Или: Амортизация- это процесс перенесения стоимости основных фондов на стоимость созданной продукции (транспортной работы), в целях накопления денежных средств для последующего полного восстановления.
Под амортизацией понимается возмещение износа основных фондов в результате постепенного перенесения их стоимости на вновь созданный в процессе производства продукт или выполненную транспортную работу.
Амортизационные отчисления - это стоимостное выражение размера амортизации и соответствуют степени износа ОФ.
Эти отчисления накапливаются на расчетном счете предприятия в составе выручки от реализации продукции, а иногда по желанию пр-тия может создаваться отдельный амортизационный фонд.
Амортизационные отчисления производятся в течении нормативного срока службы, в течении кот балансовая стоимость ОС полностью переносится на издержки пр-ва. (амортизационный период).
Большое значение имеет правильное определение суммы амортизационных отчислений. Поскольку амортизационные отчисления являются составной частью затрат на производство продукции или выполнение транспортной работы, они в определенной степени определяют себестоимость продукции АТП. Амортизационный фонд должен быть достаточен для возмещения износа новых основных фондов.
Особое экономическое содержание имеют амортизационные отчисления по непроизводственным основным фондам. Использование непроизводственных фондов не связано с созданием нового продукта или выполнением транспортной работы. Оно относится не к сфере материального производства, а к сфере личного или общественного
потребления и совпадает с ними по времени. Поэтому стоимость не производственных фондов не переносится на стоимость продукции. По мере потребления их стоимость исчезает. Возмещение изнашивания этих фондов осуществляется за счет доходов, поступающих с трудящихся в порядке перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП). Таким образом, амортизационные отчисления по непроизводственным основным фондам представляют собой форму последующего распределения ВВП.
Величина амортизационных отчислений определяется на основе норм амортизации.
Изнашивание основных фондов, соответствующее периоду их действия (году) или объему выполненных работ, носит название нормы амортизации. Норма амортизации представляет собой выраженную в процентах, долю балансовой стоимости основных средств, подлежащей включению в текущие издержки в течении года.
Нормы амортизации должны соответствовать действительной изнашиваемости основных фондов. От них зависит уровень себестоимости продукции каждого предприятия и возможность воспроизводства фондов. Амортизационные отчисления должны быть достаточны для воспроизводства основных фондов на новой технической основе с учетом последних достижений науки и техники. Так как новые основные фонды, приобретенные взамен вышедших из эксплуатации, имеют более высокие технико-эксплуатационные качества, амортизация является одним из факторов расширенного воспроизводства.
Применяемые нормы амортизационных отчислений должны компенсировать возмещение физического и морального износа основных фондов. Наличие морального износа требует, чтобы при расчете норм амортизации основных фондов учитывался не только срок физической их годности, но и экономическая целесообразность их дальнейшего применения.
Первоначальная стоимость основных фондов может значительно отличаться от их восстановительной стоимости на момент оценки. Это не позволяет правильно определять размеры амортизационных отчислений, предназначенных для восстановления основных фондов и их капитального ремонта. Даже в тех случаях, когда применяемые нормы амортизационных отчислений правильно учитывают срок службы основных фондов, сумма амортизационных отчислений не соответствует действительному износу основных фондов, так как единая норма применяется к фондам, оцененным в разные периоды времени. То есть в данном случае применяется единая норма амортизационных отчислений к различным первоначальным стоимостям одинаковых основных фондов, и поэтому сумма амортизационных отчислений не отражает фактического износа основных фондов.
В результате на автотранспортных предприятиях, иcпользующих основные фонды с повышенной оценкой, амортизационный фонд завышается и, наоборот, в АТП, имеющих заниженную оценку основных фондов, размер амортизационных отчислений окажется недостаточным. Эта причина искажает показатель себестоимости перевозок.
Для устранения отмеченного явления на АТП, как и в других государственных и кооперативных предприятиях, была проведена переоценка всех фондов, после чего разработаны новые нормы амортизационных отчислений по основным фондам. В результате этого достигнуто более точное определение размера амортизационного фонда и упорядочен порядок планирования и учета себестоимости перевозок.
Новые нормы амортизационных отчислений должны разрабатываться с учетом морального износа основных фондов на основе их переоценки. Установлены единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства. Единые нормы обязательны для применения всеми действующими на основе хозяйственного расчета предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Амортизационные отчисления вносятся всеми предприятиями и организациями в учреждения Центрального банка. Использование амортизационных отчислений также регламентировано. Новые нормы амортизационных отчислений на автомобильном транспорте способствуют улучшению использования основных производственных фондов и благоприятствуют улучшению организации их ремонта.
Методика определения амортизационных отчислений по подвижному составу отлична от методики их определения по другим видам основных фондов. Нормы амортизационных отчислений по подвижному составу автомобильного транспорта (табл. 1) установлены по группам автомобилей, а не по моделям. Это сделано из тех соображений, что при выпуске новых марок автомобилей, изменении цен на них не возникает необходимости в разработке новых норм амортизационных отчислений.
Нормы амортизационных отчислений определены из условия, что общая сумма накоплений на восстановление предусмотрена с учетом остаточной стоимости в размере 90 % первоначальной стоимости. Например, с учетом среднегодовых пробегов срок службы транспортных грузовых автомобилей грузоподъемностью до 2 т принят 6 лет, легковых автомобилей особо малого класса — до 5 лет, малого класса — 7 лет, среднего класса (за исключением такси) — 8 лет, автобусов особо малого класса — 6 лет. Для всех специальных автомобилей нормы амортизационных отчислений рассчитаны исходя из срока службы 10 лет.
Норма амортизационных отчислений на восстановление подвижного состава устанавливается в % от балансовой стоимости или в % от балансовой стоимости на 1000 км пробега:
Нв.т=
; НВ.L=
где Сп- первоначальная балансовая стоимость транспортного средства, р;
Со- остаточная стоимость транспортного средства после его выбраковки (принимается равной 10% от первоначальной),руб.;
Тн.сл- нормативный (амортизационный) срок службы а/м, годы;
Lам- нормативный амортизационный общий пробег а/м, км.
Для а/м малой грузоподъемности и автобусов особо малого класс нормативный срок службы принимается, независимо от пробега, равным 6 годам.
Нормативный амортизационный пробег:
для а/м грузоподъемностью свыше 2т- 300 тыс. км.;
прицепов и полуприцепов- 200, тяжеловозов и самосвалов большой грузоподъемности - 135-180,
автобусов основных марок- 390-500,
легковых а/м- 350 тыс. км.
На восстановление подвижной состав, для кот нормы АО установлены в зависимости от срока службы, сумма амортизации определяется по формуле:
Са.в.т(АОп.с.)=
На восстановление п.с., для кот нормы амортизации установлены в зависимости от пробега сумма АО определяется:
Са.в.(АОп.с.)=
где Lобщ- общий пробег за год а/м или группы а/м.
Lобщ= Асс*L1а/м
где Асс- среднесписочное количество а/м, ед.
Асс=
где Анг- списочное кол-во а/м на начало года, ед;
Авыб- кол-во а/м, выбывших в текущем году, ед;
Дк- кол-во календарных дней в году,
АДвв- кол-во автомобиле-дней пребывания на АТП поступающих а/м, дн;
АД выб- кол-во автомобиле-дней пребывания на АТП выбывающих а/м,дн.
По остальным ОФ (за исключением подвижного состава) нормы амортизационных отчислений определяются в процентах от первоначальной стоимости. Годовая норма амортизации:
Нв.ст.= 
где С п.ст.- первоначальная балансовая стоимость стационарных ОФ,р;
Со- остаточная стоимость стационарных ОФ после его списания (принимается равной 10% от первоначальной),руб.;
Тн.сл- нормативный (амортизационный) срок службы ОФ, годы.
Повышение интенсивности использования основных производственных фондов является важнейшим условием и резервом роста эффективности производства.
Для оценки эффективности использования основных фондов на автомобильном транспорте применяются показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и рентабельности основных фондов, а также различные коэффициенты.
Фондоотдача ФО — показатель, который отражает сумму доходов SД, приходящуюся на 1 р. основных производственных фондов Фосн и показывает, сколько рублей дохода в год приносит один рубль, вложенный в основные производственные фонды,. т.е. на какую сумму оказали услуг, если затратили 1 рубль ОФ.
ФО=SД/Фосн
Если фондоотдача считается по результатам года то:
Фо= Д/ОФсрг (руб/руб),
где Д- годовая сумма доходов АТП по всем видам деятельности
Фондоемкость ФЕ — показатель, обратный фондоотдаче. Он характеризует стоимость основных производственных фондов, приходящуюся на каждый рубль дохода S Д т.е. на какую сумму необходимо затратить фондов, чтобы получить 1 рубль доходов:
ФЕ=Фосн/S Д
Фе= ОФсрг/Д
Фондовооруженность ФВ — показатель, характеризующий обеспеченность каждого работника основными производственными фондами и показывает какая стоимость ОПФ приходится на одного среднесписочного работника
ФВ=Фосн/Nраб,
Фв=ОФсрг/ Nраб (руб/чел)
где Nраб — срсднссписочная численность работников АТП, чел.
Рентабельность основных фондов Rоф представляет собой отношение балансовой прибыли Пб автотранспортного предприятия к сумме основных производственных фондов:
Rоф=Пб/Фосн
Кроме перечисленных показателей, для оценки использования основных производственных фондов на автомобильном транспорте используются следующие коэффициенты: экстенсивного использования Кэ, интенсивного использования Кин, интегральной нагрузки Кинт сменности работы основных фондов Ксм
Коэффициент экстенсивного использования основных фондов (коэффициент экстенсивной загрузки) представляет собой отношение фактически отработанного времени в часах Тф, за смену (сутки, месяц, год) к возможному Тв:
Кэкс =Т ф/Тв
Если в числителе принимается плановое Тп, календарное Тк, режимное (номинальное) Тр время, то в результате могут быть рассчитаны плановый, календарный и режимный (номинальный) коэффициенты экстенсивного использования.
Коэффициент интенсивного использования основных фондов определяют отношением фактически выполненного объема работы за единицу времени Wф к плановому W, или к максимально возможной выработке Wmах за то же время:
Ки.п=Wф/Wп, Ки.мах= Wф/Wмах
Коэффициент интегральной нагрузки основных фондов Кинт учитывает использование основных фондов во времени с учетом производительности труда и определяется произведением коэффициентов экстенсивного и интенсивного использования основных фондов предприятия:
Кинт= Кэ*Ки
Среди показателей экстенсивного использования орудий труда заслуживает внимания коэффициент сменности работы оборудования, который показывает, сколько смен в течение суток работала в среднем каждая единица установленного оборудования, и определяется делением числа машино-смен, отработанных во всех сменах, Мс на количество установленного оборудования М:
Ксм = Мс/М.
Улучшение использования основных фондов является задачей первостепенной важности для всех работников АТП и может быть достигнуто в результате повышения производительности автомобильного парка в час (сутки, месяц, год), увеличения межремонтных и амортизационных пробегов подвижного состава, а также увеличения срока службы других основных фондов (зданий, сооружений и оборудования).
Повышение часовой производительности ходового автомобильного парка достигается посредством улучшения технико-эксплуатационных показателей: коэффициента использования грузоподъемности, коэффициента использования пробега, технической скорости движения, времени простоя подвижного состава под погрузочно-разгрузоч-ными работами. Улучшение этих показателей может быть достигнуто только на крупных АТП, осуществляющих перевозки грузов в централизованном порядке.
Повышение производительности ходового подвижного состава в
сутки может быть достигнуто в результате увеличения продолжительности его работы на линии в течение суток (увеличения сменности работы автомобильного парка). Помимо этого, рост производительности всего автомобильного парка за месяц, квартал, год достигается в результате повышения коэффициента выпуска автомобилей на линию, который в свою очередь находится в зависимости от коэффициента технической готовности автомобилей и организации работы по их выпуску на линию. Значительному росту производительности
способствует использование прицепов.
Срок службы подвижного состава (межремонтные и амортизационные пробеги) зависит от качества технического обслуживания и текущих ремонтов автомобилей, культуры технической эксплуатации.
Лучшему использованию основных фондов способствует материальная заинтересованность работников. Для этого применяются соответствующая система оплаты труда, премии за пробег автомобилей сверх установленных норм, за экономию шин и т. д., образуются фонды экономического стимулирования и т. п.
Контрольные вопросы:
1. Что относят к средствам труда, предметам труда.
2. Что входит в основные производственные фонды.
3. Что называется активной частью ОПФ.
4. Что такое структура ОПФ.
5. Как рассчитывается коэффициент технической готовности.
6. По каким видам стоимостной оценки учитывают ОПФ.
7. Что такое амортизация.
8. Назовите методы определения амортизационных отчислений.
9. Что такое фондоемкость.
10. Как рассчитать фондоотдачу.






