Практическая работа по «Психологии общения»
Ф.И.О. Каменских Анна Алексеевна
Выполните следующие задания:
- «Мои проблемы в общении». Испытываете ли Вы трудности в общении с разными людьми, или в каких-то конкретных ситуациях? Постарайтесь описать основные из них. Если Вы считаете, что таких проблем у Вас нет, опишите трудности, которые встречались Вам в общении со стороны других участников коммуникации:
Трудностей в общении испытываю редко, когда возникает недопонимание или человек очень агрессивный, настойчивый. Незначительные трудности могут быть при самом первом знакомстве.
- «Завтрак с героем». Представьте, что у вас есть возможность встретиться с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Решите, с кем бы Вы хотели встретиться за завтраком? Чем Вас привлекает этот человек? С чего бы Вы начали встречу? Какие вопросы Вы бы задали своему герою?
Я бы хотела встретиться с королевой Великобритании, так как это важная и интересная историческая личность, она очень мудрая королева. Хотелось бы поговорить с ней просто о жизни.
- Все мы знаем, что умение слушать – важный аспект коммуникации. Какие виды слушания знаете Вы? Почему это умение так важно для общения?
Умение слушать является важным условием продуктивного общения, понимание чувств, эмоций и смысла слов собеседника положительно влияет на отношению людей друг к другу.
Виды слушания:
· Эмпатическое слушание, когда участник общения уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов.
· Активное - постоянные уточнение правильности понимания информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.
· Пассивное слушание просто слушатьчеловека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать.
Назовите причины появления коммуникативных барьеров.
Трудности в общении могут возникать из-за различий между собеседниками: разного мышления, интеллекта, образования, разных религиозных и политических взглядов. Также каждый видит мир по-своему и это может быть одним из барьеров.
Как сделать речевую коммуникацию успешной?
Для этого нужно быть открытым и коммуникабельным в общении, открыто демонстрировать свои чувства, заинтересованно слушать, реагировать мимикой, уметь определить круг интересов собеседника и также понимать какие темы лучше не затрагивать.
Можно ли программировать деловой контакт и прогнозировать его эффективность? Каким образом? Существуют ли для этого какие-то специальные методики или приемы?
Программировать деловой контакт можно, поставив цель и определив содержание и форму речи, учесть эмоциональную составляющую. При правильном подборе методов ведения переговоров соответствующих личности, можно прогнозировать хороший исход переговоров.
Формализованные методы, основанные на получении количественных результатов вычислений, используются при разрешении хорошо структурированных проблем для оценки вариантов решений, выбора и обоснования оптимального варианта.
Неформализованные методы используются при разрешении сложных слабоструктурированных и неструктурированных проблем для генерирования вариантов решений, их анализа и оценки, выбора и обоснования наилучшего решения.
Ниже представлен список значимых для разных видов общения качеств и даны их определения. Составьте свой список (из представленных) качеств в убывающем порядке. Объясните первые 2-3 позиции (почему именно эти качества вы цените при общении больше всего). Проанализируйте, какие качества из списка у вас лучше всего развиты.
Список качеств, значимых для межличностного и делового общения
Эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они; воспринимать их поступки с их же позиций и в то же время способность сказать другим о своем понимании их поступков.
Доброжелательность - способность не только чувствовать другого, но и выражать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.
Аутентичность - умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
Конкретность - отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях; готовность отвечать однозначно на вопросы.
Инициативность - склонность к деятельной позиции в отношении с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие; способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.
Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую, без всяких «экивоков» и честная демонстрация своего отношения к ним.
Открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир и убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям; умение говорить о своих мыслях и чувствах.
Принятие чувств - отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей; умение не только испытать какие-то чувства в общении с людьми, но и выражать их; готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других, но при этом отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства.
Конфронтация - умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности. В случае несходства мнений - готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.
Самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление для этого воспользоваться помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают его, но при этом умение быть автором самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания.
1. Аутентичность
2. Открытость
3. Непосредственность
4. Инициативность
5. Эмпатия
6. Доброжелательность
7. Конкретность
8. Принятие чувств
9. Самопознание
10. Конфронтация
Аутентичность я ценю больше всего, потому что это первое качество в человека которое мне бы хотелось видеть при знакомстве. Так как благодаря этому качеству сразу можно понять человека. Ещё одно качество благодаря которому можно понять внутренний мир человека это открытость. Мне кажется, что больше всего у меня развито чувство эмпатии и инициативности.






