Задачи: актуализировать знания по теории коллектива; выделить стадии развития коллектива и позицию педагога на каждой из них; сформировать представление о первоначальном этапе работы с коллективом; сформировать умения организации коллективного планирования и моделирования системы работы с классным коллективом; способствовать накоплению диагностических методик по изучению классного коллектива и отношений в нём.
Теоретическая основа
1. Основные аспекты теории коллектива.
2. Задачи воспитательной деятельности на разных этапах воспитательного процесса.
3. Организация первоначального этапа работы с классным коллективом.
4. Коллективное планирование. Составление плана работы на год.
5.Система работы с классным коллективом.
6. Создание эмоционального климата, забота о сплочении и духовном взаимодействии.
Практические задания
Подгруппа 1 разрабатывает план работы с классным коллективом на первой стадии развития. Одно мероприятие проиграть.
Подгруппа 2 разрабатывает план работы с классным коллективом на второй стадии развития. Одно мероприятие проиграть.
|
|
Подгруппа 3 разрабатывает план работы с классным коллективом на третьей стадии развития. Одно мероприятие проиграть.
Литература
- Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход.- М.: 2005.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: 1989
- Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание!- М.: 2000.
- Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию.- Ростов н/Д.: 2001.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М.: 1988.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.- М.: 2004.
- Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу.- М.: 1988.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.- М.: 1981
- Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса.- М.: 2008.
- Планирование воспитательной работы в классе./Под ред. Степанова Е.Н.- М.:2008.
- Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М.: 1988.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.: 2008.
Вопросы для самоконтроля
- Каковы основные аспекты теории коллектива?
- Какие профессиональные задачи приходится решать педагогу на разных этапах организации педагогического процесса?
- В чем состоит актуальность и специфика организации первоначального этапа работы с классным коллективом?
- С какой целью классный руководитель включает учащихся в процесс анализа и планирования собственной жизнедеятельности? Каковы этапы планирования?
- Какие компоненты составляют воспитательную систему класса?
- Почему классному руководителю важно заботиться о сплочении и духовном взаимодействии детей в классном коллективе?
Семинар 5 (11)
|
|
Тема. 2.3. Организационные формы воспитательной работы
Задачи: уточнить понятие организационных форм воспитательной работы; сформировать представление о многообразии форм воспитательной работы; способствовать пониманию ценности классного часа как важной организационной формы воспитания; развивать способность видеть классный час как часть сложной системы воспитательной работы; способствовать пониманию и принятию роли классного руководителя в организации различных форм воспитательной работы.
Теоретическая основа
- Организационные формы воспитательной работы:понятие, классификация, выбор.
- Многообразие форм воспитательной работы.
- Классный час как основная организационная форма воспитания. Система классных часов.
- Роль и позиция классного руководителя в процессе подготовки и проведения классных часов.
Практические задания
Подгруппа 1 готовит и проводит информационный классный час
Подгруппа 2 готовит и проводит нравственный классный час
Подгруппа 3 готовит и проводит интеллектуально-познавательный игровой классный час.
Литература
1. Артеменко З.В. Азбука форм воспитательной работы.- Мн.: 2001.
2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.- М.: 2001.-с.46-58.
3. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст]: Монография / Н.М.Борытко / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.- 181 с.
4. Воспитание детей в школе:новые подходы и новые технологии/ Под ред. Щурковой Н.Е.- М.:1998. с.69-75.
5. Воспитательная деятельность педагога [Текст]: учебное пособие / Под общ. ред.
В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд. – М.: Академия, 2007 – С. 318 – 324.
6. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. 5-9 классы - ВАКО, 2011.
7. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.:1989.
8. Классному руководителю о классном часе./Под ред. Степанова Е.Н.- М.: 2002.
9. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса.- М.1987.
10. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. - Ростов на Дону.: 2002. с 53-62.
11. Кульневич С.В., Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.:1996. с.390-405.
12. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе.- М/Ростов на Дону: 2000.
13. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 355 – 362.
14. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учебное пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС, 2002.
15. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. Личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника - Глобус, 2009.
16. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М., 2002.
Вопросы для самоконтроля
- Назовите известные Вам организационные формы воспитательной работы. Что для учителя, классного руководителя современной школы определяет их выбор?
- Почему классный час в школе выступает основной организационной формой воспитания? Что определяет логику планирования и проведения классных часов?
- Меняется ли роль и позиция классного руководителя в процессе подготовки и проведения классных часов от одной к другой возрастной ступени?
- Какую роль в процессе подготовки и проведения классных часов могут выполнять учащиеся и их родители?
- При каких условиях классный час становится событием для воспитанников и классного руководителя?
Семинар 6 (12)