Параграф 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

Изучение детей старшего дошкольного возраста показало, что у них существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, при этом собственные сенсорные возможности детьми не осознаются (Е.В. Селезнева). В результате исследования автором установлено, что у детей с косоглазием и амблиопией наблюдаются бессистемные, неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. В процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения полностью доверяются поступательной зрительной информации. Лишь отдельные дошкольники осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтение осязанию и слуху. Почти отсутствует ориентация на обоняние и вкусовые ощущения. При этом у детей практически отсутствует планомерное обследование предметов, как зрением, так и сохранными анализаторами, снижена их перцептивная активность.

На психическом развитии человека с нарушенным зрением сказывается время появления зрительного дефекта и степень нарушения зрения, наличие и тяжесть других нарушений здоровья, а также эффективность лечения и психолого-педагогической коррекции, ситуация в семье и др. Чем раньше возникает дефект и чем сильнее степень нарушения зрения, тем заметнее может нарушиться психическое развитие вторично, даже если исходно ребенок имел только нарушение зрения и не было никакой сочетанной патологии. У слабовидящих детей возникают те же проблемы в развитии, что и у слепых, но менее выраженные. Ситуация осложняется тем, что многие лица с нарушениями зрения как раз исходно имеют и другие нарушения здоровья.

На формирование личности человека с нарушенным зрением оказывают влияние не только биологические, но и социальные факторы: неблагоприятные условия семьи или социального окружения, гипер- и гипоопека, ограниченные возможности для людей с нарушениями зрения доступа к получению информации и общения с другими людьми.

При нарушении зрения заметно усложняется ориентировка в большом пространстве, следствием чего является малоподвижность инвалидов по зрению. Малоподвижность же, в свою очередь, приводит к развитию мышечной гипотонии (слабость мышц). Навыки ориентировки можно развить лишь при постоянном использовании других сохранных анализаторов (слух, кожно-кинестетическая и тактильная чувствительность, восприятие вибрации и др).

У большинства детей со зрительными нарушениями речь сохранная, но сужена сфера активного общения, познавательной деятельности и подражания. Часто у незрячих наблюдается вербализм, когда они используют в речи большой лексический запас слов, не всегда зная их значения. Поэтому при обучении нужно обращать на это внимание и, когда возможно, чаще применять наглядность, учить практическому использованию знаний и навыков.

Важным органом восприятия предметов у людей с нарушениями зрения является рука, и у них должны быть хорошо развиты кистевой, ладонный и пальцевой способы восприятия. Незрячие должны уметь считывать тактильно рельефнографические изображения. Еще И.М.Сеченов отмечал сходство тактильного и зрительного восприятия. Однако при слепоте и слабовидении непосредственно может быть отражено меньше свойств и признаков предметов. Возникают проблемы с восприятием цвета, эстетическим восприятием объектов, снижается полнота, целостность и скорость восприятия.

Дифференцировка и зрительная сосредоточенность у слабовидящих снижены. Что касается памяти у слепых и слабовидящих, то они запоминают медленно (и при этом сильнее утомляются), но информация дольше сохраняется в памяти. Зрительная память ослаблена или отсутствует. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, то незрячим приходится запоминать много информации о том, где находятся те или иные предметы и ориентиры.

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений зрения, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. С другой стороны, слепые и слабовидящие имеют ту же "номенклатуру" эмоций и чувств, что и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличными от таковых у зрячих.

Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормальновидящих сверстников, возникающее в возрасте 4 - 5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание в ограничении в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте.

Отмечается большое неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с миром вещей, людей и обществом. Первые более ранимы особенно по шкале самооценки, при этом слабовидящие дети показали большую эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми.

В развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни.

Для слепых свойственны также страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами.

Однако этот страх у детей появляется при неумелом руководстве родителей, допустивших множество неудачно окончившихся попыток в удовлетворении ребенком своей потребности в движении и освоении пространства. Это относится также к знакомству с живыми объектами.

Заслуживает обсуждения и тот факт, что дети из школ-интернатов показывают большую неуверенность при самооценке, чем дети из семьи. Так, большинство школ для детей с ослабленным зрением принадлежат к типу закрытых интернатных учреждений, что, с одной стороны, в значительной степени ограничивает возможности социальных контактов, а с другой, сводит до минимума участие родителей в жизни и воспитании своего ребенка.

Исследования свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. У детей формируются специфические черты поведения, характера, личности, не зависящие от нормы или патологии. Обнаружены отклонения в мотивационно-потребностной и особенно в эмоциональной сфере. Недоразвитие последней приводит к деформации детской личности в сторону обособления,  нарушению аффективно-личностных отношений, умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком, формируется узкий и недифференцированный образ другого человека. Подчёркивается слабо выраженная способность самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений с окружающими, недостаточно полное восприятие эмоциогенных факторов общения в условиях школы-интерната.

Распространенно мнение о том, что слепые менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах. Однако речь их достаточно интонационно выразительна. Исследования понимания слепыми эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи свидетельствуют о том, что слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность. Также отмечаются отличительные особенности слепых понимать эмоциональные состояния, улавливать самые "тонкие изменения голоса собеседника".

Установка лиц с нарушением зрения по отношению к себе имеет свои особенности. В первую очередь это связанно с оценкой своей внешности.

При этом самооценка незрячим именно этого фактора зависит от критерия, который они используют: либо за точку отсчета берется свое собственное представление о себе, построение исходя из оценки своего положения, либо происходит ориентация на внешние оценки, идущие от зрячих.

Изменение в самооценке связанно с адаптацией к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего развития дети с врожденной слепотой переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как многие их сверстники.

Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой. Межличностные отношения слепых и слабовидящих в социуме складываются трудно и зависят чаще от состояния зрительной ориентировки. При этом слепые оказываются в наиболее неблагоприятном положении. Они имеют меньшую возможность выбора контактов, находятся в положении изолированности, меньшей мобильности и коммуникативности. Все это приводит к замкнутости, стремлению уйти в свой внутренний мир, неумению общаться, к сдерживанию в формировании активных позиций, снижению уровня самостоятельности, неумению принимать решение, нежеланию брать на себя ответственность.

В отличие от тотального нарушения, частичная недостаточность зрения часто не замечается и недооценивается. Это создает неправильное отношение к ребенку. Не вполне адекватное поведение ребенка оценивается ошибочно. Окружающие, не заметившие неполноценного зрения ребенка, рассматривают его ошибочные ответы, плохую ориентировку в пространстве как интеллектуальную неполноценность, каприз, непослушание, недисциплинированность и т.п. Так у ребенка создается неблагоприятная позиция в окружающей среде. В то время как слепой школьник встречает сочувствие окружающих, получает помощь, слабовидящему школьнику часто не помогают воспринять непонятное, не используют всех возможностей компенсации дефекта, подчас попрекают, в школе подчеркивают его неуспеваемость. Вследствие чего у слабовидящего ребенка обнаруживается не только ограниченный запас представлений, но и искаженны представления, замедленны процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Возникают неудачи и трудности в учебе, игре, общении со сверстниками.

Усугубляет положение то, что и сам слабовидящий школьник, в отличие от слепого, обычно не осознает в достаточной мере свой дефект.

Такие дети недостаточно критично оценивают трудности своего положения, желают, чтобы окружающие считали их зрячими. Причины игнорирования последствий зрительного дефекта состоят в том, что:

а) гиперопека занимает значительное место в семье и в школе;

б) неясное представление о собственных жизненных перспективах из-за невысокого представления о своем «я». Как следствие неустойчивого социального положения возникает психотравмирующая ситуация, нестабильность во внутреннем мире человека;

в) двойственность внутриличностной позиции. Отношение к себе как к зрячему, нежелание быть признанным инвалидом, ощущение ограниченности своих сенсорных возможностей. Эта двойственность приводит к внутреннему дискомфорту, противоречивости, что отражается на жизненной позиции подростка и сказывается на формировании личности в целом.

В результате, как у слепых, так и у слабовидящих формируются отрицательные моральные качества: эгоцентричность, эгоизм, иждивенчество, отсутствие чувства долга и товарищества, упрямство, раздражительность, негативизм, равнодушие к окружающим, душевная черствость.

На протяжении многих веков все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушений зрения. Так, Крогиус А.А., рассматривая влияние слепоты на психическое развитие, писал, что «она кладет глубокий отпечаток на всю личность. Но так же, как одно впечатление может вызвать самые разнообразные реакции может привести к самым различным проявлениям и к образованию самых различных особенностей. Очень много в этом отношении зависит от социальных условий, от влияния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой». При этом, продолжал он, «в обществе малокультурном и живущем преимущественно физическими интересами слепота может гораздо сильнее затормозить развитие душевной жизни, чем в таком, где слепой находит понимание и живые умственные и нравственные интересы».

Особенно подробное внимание этой точке зрения уделял А.Г. Литвак, он подчеркивал, что при формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы, действия которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения. При правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Таким образом, содержательная сторона психики при развивающем обучении оказывается независимой от дефекта зрения, она относительно независима от биологических, природных факторов, так как последние определяют не содержание, а процесс формирования личностных ценностей, его динамику.

Следовательно, между зрячими и слепыми, а тем более между зрячими и слабовидящими различия могут наблюдаться только в динамике становления различных свойств личности. Конечно же, результаты, т.е. уровень сформированности личности, наличие ряда ведущих личностных свойств, образующих ядро личности (мировоззрение, убеждение, идеалы), определяются не наличием или отсутствием зрительной патологии, а характером социальных воздействий, и, прежде всего, воспитания и обучения.

Особенности личностного развития незрячих ставят проблему оказания им возможно ранней помощи и проведения с ними необходимой работы в тот период, когда происходит активное формирование их личности, т.е. речь должна идти об абилитационной работе, о предупреждении возможных негативных изменений.

Успешность социальной реабилитации во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие нарушения зрения, к началу их самостоятельной жизни. Речь все же должна идти не о качествах личности, а о целостной системе отношений личности. В эту систему включается:

1) представления о себе самом, отношение к своему дефекту, отношения к другим людям;

2) отношение к жизненным целям, к прошлому и будущему, к жизненным ценностям;

3) отношение к непосредственному социальному окружению, отношение к другому полу. Эти отношения составляют базовые структуры личности, такие, как образ своего Я, направленность личности и её временная перспектива, отношения с другими.

Психолого-педагогические условия, в которых оказывается ребенок, имеющий глубокие нарушения зрения, влияют на процесс формирования его личности. У незрячих значительное место занимают сознание вины, страхи и опасения. У большинства они связаны с "социальными страхами" общения с другими людьми, в том числе с представителями другого пола.

При анализе отношения детей к своему дефекту можно наблюдать тенденцию к сравнению себя со зрячими, желание доказать, что они лучше их. В этом же проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.

Согласно последним исследованиям психологическая особенность школьников с депривацией зрения, заключается в том, что они фиксированы на собственном дефекте. Обучающиеся с нарушением зрения способны анализировать себя и представлять значимую информацию о себе хуже, чем нормально видящие сверстники. Они больше сомневаются в ценности своей личности, своего "Я", ригидны, консервативны, конформны, что не может не влиять на процесс социализации.

Кроме того, у них складывается несформированное смысловое будущее по причине отсутствия позитивных образов и перспектив в условиях дефицита информации. Ограниченное пространство самореализации, обусловленное имеющимися зрительными расстройствами и их последствиями, способствует возникновению у школьника сильного психологического напряжения. Ученые отмечают, что им свойственна тревожность за свое будущее неуверенность в своих силах. Высокий эмоционально-соматический дискомфорт, связан с неопределенностью окружающей действительности и невозможность ее адекватно оценить. Окружающий мир выступает для них постоянным фрустратом, скрывая в себе огромное количество психотравмирующих ситуаций.

Таким образом, обобщая все вышеперечисленные факторы, которые негативно сказываются на адаптации школьников с депривацией зрения, можно конкретизировать следующие причины, ее ограничивающие:

 1. Медицинские - обусловленные не только зрительным дефектом, но и патологией психофизического развития, нервно-психическими и соматическими заболеваниями ребёнка.

2. Педагогические причины - некоторые дети ограничены в понимании и помощи со стороны родителей. Это способствует появлению в поведении детей различного рода отклонений: снижению успеваемости, сопротивлению педагогическому воздействию, к неадекватным взаимодействиям педагога и ребёнка.

 3. Социальные причины - возникают в результате взаимодействия индивида с окружающей действительностью. Они характеризуются в невозможности реализовать свои позитивные роли в соответствии со своими возможностями. Будучи в состоянии социально-психологической изоляции, дети испытывают чувство одиночества, отверженности, изолированности.

4. Социально-бытовые факторы - отсутствие у ученика своего личного персонального пространства и времени. Необходимость адаптироваться к большому числу сверстников и внешних раздражителей. Фатальная необходимость включаться в то или иное сообщество, обособление от предметного мира и т.д. Невозможность побыть одному, отсутствие стимулов для проявления активности, индивидуальности, недостаток эмоциональной близости с родителями вызывает у детей нервозность, что проявляется у них часто в апатичности, депрессивности или агрессивности.

 5. Психофизиологические – типичные особенности воспитанников школ-интернатов – это выходящая за нормы неустойчивость детской психики. Преобладание процессов возбуждения над торможением.

 6. Психологические - наблюдается низкий уровень эмпатии, восприятие другого ребёнка как источника фрустрации, собственных потребностей. Деформирована иерархия ценностей. Отмечается неспособность к продуктивному решению конфликтных ситуаций. Наблюдается у учеников с нарушенным зрением и наличие своеобразной идентификации.

 

Введение

Сегодня актуален вопрос об инклюзивном образовании и социальной адаптации школьников с повышенными потребностями. Однако большинство учителей общеобразовательных школ не знают, как работать с такими обучающимися, на что обратить особое внимание, как адаптировать весь процесс обучения. В данной работе представлены некоторые методические приемы обучения английскому языку слепых и слабовидящих школьников. Согласно «Новому словарю методических терминов и понятий» Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, прием – базисная категория методики, наименьшая обучающая единица в деятельности преподавателя, элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавателя на определенном этапе практического занятия. Прием обучения – конкретные действия и операции преподавателя, цель которых – сообщать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач процесса обучения. в данной статье будут названы конкретные действия и операции учителя, цель которых – обучить английскому языку, адаптировать к жизни и социализировать слепых и слабовидящих школьников; сформировать у них необходимые навыки и умения, помочь грамотно организовать учебную деятельность. Каждому учителю, который начинает работать в инклюзивном образовании, важно помнить, что обучение детей с повышенными потребностями требует иных приемов, средств и методик обучения, нежели те, что используются в повседневной практике обучения обычных детей. Вот лишь некоторые из особенностей, которые должен учитывать преподаватель при организации процесса обучения слепых и слабовидящих школьников:

- неполнота и неточность процессов восприятия;

- фрагментарность и бедность полученной информации;

- неустойчивость произвольного внимания;

- снижение уровня познавательных способностей и умственной работоспособности; - увеличение сроков обучения;

- снижение темпа прохождения учебного материала;

- трудности в регуляции поведения;

- замедление реакции узнавания и различения.

Учителю, работающему со слепыми и слабовидящими школьниками, важно учесть, что помимо нарушений зрения у детей может быть и ряд сопутствующих вторичных отклонений. К ним можно отнести такие, как: неразвитость воображения и наглядно-образного мышления, темпа движений, минимальные социальный опыт и общий кругозор обучающегося, нарушения точности координации, проблемы с речью и слухом, психические отклонения в развитии и т.д.

При обучении английскому языку преподаватели используют тот же материал, что и на других уроках, — аудиокниги, устройства для увеличения текста. Незрячему человеку может быть достаточно аудиозаписей англоязычной речи, аудиоуроков, лекций и другого аудиоматериала, записанного на любой вид носителей. Также будут эффективны занятия с репетиторами и разговоры с носителями языка.

Специализированных книг для обучения английскому невозможно найти. Поэтому многие задаются вопросом — а стоит ли вообще пытаться обучать иностранному языку людей с заболеваниями органов зрения?

Способность общаться на другом языке позволяет расширить круг общения, перед людьми со знанием иностранного языка открываются новые перспективы, в том числе и работа. Такого человека охотнее возьмут на работу, несмотря на его недостаток в виде отсутствия зрения. Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что знание языка способствует социализации слепых. Незрячий человек чувствует, что он конкурентоспособен, он ощущает себя полноценным человеком.

Многочисленные исследования показали, что изучение иностранных языков способствует повышению общего уровня интеллекта. При этом память, внимание и мышление при изучении языка постоянно улучшаются.

Английский язык может помочь интеграции слепых и слабовидящих в информационном пространстве. К примеру, в Интернете английский язык — один из основных способов общения. Слушая информацию на английском языке при помощи аудиопрограмм, незрячий человек будет способен получать много новых знаний, которые отсутствуют на русском. С помощью специальных программ и приборов возможно общение с иностранцами, которые могут помочь с социализацией и предложить свою помощь в организации жизни.

В связи с вышеизложенным можно отметить, что изучение английского языка чрезвычайно важно для инвалидов по зрению всех возрастов. Чем скорее выявят способы обучения английскому языку таких людей, тем легче им будет адаптироваться к жизни и, соответственно, стать полноценной частью социума.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: