Кай и Герда: начало странствий

Здравствуйте, дорогие пятиклассники! Надеюсь, что вы сохраняете бодрость и жизнелюбие, что вы соблюдаете режим самоизоляции, что вы готовы весело шагать по дороге познания.

Приготовьте учебник, рабочую тетрадь.

Запишите на полях число: 9.04. 2020.

В рабочей зоне запишем тему: Кай и Герда: начало странствий.

Теперь откройте новый слайд. Посмотрите домашнее задание на завтрашний день. Вам нужно прочитать историю № 3. Завтра мы проведем опросник, который поможет мне оценить качество вашего чтения.

На прошлом уроке, где рассматривался художественный мир Андерсена, вы читали высказывание Паустовского. В этом высказывании Паустовский говорит о том, что в каждой сказке Андерсена спрятана другая сказка, то есть иной смысл, доступный только взрослому, многое повидавшему человеку.

Мы, конечно, не будем ломать сказку Андерсена, чтобы вынуть этот скрытый от ребенка смысл. Но я хочу, чтобы вы обратили внимание на некоторые особенности сказки, которые ускользают от беглого, невнимательного чтения. Поэтому главный вопрос нашего занятия можно сформулировать так: О чем сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева»?

Если говорить языком филолога, то мы сегодня должны будем определить тему сказки «Снежная королева».

Чтобы определить тему, мы сначала должны проанализировать название сказки, потому что очень часто автор названием сообщает то, о чем будет рассказывать в своем произведении.

Напишите на полях подзаголовок «Смысл названия».

Сказка называется «Снежная королева».

1) Образ Снежной королевы в творчестве Андерсена появляется неоднократно: в стихах Снежная королева губит своей холодностью юношу, образ, похожий на Снежную королеву, встречается в сказке «Ледяная дева». Следовательно, образ холодной красавицы, которая обладает губительной силой, занимает важное место в художественном мире Андерсена. Возможно, в детстве девушки не жаловали своим вниманием будущего сказочника, и поэтому так часто он рисовал образ холодной, неприступной и жестокой красавицы. Но с этим пусть разбираются биографы писателя, а нам важно установить происхождение такого образа. Мы живем на Урале, прекрасно знаем, что такое зима, какую смертельную опасность для человека несет холод. Поэтому для нас более важным является изначальная функция этого образа – нести людям холод, смерть.

2) В фольклоре разных народов существует огромное количество разных версий этой губительной силы, которая связана со смертью. У эскимосов, например,   есть Уводящий по снегу. Он забирает души умерших. Поэтому Снежная королева, несмотря на свою модельную внешность, живет в одной семье с Кощеем Бессмертным.

Конечно, было бы здорово, если кто-то с пытливым и живым умом в этот момент задал вопрос: «А как же Дед Мороз? Он тоже несет смерть?». Вот и подумайте: чем отличается Снежная Королева от Деда Мороза. Возможная подсказка – слово «функция» (назначение).

Если я смог убедительно и доходчиво раскрыть смысл названия, то мы можем определить главную тему этой сказки. Она является общей для большинства сказок мира: борьба жизни и смерти, борьба добра и зла.

Запишите в рабочей зоне тезис, в котором раскрывается тема.

Я сказал, что борьба жизни и смерти – это общая тема для огромного количества сказок. Следовательно, нам надо посмотреть, каким новым, особым содержанием наполняет Андерсен эту традиционную сказочную тему.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к первой истории. В ней мы узнаем, что жил злющий-презлющий тролль. Задайте себе вопрос: чем этот злющий-презлющий тролль отличается от Змея Горыныча, или от Чудо юдо?

Если бы мы попытались поговорить со Змеем Горынычем по душам, попросить его не жечь посевы огнем, не красть людей, то Змей Горыныч пожал бы плечами и сказал: «А я чем виноват, меня таким создала природа. Я не лошадь – сено не ем». То есть многочисленные силы зла свое зло творят естественным образом, потому что такая роль им предписана изначально.

А теперь посмотрите на образ тролля. Откуда взялось зеркало, которое представляет все доброе и прекрасное в уродливом виде? Тролль его смастерил, создал!

Мог ли Чудо юдо о 12 головах подумать и сказать: коль Ивана-крестьянского сына огнем и вонью не одолеть, может, создать ручной гранатомет. Сказочные чудовища ничего не изобретают, воюют тем, что есть. А тролль, во-первых, умеет мастерить, создавать, усиливая мощь своего зла, во-вторых, имеет целую школу преданных фанатов. Эти фанаты что говорят про его зеркало? Наш учитель создал «чудо». Как известно, чудом мы называем проявление какой-то сверхъестественной, божественной силы. Следовательно, для учеников тролль является кем… Правильно – божеством.

На полях напишите «Зеркало тролля». В рабочей зоне очень коротко напишите о том, как в этом зеркале отражался мир.

Тут должен сразу появиться вопрос: а для чего тролль создал такое зеркало. Посмотрели в зеркало – посмеялись над уродством… И какая в этом выгода? Тогда лайки еще ставили? Денег за рекламу не платили? Тогда какую цель преследовал тролль, когда мастерил это странное зеркало?

Попытайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно. Только помните, что литература - это не русский язык, где в слове «красивый» надо в корне писать А, а если написать О, то будет ошибка, не математика, где есть правильный ответ. Создайте свою версию, только обоснуйте ее примером из текста.

Мы знаем, что зеркало тролля разбилось, осколки полетели по всем свету. И эти осколки причинили людям много бед.

Пока эти осколки, как короновирус, носятся по всему свету, давайте познакомимся с главными героями сказки – Каем и Гердой.

Вы, надеюсь, внимательно прочитали эту историю. Наверное, у каждого возникли вопросы, которые отражает глубокий смысл сказки «Снежная королева».

Почему осколок от зеркала тролля попал в глаз, а потом в сердце Кая? Почему именно в Кая, хотя рядом были и бабушка, и Герда? Если верить в то, что осколки летают хаотично, тогда поражает такая снайперская точность, такая расчетливая избирательность!

Возможно, этот вопрос, задай я его в другое время, стал бы для вас обычной познавательной задачей. Но наше сегодняшнее положение позволяет нам увидеть в этой сказке скрытый смысл. Ведь сегодня, когда мир захватил убийственный вирус, есть люди, которые болеют очень тяжело, есть люди, которые переносят болезнь на ногах, а есть те, кто и вовсе не заразился! Почему вирус на разных людей воздействует по-разному? А теперь подумайте, почему именно в Кая попал осколок зеркала.

Ответить вам поможет внимательная работа над текстом. Вспомните, какой псалом придумала Герда, что восхищает ее в окружающем мире. Кстати, далеко не во всех изданиях приводится этот псалом, видимо, кому-то кажется этот фрагмент не самым важным. А это ошибочное мнение, как вы потом сами в этом убедитесь.

«Розы в то лето цвели особенно пышно; девочка выучила псалом, в котором говорилось о розах, и, напевая его, она думала о своих розах. Этот псалом она спела мальчику, и он стал ей подпевать:

Розы в долинах цветут… Красота!

Скоро узрим мы младенца Христа.

Взявшись за руки, дети пели, целовали розы, смотрели на ясные солнечные блики и разговаривали с ними, — в этом сиянии им чудился сам младенец Христос. Как прекрасны были эти летние дни, как хорошо было сидеть рядом под кустами благоухающих роз, — казалось, они никогда не перестанут цвести».

Во-первых, обратите внимание на то, что перед нами тоже продукт творчества, только тролль создал зеркало, а девочка сочинила псалом. Во-вторых, теперь нам будет понятна цель этих творцов! Если Герда восхищается миром, который создал Творец, то тролль хочет над этим миром глумиться, показать, что мир, созданный Богом, безобразен, уродлив. Если Бог сотворил такое нелепое уродство, тогда, может быть, пора выбрать нового бога – тролля, например.

Вспомните, как меняется Кай, когда ему в глаза попал осколок! Как меняется его представление о прекрасном? Раньше его восхищала живая красота цветов, теперь он восхищается симметрией снежинок.

А теперь вспомните момент похищения Кая. Откройте страницу 221.

«Вот они выехали за городские ворота. Снег вдруг повалил густыми хлопьями, так что мальчик ничего не видел на шаг впереди себя, а сани все мчались и мчались.

Мальчик попытался скинуть веревку, которую он зацепил за большие сани. Это не помогло: салазки его словно приросли к саням и все так же неслись вихрем. Кай громко закричал, но никто его не услышал. Метель бушевала, а сани все мчались, ныряя в сугробах; казалось, что они перескакивают через изгороди и канавы. Кай дрожал от страха, он хотел прочесть “Отче наш”, но в уме у него вертелась только таблица умножения».

У Андерсена в этом фрагменте мы находим ответы на многие вопросы. Кай отлучил себя от Бога, он теперь не может вспомнить молитвы, поэтому он исчезает из этого мира и уходит в другой. В другом мире царит холодная симметрия, а самое прекрасное существо – это Снежная королева. Прочитайте фрагмент на стр. 223

«Кай взглянул на нее, она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица. Теперь она не казалась ему ледяной, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. В его глазах она была совершенством. Кай уже не чувствовал страха и рассказал ей, что умеет считать в уме и даже знает дроби, а еще знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей … А Снежная королева только улыбалась. И Каю показалось, что он, и в самом деле, знает так мало, и он устремил взор в бесконечное воздушное пространство. Снежная королева подхватила мальчика и взвилась с ним на черную тучу».

 

Давайте пока на этом остановимся. Итак, Кай пропал, Герда осталась одна.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: