Классификация информационных систем управления способствует выявлению наиболее характерных черт, присущих информационным системам.
Классификация проводится по определенным признакам.
1. По характеру представления и логической организации хранимой информации:
– фактографические информационные системы;
– документальные информационные системы;
– геоинформационные информационные системы.
2. По выполняемым функциям и решаемым задачам:
· справочные информационные системы, которые предоставляют пользователям получать определенные классы объектов (телефоны, адреса, литературу и пр.) – электронные справочники, картотеки, программные или аппаратные электронные записные книжки и т. д.;
· информационно-поисковые информационные системы, которые дают пользователям возможность поиска и получения сведений по различным поисковым образам на неком информационном пространстве;
· расчетные информационные системы, которые производят обработку информации по определенным расчетным алгоритмам, например вычисление определенных статистических характеристик;
· технологические информационные системы, функции таких систем заключаются в автоматизации всего технологического цикла или отдельных его компонент производственной или организационной структуры, например, автоматизированные системы управления, системы автоматизации документооборота и пр.
3. По масштабу и интеграции компонент:
· локальный АРМ (автоматизированное рабочее место) – программно-технический комплекс, предназначен для реализации управленческих функций на отдельном рабочем месте; информационно и функционально не связан с другими информационными системами;
· комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реализующих в полном объеме функции управления;
· компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечивающая интеграцию функций управления в масштабе предприятия или группы бизнес-единиц;
· корпоративная информационная система (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием.
4. По характеру обработки информации на различных уровнях управления предприятием:
· системы обработки данных (EDP – Electronic data processing);
· информационные системы управления (MIS – Management Information System);
· системы поддержки принятия решений (DSS – Decision Support System).
5. По признаку структурированности задач:
· структурированные (формализуемые) задачи, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними;
· неструктурированные (не формализуемые) задачи – задачи, в которых невозможно выделить элементы и установить между ними связи;
· частично структурированные задачи.
6. По функциональному признаку, который определяет назначение подсистемы, ее основные цели, задачи и функции.
· производственные системы, связанные с выпуском продукции и направленные на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств;
· системы маркетинга, направленные на анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж, организацию рекламной кампании по продвижению продукции и рациональную организацию материально-технического снабжения;
· финансовые и учетные системы, направленные на организацию контроля и анализа финансовых ресурсов на основе бухгалтерской, статистической и оперативной информации;
· системы кадров по подбору и расстановке специалистов и ведению служебной документации по различным аспектам предназначены для реализации функций оперативного планирования и учета личного состава;
· системы управления вспомогательным производством предназначены для автоматизации оперативного управления инструментальным производством, ремонтным и транспортным хозяйством и энергетическим обеспечением.
7. По уровням управления.
· информационные системы оперативного (операционного) уровня;
· информационные системы специалистов;
· информационные системы для менеджеров среднего звена;
· стратегические информационные системы.
8. По характеру использования информации:
· информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных (информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных кассах);
· информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму, выделяют управляющие и советующие системы.
9. По сфере применения:
· ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого и оперативного контроля и регулирования, оперативного учета и анализа, перспективного и оперативного планирования, бухгалтерского учета, управления сбытом и снабжением и пр.;
· ИС управления технологическими процессами предназначены для автоматизации функций производственного персонала: организации поточных линий, изготовления микросхем, поддержания технологического процесса и пр.;
· ИС автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов дизайнеров для проведения инженерных расчетов, создания графической документации (чертежей, схем, планов), создания проектной документации, моделирования проектируемых объектов;
· корпоративные информационные системы используются для автоматизации всех функций организации и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.
10. Укрупненная классификация систем, предназначенных для автоматизации различных видов хозяйственного учета:
· локальные системы;
· средние интегрированные системы;
· крупные интегрированные системы.
2. В широком смысле слова под настольными издательскими системами понимают компьютерную цифровую полиграфию в целом, а в узком смысле – программы верстки документов.
DTP (DeskTop Publishing System, настольная издательская система) — комплекс аппаратного и программного обеспечения, предназначенный для подготовки публикации из текста и изображений для печати.
Также возможна и подготовка документа публикации для распространения не в виде твердой копии, а в электронном виде, т. е. электронная верстка в PDF– и HTML-форматах.
Настольное издательство, в отличие от традиционного типографского, подразумевает полиграфическую работу не в типографии, а дома или в офисе.
В связи с широким распространением в последние годы мультимедийных и сетевых электронных изданий, принято различать настольные издательские системы на два типа:
1) для подготовки полиграфических изданий
2) системы верстки электронных документов
Среди настольных издательских систем наиболее популярными считаются системы QuarkXPress, Adobe PageMaker и Adobe InDesign.
Основным отличием настольных издательских систем от текстовых редакторов (таких, например, как MS Word) является то, что они предназначены в первую очередь для оформления (верстки) документа, а не для его создания "с нуля" (ввода текста, проверки правописания, создания изображений), хотя в определенной степени могут выполнять и эти функции.
Процесс верстки документа состоит в оформлении текста и задании условий взаимного расположения текста и иллюстраций.
Целью верстки является создание оригинал-макета, пригодного для размножения документа полиграфическими методами.
Оригинал-макет – оригинал, каждая страница которого полностью совпадает с соответствующей страницей будущего издания. Он может быть кодированным – на магнитном или оптическом диске – и в таком виде отсылаться на полиграфическое предприятие для набора и печати тиража; твердой копией, подготовленной для изготовления фотоформ или печатных форм, фотомеханическим или другим.






