Современные представления о физических качествах

Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные – социально-экологической средой жизнеобитания человека. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

В настоящее время существует проблема отсутствия единого взгляда на весь перечень специальных и основных физических качеств, которые необходимо развивать для реализации успешной деятельности в том или ином виде спорта. Предлагается интегрировать понятия о физических качествах в одно единое расширенное понятие, и направить на его развитие весь арсенал тренировочного процесса, или же наоборот разделить и упразднить понятие физические качества и оставить только определение двигательные способности, которое отражает лишь задатки для развития физических возможностей человека.

Возможно, решение этой проблемы содержится в неком преобразовании, изменении физических качеств, замене общего понятия выносливость на работоспособность с уточнением функциональной направленности на механизм энергопродукции человека: «силовая», «скоростная», «двигательная». Введение нового понятия «прочность», как отражающего травмоустойчивость опорно-двигательного аппарата. Также рассмотрению подлежит вопрос о введении понятия «реактивность», которое будет отражать быстроту реакции. Возможен и ряд других изменений и нововведений в понятийный аппарат. Но в том или ином случае необходимо помнить, что оценка уровня развития отдельного двигательного качества, на самом деле есть не что иное, как объединенная оценка сразу нескольких физических качеств, развитие которых находится в зависимости от функционального и психофизического состояния человека, а также его мотивации к развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: