Задание 1. Перепишите, раскрывая скобки, объясните написание

Акцентологические нормы русского литературного языка

Задание 1. Обоснуйте место ударения в отглагольных существительных. В каких случаях возможно сосуществование нескольких литературных вариантов произношения? С чем это связано?

Ваяние, вероисповедание, возвеличение, воздвижение, воспроизведение, исповедание, квашение, княжение, крестное знамение, мимолетное видение, мышление, намерение, обеспечение, ознакомление, разное видение одного и того же вопроса, приобретение, рассредоточение, соболезнование, соборование, сосредоточение, соцобеспечение, узаконение, укорочение, упрочение.

 

Задание 2. Образуйте все возможные формы прошедшего времени от следующих глаголов. Обоснуйте место ударения в этих формах.

Взять, взяться, вить, ворваться, возложить, гнать, дожить, зажить, заняться, звать, класть, клясть, налить, начать, начаться, отпить, понять, порвать, принять, приняться, проклясть, прорваться, рвать, родиться, ткать.

 

Лексические нормы русского литературного языка

Задание 1. Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок. В тех случаях, когда паронимы могут сочетаться с одними и теми же словами (например: главная роль и заглавная роль), укажите, чем различаются такие словосочетания.

Дипломатичный - дипломатический (ответ, поступок, работник, корпус, речь, выступление, протокол, неприкосновенность); эффективность - эффектность (освещения, оформления, речи, движений, двигателя, метода, способа, внедрения новой техники, капиталовложений, производительности труда); основать - обосновать (теорию, вывод, решение, доказательство, претензию); усвоить - освоить (целинные земли, хорошие манеры, привычку, моду, машину, новую технику, профессию, лекцию, теорию).

 

«Понятие языковой нормы. Становление нормы. Коммуникативная целесообразность нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества. Признаки нормы. Основные типы норм. Средства кодификации языковых норм»

Задание 1. С данными словами-паронимами составьте словосочетания.

Бережный - бережливый, бракованный – браковочный, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать.

 

Задание 2. Найти ошибки, связанные с речевой избыточностью, и исправить предложения

Образец оформления: Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку – Пилот вынужден был совершить посадку.

1) Здесь можно приобрести все необходимые товары и вещи. 2) Невольно вспоминаются в памяти слова Н.В. Гоголя. 1) Подул сильный ветер, но, тем не менее, однако, дождь не прекратился. 3) Лес, окутанный черным мраком, наводил на нас ужас. 4) В этом стихотворении Бернс воссоединяет воедино тему бессмертия жизни и труда с образом народного героя. 5) Следственные органы расследовали преступления, связанные со злоупотреблениями в торговой сети. 6) Весь день за окнами шумел проливной ливень. 7) Преобладающее большинство сидящих в зале заинтересованно слушали доклад. 8) В мае месяце я был в командировке. 9) Огромный поезд тащил весь состав. 10) Гул нарастает все громче и громче. 11) Я отступил на шаг назад. 12) И вот наступила минута прощальной разлуки.

 

Орфографические нормы русского языка

Задание 1. Объясните. Возможны ли варианты произношения [чн] и [шн] в данных словах?

Подсвечник, будничный, войлочный, селедочница, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, скворечник, Ильинична.

Задание 2. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне? Ответ обоснуйте.

1) изморозь рисует узоры; 2) луга шли вперемешку с полями;
3) бескорыстный человек; 4) над степью парили кобчики.


Задание 3. Выпишите слова с разными случаями употребления ъ и ь, сгруппировав эти слова в соответствии с правилами.

1. Лагерь пробудился рано, только занималась утренняя зорька. (Федос.) 2. Полине Васильевне сейчас неловко и перед дочерью и перед собой за эту невольную ложь. (Лип.) 3. Поверьте, Сташек, на войне лучше быть фельдфебелем, чем рядовым солдатом, а генералом быть лучше, чем полковником. (Сарт.) 4. В науку надо въезжать на белом коне, а не стучаться нищим, не имея ничего за душой. (Гран.) 5. Давно пора было брать чемоданы и спускаться к подъезду. (Мальц.) 6. Как же не расступилась земля и не проглотила Марка Бовкуна, как он смеет ходить по улицам, дышать одним воздухом с честными людьми! (Собко) 7. Листва на деревьях не вяла, а лишь, отдавая дань прекрасному, меняла цвета. (В.) 8. Больному каждый день давали куриный бульон. (Покр.) 9. Ранний декабрьский мороз сковал землю. (Казан.) 10. Советская государственная граница тянется на шестьдесят тысяч километров с лишним. (Покр.) 11. Замерли пышные-ветви яблонь. (Бет.)

 

Правописание сложных слов

Задание 1. Перепишите, раскрывая скобки.

Отрезать (пол) лимона, (пол) России, (пол) участка, (пол) Европы, купить (пол) арбуза, (пол) литра молока, отдал бы (пол) жизни, (пол) литровка, отрезать (пол) пирога, не вымыли (пол) окна, (пол) ложки меду, вернуться с (пол) дороги, не доели (пол) апельсина, съесть (пол) огурца.

Задание 2. Перепишите, раскрывая скобки и объясните написание.

(Сизовато) голубой дым, (четырех) весельная шлюпка, (военно) топографическая карта, (хлопко) уборочный комбайн, (разно) сторонний человек, (водо) непроницаемый костюм, (древне) русская летопись, (близо) рукий юноша, (густо) изумрудное море, (трех) процентный заем, (бело) (сине) красный флаг, (средне) годовой план, (темно) синий костюм, (Обь) Каспийский канал, (плодово) ягодные культуры, (литературно) художественный кружок, (фабрично) заводские рабочие, (мало) известный зверек.

 

Н и НН в суффиксах разных частей речи

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи и объясните написание н или нн.

Собрание прошло организова...о, организова...о несколько концертов, студентка рассея...а и несобра...а, сумка собра...а в дорогу, ресурсы изыска...ы экономистами, ее манеры изыска...ы, сумма собра...а по копеечке, речь стройна и собра...а, глядел испуга...о, общество испуга...о грядущими переменами, актриса избалова...а вниманием публики, дети смышле...ы, щеки румя...ы, поля ограниче...ы оврагом.

 

Правописание и употребление наречий

Задание 1. Перепишите, раскрывая скобки, объясните написание.  

(Шиворот) навыворот; купить товар (по) дешевле; (без) толку беседовал; (по) новому району; жить (по) новому; наелся (до) сыта; (в) тайне готовить подарок; выучить (на) зубок; (во) (что) (бы) (то) (ни) стало; биться (в) рукопашную; еле (еле) двигался; перечеркнуть (крест) (на) крест; (по) видимому, будет дождь; взлететь (в) высь; всматриваться (в) даль поля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: