В чем сложность приема письменного деления на двух и трехзначные числа? Укажите последовательность изучения частных случаев деления, которые рассматриваются в учебниках математики начальных классов при знакомстве учащихся с алгоритмом письменного деления на 2-х и 3-хзначное число. Приведите рассуждения учеников в каждом из названных случаев.
Деление на двух- и трёхзначные числа.
Теоретическая основа: 1) алгоритм письменного деления на однозначное и круглое число, 2) алгоритм письменного вычитания, 3) свойство деления суммы на число.
На подготовительном этапе повторяют теоретическую основу.
Затем на специальном уроке знакомят с приёмом деления на двухзначное число. М4М ч.2 с.57

Для этого используют тот же алгоритм, что на 1 и 2 этапах, но в процессе рассуждения меняется этап подбора цифры частного. Он усложняется, т.к. делят, например, на 82 и в уме это сделать очень сложно, поэтому округляют 82 до 80 и сначала делят на 10, потом на 8. Цифру частного называют пробной цифрой.
Сначала разбирают наиболее простые случаи, когда:
А) в частном получается однозначное число, причем число проб равно 1,
Т.е. пробная цифра сразу подходит.
Например, 492| 82

Моро 4 класс 2 часть стр.57
Б) в частном получаем двузначное число, но число проб равно 1.

Моро 4 класс 2 часть стр.59

Петерсон 4 класс, 1 часть, стр. 37

в) вводим понятие «пробная цифра частного», т.е. рассматриваем случаи, когда при округлении делителя получаем такую цифру, которая не подходит, следовательно, её нужно либо увеличить, либо уменьшить. Её называют пробной цифрой.

Моро 4 класс 2 часть стр.61
Г) деление на трёхзначное число, когда в частном одна цифра и число проб равно 1.
|
Моро 4 класс 2 часть стр.72
(Моро 4 класс 2 часть стр.72)

Д) деление на трёхзначное число в частном две цифры и число проб равно 1.

Моро 4 класс 2 часть стр.73
Моро 4 класс 2 часть стр.73

Аргинская 4 класс, 1 часть, стр. 134

е) деление на трёхзначное число, когда число проб больше 1

Моро 4 класс 2 часть
Далее до конца 4 класса отрабатывают вычислительные умения и навыки по данной теме.






