Тема 2.4. Технология работы классного руководителя с коллективом класса

Задачи: актуализировать знания по теории коллектива; выделить стадии развития коллектива и позицию педагога на каждой из них; сформировать представление о первоначальном этапе работы с коллективом; сформировать умения организации коллективного планирования и моделирования системы работы с классным коллективом; способствовать накоплению диагностических методик по изучению классного коллектива и отношений в нём.

 

Теоретическая основа

1. Основные аспекты теории коллектива.

2. Задачи воспитательной деятельности на разных этапах воспитательного процесса.

3. Организация первоначального этапа работы с классным коллективом.

4. Коллективное планирование. Составление плана работы на год.

5.Система работы с классным коллективом.

6. Создание эмоционального климата, забота о сплочении и духовном взаимодействии.

Практические задания

Подгруппа 1 разрабатывает план работы с классным коллективом на первой стадии развития. Одно мероприятие проиграть.

Подгруппа 2 разрабатывает план работы с классным коллективом на второй стадии развития. Одно мероприятие проиграть.

Подгруппа 3 разрабатывает план работы с классным коллективом на третьей стадии развития. Одно мероприятие проиграть.

Литература

  1. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход.- М.: 2005.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: 1989
  3. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание!- М.: 2000.
  4. Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию.- Ростов н/Д.: 2001.
  5. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М.: 1988.
  6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.- М.: 2004.
  7. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу.- М.: 1988.
  8. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.- М.: 1981
  9. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса.- М.: 2008.
  10. Планирование воспитательной работы в классе./Под ред. Степанова Е.Н.- М.:2008.
  11.  Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М.: 1988.
  12. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.: 2008.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы основные аспекты теории коллектива?
  2. Какие профессиональные задачи приходится решать педагогу на разных этапах организации педагогического процесса?
  3. В чем состоит актуальность и специфика организации первоначального этапа работы с классным коллективом?
  4. С какой целью классный руководитель включает учащихся в процесс анализа и планирования собственной жизнедеятельности? Каковы этапы планирования?
  5. Какие компоненты составляют воспитательную систему класса?
  6. Почему классному руководителю важно заботиться о сплочении и духовном взаимодействии детей в классном коллективе?


Семинар 5 (11)

Тема. 2.3. Организационные формы воспитательной работы

Задачи: уточнить понятие организационных форм воспитательной работы; сформировать представление о многообразии форм воспитательной работы; способствовать пониманию ценности классного часа как важной организационной формы воспитания; развивать способность видеть классный час как часть сложной системы воспитательной работы; способствовать пониманию и принятию роли классного руководителя в организации различных форм воспитательной работы.

Теоретическая основа

  1. Организационные формы воспитательной работы:понятие, классификация, выбор.
  2. Многообразие форм воспитательной работы.
  3. Классный час как основная организационная форма воспитания. Система классных часов.
  4. Роль и позиция классного руководителя в процессе подготовки и проведения классных часов.

Практические задания

Подгруппа 1 готовит и проводит информационный классный час

Подгруппа 2 готовит и проводит нравственный классный час

Подгруппа 3 готовит и проводит интеллектуально-познавательный игровой классный час.

Литература

1. Артеменко З.В. Азбука форм воспитательной работы.- Мн.: 2001.

2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.- М.: 2001.-с.46-58.

3. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст]: Монография / Н.М.Борытко / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.- 181 с.

4. Воспитание детей в школе:новые подходы и новые технологии/ Под ред. Щурковой Н.Е.- М.:1998. с.69-75.

5. Воспитательная деятельность педагога [Текст]: учебное пособие / Под общ. ред.

В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд. – М.: Академия, 2007 – С. 318 – 324.

6. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. 5-9 классы - ВАКО, 2011.

7. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.:1989.

8. Классному руководителю о классном часе./Под ред. Степанова Е.Н.- М.: 2002.

9. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса.- М.1987.

10. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. - Ростов на Дону.: 2002. с 53-62.

11. Кульневич С.В., Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.:1996. с.390-405.

12. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе.- М/Ростов на Дону: 2000.

13. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 355 – 362.

14. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учебное пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС, 2002.

15. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. Личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника - Глобус, 2009.

16. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М., 2002.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите известные Вам организационные формы воспитательной работы. Что для учителя, классного руководителя современной школы определяет их выбор?
  2. Почему классный час в школе выступает основной организационной формой воспитания? Что определяет логику планирования и проведения классных часов?
  3. Меняется ли роль и позиция классного руководителя в процессе подготовки и проведения классных часов от одной к другой возрастной ступени?
  4. Какую роль в процессе подготовки и проведения классных часов могут выполнять учащиеся и их родители?
  5. При каких условиях классный час становится событием для воспитанников и классного руководителя?


Семинар 6 (12)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: