Фольклор – это народный язык, а народ — непревзойдённый учитель речи

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук. Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия.

Основными задачами логопедической работы на занятиях являются: развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия; проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов речевого аппарата; устранение неправильного звукопроизношения; развитие связной речи. Развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия осуществлялось в процессе специальных игр и упражнений сначала на материале неречевых звуков, постепенно охватывая все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводится в самостоятельную речь).

Для выработки четких артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков, проводится артикуляционная гимнастика. Как правило, упражнять ребенка необходимо в тех движениях, которые нарушены и тех, которые будут использоваться для постановки конкретных звуков. Особое внимание уделяется использованию детского фольклора: пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д. Эти произведения служат приемом, побуждающим детей к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом, обостряющим наблюдательность при закреплении знаний; могут использоваться как игровой (занимательный материал), отвечающий возрастным потребностям детей. Коррекционные занятия длятся 15-20 минут. Речевые упражнения (загадки, пословицы, чистоговорки, скороговорки и др.) используются  на различных этапах занятия: психологический настрой, сообщение темы занятия, характеристика звука, автоматизация (дифференциация) в слогах, словах, связной речи, на этапе постановки звука. При этом обращаю внимание детей на громкость и темп речи, на четкость и ясность произнесения слов (фраз), на правильность произнесения звуков. Занятия строились таким образом, чтобы дети имели возможность поупражняться в правильном произношении сложных звуков сначала в изолированном виде, а затем и в связной речи, учились в нужный момент изменять громкость голоса и темп речи, пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией. Последние умения требуются для построения связного высказывания. Также на занятиях детям предлагается произносить короткие рифмованные тексты не только четко и внятно и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). При отборе фольклорных произведений необходимо опираться на следующие принципы: доступность содержания детям дошкольного возраста; познавательная и нравственная значимость; возможность совершенствования на их основе речевых умений, в том числе правильного звукопроизношения. Особое внимание уделяется  использованию на логопедических занятиях скороговорок и чистоговорок. Они способствуют формированию четкого произношения, умения пользоваться интонационными средствами выразительности. Методика работы со скороговоркой заключалась в следующем: сначала ее произносит логопед, а дети внимательно слушают. Затем они повторяют скороговорку очень медленно, но не по слогам, постепенно убыстряя темп. На занятия стараемся подобрать скороговорки и чистоговорки так, чтобы они были максимально насыщены закрепляемым (дифференцируемым) звуком. Интересные возможности представляет работа со считалками, то есть короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Соревнования в «сказывании» считалок на занятиях развивают у детей артистизм, заставляют разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память, вырабатывать чувство ритма.

Использование загадок на занятиях способствуют обогащению и активизации словаря; они могут стать исходным материалом для знакомства с окружающим миром. При работе с загадками уделяется много времени процессу отгадывания: дети должны поочередно сопоставлять разные и в то же время близкие предметы, выделять в них схожие признаки, группировать и путем исключения ошибочных ответов находить отгадку, отражая это в речи. Иногда для отгадывания загадки бывает достаточно одного признака, догадки. А вот чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, последовательно развернутое логическое рассуждение. Чтобы побудить детей к нему, на занятиях выясняем, каким путем они шли, отгадывая загадку. Для этого ребятам предлагалось ответить на вопросы: «Как вы догадались? Почему вы так решили?». Дети (в силу возрастных особенностей) сразу начинали объяснять отгадку, которая потом подтверждалась перечислением признаков предмета. Тем самым, загадки способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти, а также связной речи. Также в своей работе использую произведения детского фольклора (причем те, с которыми дети уже познакомились на логопедических занятиях).

Детский фольклор:

1. Поэзия пестования - «Материнская поэзия» - эти высоко художественные поэтические творения не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение детям.

-Колыбельные песни - от «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать) и «байкать» (баюкать, качать, усыплять) - продукт общественного опыта и сознания; возникли с целью необходимости безболезненного перевода ребенка из состояния бодрствования в сон. Ритмичные покачивания колыбели сопровождались ритмически организованными технологическими звуками и предопределили ритмическую структуру колыбельного напева и поэтического текста колыбельной песни. Ежедневно многократно повторяющиеся звуковые ряды ведут к пониманию языка, к познанию окружающего мира, к развитию мышления. Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки, баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою, Ты дремли, закрывши глазки, Баюшки, баю. Богатырь ты будешь с виду И казак душой, Провожать тебя я выйду, Ты махнешь рукой. Сколько слез я втихомолку В эту ночь пролью… Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки, баю.

-Пестушки - для поддержания в часы бодрствования ребенка радостных эмоций с помощью некоторых физических приемов. Используются для развития двигательных функций ребенка, для умственного и нравственного развития, для воспитания смелости, координированности совместных движений взрослого и ребенка. Большие ноги Шли по дороге: топ, топ, топ, топ, топ, топ Маленькие ножки Бежали по дорожке: топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

-Потешки - особые забавы, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребенку необходимую информацию. водится пересчет предметов, множества, обобщение, абстракция. Сорока-ворона кашу варила, Деток кормила: Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала. А этому не дала! Ты в лес не ходил, дВров не рубил, Воды не носил, печь не топил - не дам тебе кашки!

2. Потешный фольклор - произведения детской устной поэзии, назначение которых - позабавить, повеселить, потешить себя и своих сверстников: зачастую они сопровождаются вспомогательным действием, не имеющего драматического развития.

-Молчанки и голосянки - содержат в форме заклинания уговор молчать. Вырабатывает в детях волевые качества: умение управлять своими эмоциями, подчинить разуму непроизводные желания. Служебная роль: установление порядка и тишины в шумной детской комнате.Игра «голосянка» - соревнование в длительном произнесении какого-либо гласного звука, не переводя дыхание. Шел молчан По всем городам. Кто стукнет-брякнет, За волосы драть, До слез добивать, Чок, чок-зубы на крючок, Кто заговорит-тому щелчок. Последнее слово-тпру! Станем мы, братцы, Волосяночку тянуть, А кто не дотянет

-Скороговорки - небольшие произведения со сложным и богатым звуковым оформлением, предельной уплотненностью труднопроизносимых согласных. Развивают артикуляцию речевого аппарата совершенствуют произношение, формируют чувство языка, содействуют преодолению косноязычия. Как средство автоматизации произношения звуков во фразах и текстах. Жили - были три японца: Як, Як-Цедрак, Як-Цедрак-Дроне. Жили - были три японки: Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лимпопоне. Вот родились у них дети: У Яка с Цыпой-Шах, У Яка-Цедрака с Цыпой-Дрипой-Шах-Шахмет, У Яка-Цедрака-Дроне с Цыпой- Дрипой-Лимпопоне-Шах-Шахмет-Шахмоне.

-Небылицы-перевертыши - произведения, в которых развиваются события совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Способствуют активизации рассудочной деятельности ребенка, дают обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей, являются средством деятельности детей. Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота, Выскочила палка С бабкою в руке И давай дубасить Коня на мужике. Лошадь ела сало, А мужик овес. Лошадь села в сани, А мужик повез.

-Загадки - своеобразная умственная игра, состязание в сообразительности, направляет внимание на предметы и явления и их выделяющиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способности мышления и силу воображения. Живая живулечка на живом стулечке (ребенок на коленях взрослого) Сначала блеск. За блеском-треск. За треском-плеск. (гроза). Что сделал слон, когда пришел (на поле он) Наполеон? (ел траву). Что стоит посреди Волги? (буква Л). Что это «У.»? (уточка).

3. Игровой фольклор - отражение национальных черт, бытового уклада народа, его мировоззрения, общественной жизни.

-Заклички и приговорки - стихотворные обращения детей к различным явлениям природы и обращения к животным. Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко, Колоколнышко!

-Жеребьевые сговорки - немногословные загадки по характеру действия - сговорка, по цели - жеребьевка. Коня вороного или седла золотого? Печь топить или коня кормить? Грудь в крестах или голова в кустах? Травки-муравки или золотой булавки?

-Считалки - короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Память, ритмика, честность. По тропинке, по дорожке шли четыре понарошки. А на встречу на горошке проезжали три картошки. Ели каждый понарошке дать на завтрак по картошке.

Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: