Тема лекции 5.1. Понятие индикации эффективности хозяйственной деятельности турфирмы

ТЕМА 5. ИНДИКАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ

Тема лекции 5.1. Понятие индикации эффективности хозяйственной деятельности турфирмы.

Эффект — от лат. effectus результат, воздействие. Соответственно, эффективность — это результативность.

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов.

Экономическая эффективность — это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами.

Эффективность — одна из возможных характеристик качества некоторой системы, в частности, экономической, а именно ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы. В зависимости от того, какие затраты и особенно - какие результаты принимаются во внимание, можно говорить об экономической, социально-экономической, институциональной, социальной, экологической эффективности. Однако границы между этими понятиями расплывчаты и вокруг них ведутся активные дискуссии.

Эффективность является одним из важнейших показателей человеческой активности, взятым с точки зрения ее способности обеспечить конечный результат. Чаще всего данный термин употребляется в контексте хозяйственной деятельности, т.е. экономики. Эффективность является ключевым понятием хозяйственной практики.

В ней выражается совокупность наиболее общих, существенных и устойчивых связей и отношений по поводу полученных результатов хозяйственной деятельности и произведенных в ее ходе затрат. Как экономическая категория эффективность дает единую качественно-количественную характеристику результативности хозяйствования. Она присуща всему воспроизводственному процессу в целом и всем его фазам: производству, распределению, обмену и потреблению и находит свое выражение и реальное воплощение в деятельности любого хозяйственного звена и хозяйственных систем всех уровней, будь это отдельная фирма, предприятие, домохозяйство, отрасль, регион или вся экономика в целом.

Экономическая эффективность — важнейшая социально-экономическая категория, для которой характерны свойства динамичности и историчности.

Экономическая эффективность туризма характеризует степень эффективности использования производственных и туристических ресурсов, в течение определенного промежутка времени, т.е. создание и реализация максимального объема туристических товаров и услуг, требуемого качества при минимальном расходовании живого и овеществленного труда и оптимальное сохранение окружающей среды (речь идет о минимизации издержек).

1) Показатели внутренней эффективности туризма делятся на основные и дополнительные.

Основные:

· рентабельность туристических предприятий = прибыль / расходы по обслуживанию туристов

· производительность труда – это выражение объема туристических услуг на 1 штатную единицу или временем, затраченным на обслуживание данной фирмой 1го туриста.

Дополнительные показатели, характеризуют доход от въездного туризма:

· валютный доход в расчете на 1о гостиничное место или на 1 гостиничный номер

· валютный доход на одного работника, обслуживающего туристов

· валютная эффективность производственных фондов = (валютный доход / Стоимостьпф) * 100%

Основные показатели эффективности деятельности туристического предприятия и внутреннего туризма.

1) общее число туристов

2) количество туродней – измеряется в человекоднях и определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность пребывания(дни) одного туриста в данной стране или регионе

3) величина суммарных туристических расходов – количество туристов на средние расходы туриста за сутки

4) для характеристики неравномерности туристического потока применяют коэффициент неравномерности, они рассчитываются следующим образом:

К1=(Dmax/Dmin)*100%

K2=(Dmax/Dгод)*100%

К3=(Dmax/Dср.мес.)*100%, Dср.мес.=Dгод/12

Dmax и Dmin- это число туродней в месяцы max и min туристического потока

Dгод и Dср.мес.- это годовое и среднемесячное число туродней.

5)показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы.

Мощность коечного фонда (общее кол-во койкомест) = (кол-во койкомест круглогодичного использования * 365 дней) + (кол-во койкомест сезонного использования * кол-во дней сезонного использования).

6) показатели финансово-экономической деятельности туристического предприятия -.влияние туризма на ВНП и ВВП.

2) Показатели отражающие вклад международного и внутреннего туризма.

· Сумма валютных поступлений в страну = доход от продажи туристических услуг и товаров - затраты на рекламу, пропаганду туристических маршрутов, командировочные расходы, представительские расходы.

· Удельный вес валютных доходов от туристов в платежном балансе страны = сумма валютных поступлений / объем платежного баланса

· Валютная эффективность международного туристообмена = (валютные доходы от приема – валютные расходы на поездку местных туристов заграницу) / (расходы по обслуживанию туров в нац. валюте – доходы от местных туров и реализация им туров заграницу в национ. валюте)

3) Характеризует сравнительную эффективность международного туризма.

· Фактический коэффициент $ или другой конвертируемой валюты = расходы по обслуживанию иностранных туристов в национальной валюте / валютные доходы в $. Наиболее эффективной является такая внешнеэкономическая деятельность, когда коэффициент является 0<К<1.

· Валютопоглащаемость (емкость валютных поступлений в международном туризме) показывает степень возвращаемости расходов в валюте на закупку средств труда, предметов труда и оплату живого труда = расходы в валюте на закупку средств труда, предметов труда и оплату живого труда / валютные поступления за этот же период времени. Там, где низкий коэффициент валютопоглащаемости характеризует отрасль, как наиболее эффективную для данной экономики.

4) Для измерения экономического воздействия туризма на валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личное потребление и сбережение граждан, инвестиции и другие параметры применяются в основном мультипликаторы. Под мультипликатором понимается коэффициент, характеризующий степень прироста одних величин по сравнению с приростом других величин, которые обусловили изменение первых. Коэффициент мультипликации колеблется в интервале от 2-3,5.

Различают следующие виды мультипликаторов в туризме:

1) мультипликатор продаж – измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туризма.

2) мультипликатор производства – характеризует объем дополнительного производства за счет роста расходов туризма (расходы предприятий).

3) мультипликатор доходов – характеризует прирост доходов (з/п, проценты, рента), обусловлен ростом расходов туристов.

4) мультипликатор занятости – характеризует прирост рабочих мест, обусловлен ростом расходов туризма.

Домашнее задание:

- найти формулу мультипликатора (через МРС и МРS). Вспомнить формулы расчета ВНП и ЧНП (из знаний по дисциплине «Экономика»).

- изучить мультимедийную презентацию и конспект лекции, составить по ним краткий конспект

- составить кроссворд по пройденному материалу

3. Отправить выполненную работу преподавателю

Критерии оценки кроссворда:

Работа выполнена на «отлично»: термины и определения написаны грамотно, допускается 1 ошибка; в содержании кроссворда используются термины по изучаемой теме; определение терминов не вызывает у обучающегося затруднений; определения терминов не повторяют дословно текст учебника или конспекта; кроссворд оформлен аккуратно и точно в соответствии с правилами оформления; объем отчета соответствует регламенту; кроссворд оформлен иллюстрациями; сетка кроссворда имеет заливку, красочно оформлен; при оформлении кроссворда использовано специальное программное обеспечение.

Работа выполнена на «хорошо»: содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки; ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст; в оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность.

Работа выполнена на «удовлетворительно»: студент работу не выполнил в полном объеме; содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме; имеются не заполненные ячейки или серьезные множественные ошибки; отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

Рекомендации по составлению:

1. Кроссворд составляется в произвольной форме и должен состоять примерно из 20 терминов (10 по вертикали, 10 по горизонтали).

2. Вопросы формулируются четко и должны исключать двойное толкование.

3. Оформление:

- титульный лист (оформляется также как для реферата, т.е. должна прописываться обязательная тема по какому материалу составлен кроссворд)

- два листа с ячейками кроссворда (один заполнен ответами)

- лист с вопросами кроссворда

- лист с ответами и список использованной литературы.

Интересные и оригинальные кроссворды могут быть рекомендованы к использованию в учебных целях для тестирования

Критерии оценки конспекта:

• содержательность конспекта, соответствие плану;

• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

• соответствие оформления требованиям;

• грамотность изложения;

• конспект сдан в срок.

Оценка «5» - конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность изложения материала, качественное внешнее оформление, объем – 4-5 тетрадных страниц;

Оценка «4» - конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе, объем – 4 тетрадные страницы;

Оценка «3» - при выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, объем менее 4 страниц;

Оценка «2» - тема не раскрыта, неудовлетворительное внешнее оформление, объем менее 2 страниц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: