Курируемое Сурковым управление Кремля покинут до половины сотрудников

● www.rbc.ru

● Посмотреть оригинал

​2 октября президент России Владимир Путин подписал указ о преобразовании управления президента по социально-экономическому сотрудничеству с государствами — участниками СНГ, Абхазией и Южной Осетией в управление по приграничному сотрудничеству. Согласно указу, главой управления останется Олег Говорун, на составление нового штатного расписания отведен месяц, а само преобразование осуществлено «в целях совершенствования деятельности администрации президента».

Все сотрудники управления, в котором работают несколько десятков человек, были уведомлены о выводе за штат, а многим из них — около половины — устно сообщили о необходимости искать новую работу, рассказал РБК близкий к Кремлю собеседник. Эту информацию подтвердили три источника, знакомых с перестановками в администрации президента.

Путин создал в Кремле новое управление

Политика

Покинуть управление может и заместитель Говоруна Максим Поляков, курирующий самопровозглашенные республики, рассказали РБК два источника, близких к Кремлю.

«После объявления о реорганизации начальство объяснило, что будут существенные сокращения: с теми, кто точно уходит, разговаривали лично о поиске дальнейшей работы, — рассказал один из источников РБК. — Одна из причин — урезание финансирования. Кроме того​, еще в июне на рабочих совещаниях говорилось, что работа в прежнем формате неэффективна и ее форматы будут существенно пересматриваться».

Реорганизация закончится 3 ноября. Один из близких к Кремлю собеседников РБК уточнил, что массовые сокращения значительно усложнят работу кремлевских кураторов с самопровозглашенными республиками Донбасса. В Донецкой и Луганской народных республиках выборы глав и депутатов назначены на 11 ноября. «Таким образом выборы 11 ноября в Донбассе фактически пройдут без участия сотрудников управления, — отметил один из источников РБК. — Люди уже выведены за штат, половина сидят на чемоданах, и управление, по сути, не контролирует эти выборы и политические процессы в республиках. Возникает вопрос, кто тогда этим занимается».

Выбор Москвы: почему преемник Захарченко в ДНР не продержался и недели

Политика

В мае, после выборов президента России, пять источников РБК сообщали о скорой возможной отставке помощника президента Владислава Суркова, которому подотчетно управление Говоруна. Стратегия на украинском направлении зашла в тупик, минские соглашения не исполняются, а у самого Суркова непростые отношения с разными ведомствами, в том числе с Пятой службой ФСБ России, которая отвечает за контрразведку на территориях Донецкой и Луганской народных республик. Все эти факторы источники РБК перечисляли среди возможных аргументов в пользу отставки.

«Ситуация в республиках не улучшается, но такую фигуру, как Владислав Сурков, нельзя так просто уволить, поэтому через урезание ресурсов управления его фактически «мягко понизили», — резюмировал один из близких к Кремлю источников РБК.

Другие причины реорганизации управления указывал директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Он отказался комментировать РБК ситуацию, сославшись на то, что все сказал в интервью ТАСС 3 ноября, на следующий день после выхода указа президента. Реорганизация управления произошла по инициативе самого Суркова, объяснял тогда Чеснаков. Он называл «странными» выводы украинских СМИ об «аппаратном ослаблении Суркова» и лишении кураторства над СНГ. Перестановки в управлении он связывал с тем, что помощник президента решился на аппаратный маневр с изменением структуры и переназначением сотрудников, будучи уверенным в своих позициях, поддержке президента и руководителя администрации.

До момента назначения Суркова в 2013 году помощником президента управление по сотрудничеству с СНГ занималось исключительно Абхазией и Южной Осетией. Как помощник президента, Сурков расширил функции управления постоянной работой с Украиной, ДНР, ЛНР.

Смена формата: что означает окончание АТО в Донбассе

Политика

Чеснаков называл три причины реформы управления. Это расширение Сурковым сферы деятельности и включения в понятие «приграничное сотрудничество» работы, связанной с геополитическими амбициями России, в том числе и за пределами СНГ, во-первых. Во-вторых, нормализация ситуации в Южной Осетии, Абхазии, а также «рутинизация» минского процесса, процессов государственного строительства и гуманитарной деятельности в ДНР и ЛНР. Третья причина — сокращение прежнего длинного названия управления. Эксперт отмечал, что «небольшая часть сотрудников покинут управление, но не потому, что плохо работали, а потому, что их на этом направлении больше, чем нужно на данном этапе», и освободившиеся вакансии со временем будут заполнены новыми специалистами для работы на новых направлениях.

Источник РБК добавляет, что по линии администрации президента фактически не ведется работа по привлечению иностранных наблюдателей на выборы в самопровозглашенные республики.

Фото: Станислав Григорьев / ТАСС

Кроме того, избирательную кампанию главы ДНР ведут политтехнологи, не связанные с администрацией президента, но на местах представляющиеся кураторами от Старой площади. «Новая газета» сообщала, что в ДНР работают политтехнологи с позывными Чайка и Патриот, а также Денис Лотов и София (издание не указывало фамилию, источник РБК называет ее Лазо). Все они на встречах с донецкими политиками говорили об их связях с администрацией президента России, что, по словам источников «Новой газеты» и РБК, действительности не соответствует.

С начала 2018 года планировалось, что выборы в Донецкой и Луганской республиках пройдут осенью, однако летом их решили перенести на неопределенный срок. После гибели главы ДНР Александра Захарченко в конце августа было решено вернуться к плану провести выборы в ноябре.

Захарченко был убит 31 августа в результате взрыва в кафе «Сепар» в Донецке. Донецк и Киев обменялись взаимными обвинениями в причастности к теракту. Врио главы ДНР назначили спикера Народного совета Дениса Пушилина. Он является одним из зарегистрированных кандидатов на выборах 11 ноября.

При этом у потенциальных конкурентов Пушилина на выборах начались проблемы. 21 сентября экс-глава Совета безопасности ДНР Александр Ходаковский рассказал, что его не пустили на территорию самопровозглашенной республики, из-за чего он не сможет участвовать в предстоящих выборах ее главы. 29 сентября при взрыве на съезде коммунистов в Донецке пострадал кандидат на пост главы ДНР Игорь Хакимзянов. 5 октября ЦИК ДНР отказала бывшему «народному губернатору» ДНР Павлу Губареву в участии в выборах главы из-за претензий к собранным подписям.

В ЛНР основным кандидатом считается и.о. главы региона Леонид Пасечник, а его оппоненты — «технические фигуры», говорили РБК два источника, близких к Кремлю и власти в Луганске.

На выборах в Донбассе не нужны тонкие политически ходы и комбинации, поэтому в Москве идут по самому простому пути, считает политолог Алексей Макаркин. Он видит взаимосвязь с показательным устранением политической конкуренции на выборах в ДНР и сокращением в управлении, курируемом Сурковым. «Для властей в Донбассе неприемлема фрагментация поля, реальная политическая борьба. Если на российских выборах есть процедуры, которым уделяется большее внимание, чтобы народ не вышел на протесты, то на прифронтовой территории выход на улицы в лучшем случае рассматривается как несознательное пособничество врагу, — поясняет политолог. — Поэтому создавать политические схемы, коалиции, компромиссы — это из другой жизни, и в нынешнем виде подотчетное Суркову управление не нужно».

По старому плану: почему ЛНР и ДНР решили провести выборы

Политика

Макаркин полагает, что для проведения формальных избирательных кампаний нужен минимум политических администраторов: «Тем более что в Донбассе нет «генерал-губернатора» и единого центра контроля. Частью процессов занимается российское правительство, частью — силовики, поэтому для управления достаточно простых механизмов при минимизации политической составляющей».​​

Политолог Валерий Соловей связывает реорганизацию управления по сотрудничеству со странами СНГ скорее с изменением баланса сил в самой администрации президента, а не с изменением политики России в отношении Донбасса. Он указывает, что риск потери управляемости в республиках при ослаблении Суркова компенсирует влияние там российских спецслужб, в том числе ФСБ.

Трактовать реорганизацию управления как ослабление позиций Суркова как минимум легкомысленно и преждевременно, считает близкий к Кремлю политолог Вадим Самодуров. Он уверен, что никто из имеющихся игроков не в состоянии заменить собой Суркова на тех направлениях, которые он курировал, в частности донбасском.

«С другой стороны, те форматы и методы работы, в рамках которых велась работа по направлению ДНР и ЛНР, стали терять эффективность, «заваливаться». Это стало понятно не сейчас. По сути, реорганизация управления началась еще весной—летом этого года, когда управление покинули некоторые сотрудники», — рассказал Самодуров РБК.

По его мнению, начавшаяся реорганизация «ослабила контроль за ситуацией в республиках и усилила различные деструктивные процессы». Как считает Самодуров, для сохранения стабильности в непризнанных республиках было бы благом, если бы Сурков сохранил за собой контроль за политическими процессами и кадровыми вопросами, а в Москве был бы единый центр принятия решений по региону.

 

Игорь Гиркин (Стрелков): «К власти и в Донецкой, и в Луганской республике Сурков привел бандитов [21] [22] [23] [24] [25] »

● theins.ru

● Посмотреть оригинал

● декабрь 8-го, 2017

Сегодня The Insider и Bellingcat опубликовали расследование, доказавшее, что разыскиваемый международной следственной группой «Дельфин» — это не кто иной, как российский генерал-полковник Николай Ткачев. В ходе расследования, чтобы определить истинную роль Ткачева, The Insider поговорил с рядом участников военного конфликта в Украине. Среди них был и бывший «министр обороны ДНР» Игорь Гиркин, также известный как Стрелков. Поскольку интервью вышло далеко за пределы заданной темы, в расследование вошла лишь небольшая часть. Здесь же мы публикуем его целиком. Среди прочего Гиркин рассказал о роли Владислава Суркова и Константина Малофеева в украинском конфликте, о деятельности «группы Вагнера» в Луганске и о том, чьей инициативой было выдвинуть войска из Крыма на восток Украины.

— Как выстраивался контроль над разрозненными боевыми частями на территории Донецкой и Луганской областей в июле-сентябре, в эти самые переломные моменты?

— Я находился на территории боевых действий до 15 августа 2014 года и могу рассуждать только об этом периоде. Мои попытки в июле-августе консолидировать командование хотя бы на территории Донецкой республики ни к чему не привели по причине того, что существовали подразделения, которые не желали подчиняться категорически и имели собственные каналы финансирования и снабжения. Кем и как это финансировалось, это отдельная тема, которую я не хочу обсуждать. Однако «Восток», представляемый Ходаковским, категорически отказался не только подчиняться, но и как-либо взаимодействовать вообще. Они не присылали даже делегатов в штаб, чтобы согласовывать какие-то действия, и от любых контактов отказывались категорически. «Оплот» вошел в оперативное подчинение, когда мы вышли в Донецк, и с ним по крайней мере было какое-то взаимодействие, хотя воевали они, скажем прямо, не блестяще. Захарченко мне не подчинялся — я считался министром обороны, он считался командующим внутренними войсками и, соответственно, мог игнорировать мои указания. Кроме того, существовали еще казачьи формирования, которые разоружить и подчинить у меня просто не доходили руки, поскольку с середины июля все выведенные из Славянска и вновь сформированные подразделения были заняты на фронте. И вот по сути у меня оставалась плохо или потом вообще невооруженная комендантская рота, в которую поступали пополнения, распределяемые по подразделениям, тыловые хозяйственные подразделения, артсклад, а к началу августа вообще ничего не осталось под рукой. По сути оставалась только моя вооруженная охрана и члены моего штаба, всего, получается, человек 20-25 вооруженных людей. Все остальное — это были люди, не имевшие оружия или имевшие пистолеты.

На территории Луганской республики мне подчинялся Мозговой добровольно, то есть он выполнял мои распоряжения и был как бы правым флангом. Плюс добровольно подчинялся «Бэтмен», но что он делал на самом деле, я толком не знал, поскольку он действовал под Луганском, и он только просил боеприпасы от меня. Мне также подчинялся гарнизон «Изварино», который снабжался полностью от Донецка таким кривым путем. Им я постоянно выделял часть оружия и боеприпасов, поскольку понимал, что «Изварино» остается нашим единственным коридором. Вот такой был конгломерат сил и средств.

Бородай, который тогда был премьер-министром, и его первый заместитель Антюфеев мне никак мне не помогали, да у них, собственно говоря, и не было никаких рычагов. С Луганском, с Болотовым у меня была пара разговоров по телефону, еще когда я находился в Славянске, он обещал прислать помощь, обещал прислать оружие и не прислал ровным счетом ничего. Как мне сказали, он собрал колонну, пропиарился, что колонна отправляется в Славянск, и колонна никуда не выехала. Это все. С тех пор я с Болотовым не общался, и никакого взаимодействия у меня с ним не было.

С действующим с середины июля штабом в Краснодоне, где было несколько отставных генералов и полковников и который должен был объединять командование республик, у меня были отношения постоянные, но абсолютно бессмысленные для меня, поскольку никаких указаний я от них не получал. Я лишь отправлял им ежедневно утром и вечером оперативную обстановку на тех участках фронта, на которых воевали подчиненные мне подразделения.

— Они же тоже предпринимали какие-то попытки объединить…

— Я воспринял это именно как попытки объединения и был этим доволен, поскольку там было несколько профессиональных офицеров, окончивших Академию Генерального штаба, но когда я единственный раз к ним заехал (у меня, к сожалению, не было возможности часто покидать Донецк), никаких указаний, никакой конкретной помощи я не получал.

— Это было в июле?

— В самом конце июля.

— Среди этих офицеров и были «Дельфин» и «Орион»?

— Ну, видимо, да.

— И, как вы считаете, у них вообще были какие-то рычаги влияния, или они просто не имели желания?

— Я не знаю. Единственное, что могу сказать, что для них ситуация была, конечно, чрезвычайно дикой. Люди привыкли к постоянному нормальному снабжению, обеспечению, к пониманию, а ничего этого не было, и они, на мой взгляд, потерялись просто в ситуации. Там нужны были люди, способные быть лидерами, а они были штабные работники, неспособные лидировать, кого-то подчинять, заставлять.

— Но при этом они были достаточно опытными и квалифицированными…

— Да, они были квалифицированные и опытные, видимо, в вопросах руководства обученными и хорошо организованными, снабжаемыми регулярными войсками, регулярной армией. На территории Донецкой и Луганской республики не было ни одного регулярного подразделения. Это были по сути партизанские и полупартизанские формирования, которые еще опять же находились в стадии формирования на ходу.

— Ну хоть какая-то помощь от них была? Оружие, медикаменты, бронежилеты...

— От них, непосредственно от Краснодона, я получал только обещания. И один раз мне привезли партию пистолетов, штук 20 «Стечкиных» и, по-моему, пять ПБ, и все.

— Очень актуально.

— Очень. Нет, ну как, я смог «Стечкиными» награждать отличившихся командиров, а ПБ я передал в подразделение разведки.

— Это отсутствие поддержки и вынудило вас уйти в отставку?

— Мне были поставлены условия, когда мне надо было выбирать между личным и общим. То есть начиная с конца июля от меня требовали, чтобы я передал командование. Я согласен был передать командование, но я просил, чтобы направили человека, который был бы профессионален, условно говоря, профессионального военного, который мог бы осуществлять операции более успешно, чем их осуществлял я. Однако таких военных мне не направляли, вообще никого не направляли, даже начальника штаба за 4 месяца не направили.

— Так они сами не говорили, кого они хотят видеть в роли сменщика?

— Они от меня потребовали, чтобы я передал командование Захарченко. Военные таланты Захарченко я оценивал как нулевые и не ошибся. Человек, имеющий звание сержанта милиции, не служивший даже, насколько я понимаю, срочную службу в армии, не может руководить боевыми действиями, и он не производил впечатление таланта-самородка.

— А почему, как вы думаете, на него пал выбор?

— Ну, я не знаю, он с Бородаем ездил с Сурковым встречаться, поэтому, видимо, и пал выбор, то есть формальное главное командование. А почему и как это произошло… Сурков всегда подбирает самое дерьмо.

— Потому что оно более послушное?

— Я не знаю. Я думаю, что да. Просто, поскольку еще задолго до событий на Украине мне по службе приходилось сталкиваться с деятельностью Асланбека Андарбековича в разных регионах Российской Федерации и в странах СНГ, то, в общем, ничего удивительного для меня не было. И когда я в мае узнал, что именно Асланбек Андарбекович будет отвечать за взаимодействие с республиками, я уже тогда понял, что нас будут сливать. Правда, никому об этом не сказал, потому что…

— Чтобы не деморализовать?

— Да, чтобы не деморализовать личный состав.

— Ну вот все-таки Краснодон действовал независимо от Суркова? Или под контролем Суркова?

— Не могу сказать точно, не знаю. Я думаю, что непосредственно Суркову он не подчинялся, а кому он подчинялся, это без комментариев.

— Бородая же вы знали довольно хорошо? Почему он перешел на сторону Захарченко и Суркова?

— Бородай пиарщик, профессиональный пиарщик, который много лет работал в этой сфере. До этого, когда мы с ним познакомились, он был журналистом газеты «Завтра», и мы приятельствовали и даже, можно сказать, дружили. Но где-то начиная с 2001—2002 года, я точно не помню, поскольку я в это время находился в Чечне почти постоянно, Бородай создал свою пиар-контору, которая занималась «черным» пиаром, и, насколько я знаю, довольно скоро он начал выполнять какие-то заказы из администрации президента, в частности он меня даже пытался познакомить с Чеснаковым, и даже как-то я его видел, этого Чеснакова, вместе с Бородаем. Правда, общения не получилось, поскольку человек показался мне чересчур высокомерным и надутым. Но факт, что Бородай уже начал выполнять заказы администрации президента, поскольку всей внутренней политикой тогда ведал Сурков. Бородай очень неплохо на этом зарабатывал. Он регулярно хвастался доходами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: