Звонит, километр, намерение, спокойнее

Вариант 1

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Текст 1

До пр(е/и)хода февраля почти (не)шумит со(н,нн)ый лес. Под к..сыми лучами со..нца снег подтаива..т (3) и тут же на м..розе пр..враща..т..ся в лёд. Обр..зуют..ся прозрач..ные, словно стекля(н,нн)ые, пл..стинки. Соск..льзнёт с ветк.. одна пл..стинка и в падени.. увл..чёт за собой другую. Вдвоём они соб..ют ещё (не)сколько и раздаёт..ся в соснах тихий хрустальный(2) звон, зам..рающий вдали.

Но однажды ледя(н,нн)ой звон пр..вращает..ся в (не)тор..пливый перезвон птич..их г..л..сов. Затенькали заверещали хл..п..тливые синиц...(4) С м..кушки пр..д..рожной сосны звонко п..ёт овсянка. За долг..ю зиму у неё и(з/с)крошились кон..чики пер..ев и тогда на гру(д/т)ке открылась (ярко)лимо(н,нн)ая ж..лтизна. Получилось это н..рядное плат..е лучше нового. В лес вернулись х..зяева и своими к..л..кольчиками об..явили о скор..м начал.. певческого сезона.

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

 

Задание 3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

 

Задание 4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Балуются, облегчить, торты, щавель.

Задание 5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 

Для своих пяти птенцов сова облюбовала старое гнездо на кроне дерева.

Задание 6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) история более увлекательнее

2) модное пальто

3) троим сёстрам

4) четырёхсот спортсменов

Задание 7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Твоя просьба непонятна и несвоевременна.

2) Жители нашего города дружелюбные и доброжелательные.

3) Этот врач настоящий профессионал.

4) В каплях росы тяжело перекатывалось рассветное солнце.

Задание 8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Неярок ты подснежник нет броскости в тебе.

2) Подснежник распускается в самом начале весны и цветёт недолго.

3) Весной родился в тайге подснежник раскрыл по-детски округлый глаз.

4) Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.

 

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

 

Текст 2

(1)«Прочитайте мне что-нибудь… что-нибудь ваше любимое!» — просит Павел Григорьевич. (2)Я иду к этажерке с моими книгами. (3)Любимое? (4)Там много книг, и почти все любимые. (5)Среди них есть одна, синенькая, и называется она очень скучно: «Галерея детских портретов». (6)Но это вовсе не скучная книга, наоборот! (7)Там описано детство разных людей из взрослых книжек: Наташа Ростова и её брат Петя — из книги «Война и мир»; Илья Обломов и Андрей Штольц — из «Обломова»; Марфенька и Верочка из книги «Обрыв» и многие другие. (8)Павел Григорьевич просит меня прочитать вслух что-нибудь очень хорошее. (9)Что же мне прочитать?

(10)Я очень люблю рассказ о Пете Ростове. (11)Во время нашествия Наполеона на Россию Петя Ростов, совсем молоденький, почти мальчик, пошёл добровольцем в армию, чтобы защищать свою Родину. (12)Он был добрый ко всем, ласковый, раздаривал всё, что имел: перочинный ножик, кофейник, изюм. (13)«Отличный изюм, берите, — говорил он, — без косточек». (14)Он жалел пленного мальчишку-барабанщика. (15)А сам какой храбрый был! (16)Ночью, переодетый во французский мундир, поехал с другим офицером в разведку — прямо в неприятельский лагерь! (17)А на следующее утро в боевой схватке с французами Петя Ростов был убит. (18)Об этом я и читаю Павлу Григорьевичу. (19)Когда я читаю про себя, глазами, это описание гибели Пети, то — сказать начистоту? — всегда плачу. (20)Ведь Петя для меня не литературный персонаж, а настоящий, живой мальчик, друг, товарищ детства.

(21)Марина Ивановна Цветаева свои детские книги называла в стихах «неизменившие друзья в потёртом красном переплёте». (22)И я знаю: я вырасту, разные люди будут встречаться на моём пути, а эти друзья останутся: и Петя, и Наташа, и Илюша. (23)Они никогда мне не изменят.

 

(По А. Бруштейн)

Задание 9. Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

 

Задание 11. Почему Петя Ростов, почти мальчик, оказался на войне?

 

Задание 12. Определите и запишите лексическое значение слова «косточка» («косточек») из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.


Задание 13. Определите стилистическую окраску слова «начистоту» из предложения 19, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.


Задание 14. Объясните и запишите значение фразеологизма от корки до корки. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

 



Вариант 2

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

С рю..заком за пл..чами и удоч..ками я медленно брёл по бер..гу извилист..й р..ч..нки(2) в поисках хорош..го рыбного(3) места но мне всё (не)в..зло. Соб..рат..ся домой ещё рановато. Я (не)т..рял надежды и всё шагал вни(з/с) по т..чению. Умаялся и пр..сел на в(з/с)горок у светлой заводи.

Глянул сверху на песча(н,нн)ое дно: вот прон..слась стайка (красно)пёрых окуньков. Юркнула плотва св..ркнула серебря(н,нн)ым боком. Возле (не)больш..й замшелой коряги пр..таился щурёнок. Я разм..тал леску и забросил крюч..к с нажи(в/ф)кой.

Ч..ть слышно чмокнул п..плавок. На ми(г/к) з..ркальную гла(д/т)ь п..крыли круги и всё стихло. Долго ждать (не)пр..шлось. П..плавок в(з/с)дрогнул крутнулся и п..грузился в (с..невато)бурую воду. Я п..дсёк и выбр..сил на бере(г/к) крупного окуня.(4)

(По А. Баркову)

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

 

Задание 3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

 

Задание 4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Звонит, километр, намерение, спокойнее.

Задание 5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: