Типы словообразовательных значений

Словообразование как наука

Словообразование-раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких значимых частей-морфем они состоят) и способы образования производных слов. Словообр изучает родственные связи и структурные типы слов, их морфемику и строение,а также их словопроизводство.

Предмет,разделы,связь словообр с др науками

Предметом словообразования является слово, однако оно изучает не все слова, а только производные.

Разделы словообразования:

1.морфемика – изучает морфемы, их значение

2.раздел структуры рус.слова (об основах)

3.морфонология (рассматривает морфы различ.типа)

4.этимология

Словообразование связано с другими науками:

1. С морфемикой – изучает все морфемы языка.

2. С морфологией. Задачи словообразования и морфологии пересекаются. В словообразовании исследуется словообразовательная структура, в морфологии формообразующая.

3. С лексикологией. В лексикологии слово изучается с точки зрения его значения, стилистической окраски, происхождения слов.

4. Связь словообразования с синтаксисом проявляется в том, что синтаксические преобразования обусловливаются словообразовательным потенциалом слова.

Понятие морфемики и морфемы

Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

 

Основная единица морфемики — морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

 

Типы и свойства морфем

Морфемы делятся на два типа: корневые и аффиксальные.

1)Корневые -заключают в себе основные элементы лексического значения.К ним относятся только корни, например: ветер(Ø), лес(Ø), облак(о), вез(ут), вот, до, там т. п. Корень является обязательной частью слова.

Корневые делятся на свободные и связанные.

Свободные корни употребляются как в сочетании с аффиксами, так и без них. Если корень может употребляться только с окончанием, то он свободный (зна-ю).

Связанными явл-ся те,которые употребляются в структуре слов только вместе с приставками и суффиксами.

2)Аффиксальные -выражают в слове дополнительные значения словообразования или формообразования.

Все аффиксы делятся на: префиксы(приставка) и постфиксы

Постфиксы делятся на: флексии (окончание), суффиксы (перед флексией), и собственно постфиксы (после флексии). Постфиксы (ся, сь, то, либо, нибудь, -ка).

Нулевая морфема- морфема,которая не имеет фонетического выражения,т.е. это неслышимый аффикс.

Членимость основы.Морфемный анализ слова.

Обычно различают членимость слова (словоформы) и членимость основы (т.е. части слова без флексии). Например, слова метро, вдруг, когда, перед - нечленимые. Слова добрый, доброта членимые, поскольку в них выделяется основа и окончание.

Цель морфемного анализа – установить, из каких морфем состоит слово.

При морфемном анализе состава слова нужно:

1) установить принадлежность данного слова к определенной части речи, выделить окончание;

2) найти и охарактеризовать основу слова по степени ее членимости;

3) определить корень слова, приведя два-три родственных слова;

4) выделить в основе слова суффикс;

5) выделить в основе слова приставку.

Исторические процессы в морфемном составе слова.

Среди основных типов исторических изменений состава слова наиболее важными являются процессы опрощения и переразложения.

Под опрощением понимается такое изменение в морфемной структуре слова, при котором производная основа, становится непроизводной, нечленимой. Благодаря опрощению язык обогащается непроизводными, корневыми словами, формирует новые лексические центры словообразования (спеть — спелый, спех — спешный, успех — успешный и т. д.)

Под переразложением понимают такой исторический процесс в морфемной структуре слова, при котором членимое слово остается членимым, но границы между морфемами перемещаются. Основы слов горячность, живность с точки зрения живых словообразовательных связей выделяют суффикс -ность- (а не -ость-), так как прилагательные, от которых эти основы образованы (горячный, живный), в современном языке неупотребительны.

Производные слова.Определение,признаки.

Производное слово – это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована - значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею. Домик – это маленький дом (связь по смыслу)

Домик←дом (слово домик образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик)

Следовательно: слово домик производное, а слово дом нет.

Производная основа – основа нового слова, например: конфетка←конфета, весенний←весна.

Производящая основа и словообразовательный формант.

Производящая основа – основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна→весенний, конфета→конфетка. 

При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз или комбинация производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красный→жёлто-красный.

Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово

непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около.

Словообразовательный формант (дериватор) - это средство, с помощью котрого образуются слова данного словообразовательного типа и которое являются носителем словообразовательного значения.

Типы словообразовательных значений

Словообразовательное значение (деривационное значение) — особый тип значения слова, которым может обладать только производное слово.

Типы словообразовательных значений:

· Значение лица (льстец, лжец);

· Разнообразные предметные значения(двигатель, нагреватель);

· Значение места действия или вместилища (раздевалка, сахарница);

· Значения женскости, невзрослости, собирательности или единичности (повариха, лисёнок, офицерство, горошина);

· Разнообразные субъективно – оценочные значения: уменьшительное, ласкательное, унижительное, увеличительное (домик, вазочка, умишко, домина);

· Значения интенсивности признака, начала, конца действия, направления действия в пространстве (вскрикнуть, запеть, доварить, улететь);

· Значение однократности и многократности действия(крикнуть, хаживать).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: