимости или в % от балансовой стоимости на 1000 км пробега:

Нв.т=; НВ.L=

где Сп- первоначальная балансовая стоимость транспортного средства, р;

Со- остаточная стоимость транспортного средства после его выбраковки (принимается равной 10% от первоначальной),руб.;

Тн.сл- нормативный (амортизационный) срок службы а/м, годы;

Lам- нормативный амортизационный общий пробег а/м, км.

Для а/м малой грузоподъемности и автобусов особо малого класс нормативный срок службы принимается, независимо от пробега, равным 6 годам.

Нормативный амортизационный пробег:

для а/м грузоподъемностью свыше 2т- 300 тыс. км.;

прицепов и полуприцепов- 200, тяжеловозов и самосвалов большой грузоподъемности - 135-180,

автобусов основных марок- 390-500,

легковых а/м- 350 тыс. км.

На восстановление подвижной состав, для кот нормы АО установлены в зависимости от срока службы, сумма амортизации определяется по формуле:

Са.в.т(АОп.с.)=

На восстановление п.с., для кот нормы амортизации установлены в зависимости от пробега сумма АО определяется:

Са.в.(АОп.с.)=

где Lобщ- общий пробег за год а/м или группы а/м.

Lобщ= Асс*L1а/м

где Асс- среднесписочное количество а/м, ед.

Асс=

где Анг- списочное кол-во а/м на начало года, ед;

Авыб- кол-во а/м, выбывших в текущем году, ед;

Дк- кол-во календарных дней в году,

АДвв- кол-во автомобиле-дней пребывания на АТП поступающих а/м, дн;

АД выб- кол-во автомобиле-дней пребывания на АТП выбывающих а/м,дн.

По остальным ОФ (за исключением подвижного состава) нормы амортизационных отчислений определяются в процентах от первоначальной стоимости. Годовая норма амортизации:

Нв.ст.=

где С п.ст.- первоначальная балансовая стоимость стационарных ОФ,р;

Со- остаточная стоимость стационарных ОФ после его списания (принимается равной 10% от первоначальной),руб.;

Тн.сл- нормативный (амортизационный) срок службы ОФ, годы.

Повышение интенсивности использования основных производст­венных фондов является важнейшим условием и резервом роста эф­фективности производства.

Для оценки эффективности использования основных фондов на автомобильном транспорте применяются показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и рентабельности основных фондов, а также различные коэффициенты.

Фондоотдача ФО показатель, который отражает сумму доходов SД, приходящуюся на 1 р. основных производственных фондов Фосн и показывает, сколько рублей дохода в год приносит один рубль, вложенный в основные производственные фонды,. т.е. на какую сумму оказали услуг, если затратили 1 рубль ОФ.

ФО=SД/Фосн

Если фондоотдача считается по результатам года то:

Фо= Д/ОФсрг (руб/руб),

где Д- годовая сумма доходов АТП по всем видам деятельности

Фондоемкость ФЕ — показатель, обратный фондоотдаче. Он ха­рактеризует стоимость основных производственных фондов, приходя­щуюся на каждый рубль дохода S Д т.е. на какую сумму необходимо затратить фондов, чтобы получить 1 рубль доходов:

ФЕ=Фосн/S Д

Фе= ОФсрг/Д

Фондовооруженность ФВ — показатель, характеризующий обес­печенность каждого работника основными производственными фондами и показывает какая стоимость ОПФ приходится на одного среднесписочного работника

ФВ=Фосн/Nраб,

Фв=ОФсрг/ Nраб (руб/чел)

где Nраб — срсднссписочная численность работников АТП, чел.

Рентабельность основных фондов Rоф представляет собой отно­шение балансовой прибыли Пб автотранспортного предприятия к сумме основных производственных фондов:

Rоф=Пб/Фосн

Кроме перечисленных показателей, для оценки использования ос­новных производственных фондов на автомобильном транспорте ис­пользуются следующие коэффициенты: экстенсивного использования Кэ, интенсивного использования Кин, интегральной нагрузки Кинт сменности работы основных фондов Ксм

Коэффициент экстенсивного использования основных фондов (коэф­фициент экстенсивной загрузки) представляет собой отношение фак­тически отработанного времени в часах Тф, за смену (сутки, месяц, год) к возможному Тв:

Кэкс =Т ф/Тв

Если в числителе принимается плановое Тп, календарное Тк, ре­жимное (номинальное) Тр время, то в результате могут быть рассчита­ны плановый, календарный и режимный (номинальный) коэффициен­ты экстенсивного использования.

Коэффициент интенсивного использования основных фондов опреде­ляют отношением фактически выполненного объема работы за едини­цу времени Wф к плановому W, или к максимально возможной выра­ботке Wmах за то же время:

Ки.п=Wф/Wп, Ки.мах= Wф/Wмах

Коэффициент интегральной нагрузки основных фондов Кинт учитыва­ет использование основных фондов во времени с учетом производи­тельности труда и определяется произведением коэффициентов экстен­сивного и интенсивного использования основных фондов предприятия:

Кинт= Кэ*Ки

Среди показателей экстенсивного использования орудий труда за­служивает внимания коэффициент сменности работы оборудования, который показывает, сколько смен в течение суток работала в сред­нем каждая единица установленного оборудования, и определяется делением числа машино-смен, отработанных во всех сменах, Мс на количество установленного оборудования М:

Ксм = Мс/М.

Улучшение использования основных фондов является задачей первостепенной важности для всех работников АТП и может быть до­стигнуто в результате повышения производительности автомобильного парка в час (сутки, месяц, год), увеличения межремонтных и амортизационных пробегов подвижного состава, а также увеличения срока службы других основных фондов (зданий, сооружений и оборудова­ния).

Повышение часовой производительности ходового автомобильно­го парка достигается посредством улучшения технико-эксплуатацион­ных показателей: коэффициента использования грузоподъемности, коэффициента использования пробега, технической скорости движе­ния, времени простоя подвижного состава под погрузочно-разгрузоч-ными работами. Улучшение этих показателей может быть достигнуто только на крупных АТП, осуществляющих перевозки грузов в центра­лизованном порядке.

Повышение производительности ходового подвижного состава в

сутки может быть достигнуто в результате увеличения продолжитель­ности его работы на линии в течение суток (увеличения сменности работы автомобильного парка). Помимо этого, рост производитель­ности всего автомобильного парка за месяц, квартал, год достигается в результате повышения коэффициента выпуска автомобилей на линию, который в свою очередь находится в зависимости от коэффи­циента технической готовности автомобилей и организации работы по их выпуску на линию. Значительному росту производительности

способствует использование прицепов.

Срок службы подвижного состава (межремонтные и амортизаци­онные пробеги) зависит от качества технического обслуживания и текущих ремонтов автомобилей, культуры технической эксплуатации.

Лучшему использованию основных фондов способствует матери­альная заинтересованность работников. Для этого применяются соот­ветствующая система оплаты труда, премии за пробег автомобилей сверх установленных норм, за экономию шин и т. д., образуются фонды экономического стимулирования и т. п.

Контрольные вопросы:

1. Что относят к средствам труда, предметам труда.

2. Что входит в основные производственные фонды.

3. Что называется активной частью ОПФ.

4. Что такое структура ОПФ.

5. Как рассчитывается коэффициент технической готовности.

6. По каким видам стоимостной оценки учитывают ОПФ.

7. Что такое амортизация.

8. Назовите методы определения амортизационных отчислений.

9. Что такое фондоемкость.

10. Как рассчитать фондоотдачу.




double arrow
Сейчас читают про: