Молодежь как социально-демографическая группа. Социально-психологические проблемы отдельных групп молодежи и пути их решения

Соц защита детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей: соц гарантии, приоритетные формы жизнеустройства

. Проблема социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является очень актуальной в настоящее время, в связи с приоритетной формой жизнеустройства таких детей, не в детские дома, а в СЕМЬИ.

В научной литературе:

Ребенок-сирота- до 18 лет у которого умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота-ребенок который имеет биологических родителей, но они по каким-либо причинам не заботятся о нём.

В социальном справочнике даются следующие определения:

Вынужденное социальное сиротство – положение детей-сирот имеющих родителей, но вынуждены жить вне дома.

Вторичное сиротство- отказ от детей в приёмных, опекунских, усыновленных семьях.

По законодательству РФ:

Дети-сироты – оба или единственный родитель умерли.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с:

- лишением/ограничением родительских прав;

-признание родителей безызвестно отсутствующими;

-недеееспособные/ограничено дееспособные;

-отбывающие наказание в учреждениях лишения свободы;

-отказ родителей взять своих детей из лечебного учреждения;

-находится в лечебном учреждении.

У детей данных категорий присутствуют следующие трудности: нарушение привязанности; отсутствуют условия для возникновения и развития личных эмоциональных связей; привязанность обеспечивает психологическую безопасность; отставание в развитии физическом, психологическом, неразвитый социальный интеллект; отсутствие навыков индивидуальной ответственности.

Социальная защита детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с законодательством, а именно:

 - Конвенция ООН о правах реб-ка (1990)

- Всемирная декларация об обеспечении выживания,защиты и развития детей (1990)-Декларация прав реб-ка (1959)

-Конституция РФ

- ФЗ «Об осн-х гарантиях прав реб-ка в РФ» (1998)

-ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г.

- в Алтайском крае различные постановления.

В соответствии с данным законодательством дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей имеют следующие социальные гарантии:

1.доп. гарантии права на образование;

2.дополнительные стипендии;

3.доп. гарантии права на мед. Обслуживание;

4.доп. гарантии права на имущество и жилое помещение;

5.доп. гарантии права на труд;

6. судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7.путевки на отдых;

8.бесплатный проезд до места лечения.

Приоритетные формы жизнеустройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые указаны в послании президента:

Семейное жизнеустройство, а именно

-усыновление/удочерение

-опека/попечительство

-приёмная семья (родители профессионально подготовлены, получают З/П).

Конечно, возникают некоторые трудности при таких формах жизнеустройства, основная из которых, неразвитость института замещающей семьи, в связи с низким уровнем жизни населении; стигматизация замещающих семей; предвзятое отношение к детям; мнение о преимуществе общественного воспитания; пассивная гражданская позиция.

Существует постинтернатное сопровождение, которое решает следующие задачи:

1.семейное воспитание;

2.система правового просвещения и поддержки;

3.профориентация социальных работников;

4.защита имущественных прав;

5.приобретение навыков самостоятельной жизни.

В заключении хотелось бы отметить, что в Алтайском крае уделяется большое внимание данной проблеме. Создаются краевые программы, например краевая программа «Социальная адаптация выпускников детских домов, школ-интернатов» на 2011-2013 годы. Также существуют социальные гостиницы, при реабилитационных центрах в г.Барнауле на базе центра «Солнышко» и в Бийске.

Молодежь как социально-демографическая группа. Социально-психологические проблемы отдельных групп молодежи и пути их решения.

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.

Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2. 17-19 лет - юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельно профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации – становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

В связи с перечисленнымитенженциями можно выделить следующие проблемы, существующие в молодежной среде:

Демографические; проблемы здоровья; проблемы образования; духовно-культурные проблемы; социальные; жилищные; преступность.

Демографически е: во многом обусловлены изменением репродуктивных установок среди молодежи, изменением отношения к институту брака, связанного с изменением стиля и образа жизни. Молодые люди в большей степени нацелены на однодетную семью, растет число нерегистрируемых сожительств, высокий уровень разводов, внебрачная рождаемость, рост несовершеннолетних мам (последствия сексуальной революции, множественные половые связи, гомосексуализм, изменение взглядов на семейные отношения, низкий уровень жизни), что также влияет на демографию. Возрастает коэффициент смертности мужчин во всех возрастных группах, это сказывается на репродуктивном потенциале и воспроизводстве трудовых ресурсов. Растет уровень материнской смертности (аборты, неЗОЖ), младенческая смертность. Сокращение численности детей, подростков и молодежи приведет к росту диспропорции, а это к снижению объема пеодготовки кадров, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны, а это ведет к возникновению обострения демографической нагрузки на трудовое население и повышению нагрузки на систему здравоохранения.

Проблемы здоровья: отрицательное экологическое воздействие; распространение в молодежной среде социально-негативных явлений (курение, употребление алкоголя, токсических и психоактивных веществ); рост заболеваемости особо опасными болезнями (злокачественные новообразования, активный туберкулез, сифилис и заболевания, передающиеся половым путем); психические расстройства; недостаточное финансирование системы здравоохранения; неполноценная организация отдыха и санаторно-курортного обслуживания населения; недооценка значимости формирования культыры ЗОЖ; низкая эффективность работы по предотвращению маргинализации детской и молодежной среды (рост числа безнадзорности, беспризорных, лиц БОМЖ, проституток). Изменяется структура заболеваний у подростков на 1 месте – заболевания органов дыхания; 2 – болезни глаз; 3 - болезни костно-мышечной системы; 4 – болезни органов пищеварения.

Проблемы образования: низкая заработная плата и существующая система социальных льгот не обеспечивают закрепления талантливых учителей и не способствуют заинтересованности молодежи, отсюда снижение качества общего среднего образования, ухудшение материально-технической базы; рост числа юношей и девушек, которые нигде не учатся. Отдельная проблема – сельские школы, которые составляют 68% от общего числа школ. Ежегодно 11% сельских детей 7-15 лет не садится за парты (причины: закрытие малокомплектных школ, отсутствие и нерегулярность транспортного сообщения, бедность населения, не обладающего достаточными средствами на покупку учебников, одежды и обуви). Что же касается высшего образования, то структура подготовки молодых работников по значительному числу специальностей и профессий не полностью соответствует структуре современных потребностей общества и тем структурным изменениям, которые происходят в экономике. Учебные заведения по своей инерции продолжают готовить кадры на основе сложившейся структуры возможностей. Недостаточно учитываются новые приоритеты и ожидаемые структурные сдвиги в отраслях и регионах (структура приема на 2002г.: 27% - экономические специальности, 31% - инженерно-технические; сельскохозяйственные – 4%, гуманитарные – 18%, экологические –1%, медицинские – 3%).

Духовно-культурные: происходит коммерциализация сферы молодежного досуга, туризма, спорта, которая менее доступна для средне- и малообеспеченных молодых людей, молодых семей. Этим сокращаются возможности для освоения мира в форме самодеятельного творчества, путешествия. Каждый третий зритель в стране – ребенок, молодой человек. Однако детская и молодежная проблематика сегодня находится вне творческих и производственных интересов и рамок абсолютного большинства теле-и радиокомпаний.

Социальные: в частности это касается решения проблем молодых инвалидов в области занятости, обучения, переквалификации, развитие реабилитационной индустрии, позволяющей инвалидам различных заболеваний адаптироваться к условиям среды; улучшение пенсионного обеспечения инвалидов военной службы, получивших инвалидность при прохождении военной службы по призыву. Также требуют неотложного решения проблемы воинской молодежи (молодого пополнения Вооруженных сил, молодых сотрудников органов внутренних дел, улучшение допризывной подготовки к военной службе, дедеовщинаи.т.д.) Без должного внимания к решению обозначенных проблем органами государственной власти невозможно формирование нового поколения защитников Отечества.

Жилищные: реформирование жилищной политики, приватизация жилищного фонда, снижение темпов ввода жилья, ухудшение качества жилищного фонда существенно осложняют механизмы решения молодежью жилищных проблем. Нарушается действующее законодательство РФ в части внеочередного предоставления жилья выпускникам учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семьям с детьми – инвалидами, молодым инвалидам, а также молодым офицерам, сотрудникам органов Внутренних дел.

Рост преступности: ослабление воспитательной работы в семьях, школах, училищах, институтах; разлагающее влияние СМИ; резкое снижение уровня жизни; массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков; коммерциализация центров досуга, спортзалов; ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения.

Проблемы молодой семьи: материальное обеспечение, отсутствие стабильной работы; жилищная проблема; психологическая неготовность к семейной жизни; проблема продолжения образования; межличностная адаптация супругов друг к другу и к новым родственникам.

Молодежные проблемы должны решаться совместно с развитием системы поддержки молодежи в сферах образования, культуры, здравоохранения. Однако разобщенность программ, разность подходов в работе с молодежью в разных ведомствах значительно отягощают процесс решения молодежных проблем. Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. И помочь ей в этом может только государство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: