Лекция 9,10. Музыкальные жанры

Жанр  (франц. Genre - вид, род)В литературе, музыке и в других искусствах сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии - поэма, сонет, баллада; в музыке - опера, симфония, соната. Род произведения в пределах одного какого-то искусства называются французским словом "жанр". В музыке в широком смысле это различные отрасли музыки - опера, симфоническая, балетная, камерная, эстрадная. В узком смысле - разновидности основных отраслей. Например, жанры оперы: комическая (opera buffa), лирическая, серьезная (opera seria), большая. Жанры симфонической музыки: симфония, симфоническая поэма, увертюра. Жанры камерной музыки: романс, квартет, соната и т.д. Кроме того, выделяют жанры, непосредственно связанные с бытом: марш, танец, песня.

Жанры делятся по:

1) количеству исполнителей (кто исполняет?): соло, ансамбль, оркестровые;

2) назначению (где исполняют?): бытовые, концертные, театральные;

3) видам исполнения (как исполняют?): вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные.

Инструментальная музыка предназначена для исполнения отдельными инструментами, ансамблями, оркестрами. Симфоническая - музыка для исполнения симфоническим оркестром.

Вокальная музыка - которую исполняет человеческий голос. Вокальная музыка бывает двух видов два вида: 1) сольная и 2) хоровая. Жанры вокальной сольной музыки: песня, романс (лирическая), баллада - песня повествовательного характера, часто фантастические, исторические образы, контрастные - лирические и драматические темы. Вокализ - вокальное произведение без слов. Часто это этюд, упражнение для развития вокальной техники. Но существуют и концертные вокализы. Хоровые песни очень разнообразны по содержанию: революционные, боевые, гимны, лирические, юмористические и т.д.

Вокально-инструментальные жанры – оратория, кантата.

Музыкально-театральные жанры: опера, оперетта, мюзикл, балет.

         Жанры инструментальной музыки

       Делятся на две группы:

1) произведения малых формминиатюры: прелюдия, этюд, ноктюрн, токката и т.д.

2) произведения крупных форм: симфония, концерт, соната, квартет.

Прелюдия (рге - ludus - перед игрой). Раньше прелюдией называли вступительную часть к фуге. Прелюдии и фуги Баха - двух частный цикл. Обе части равноправны и одинаково важны. По характеру и темпу они немного различаются. Позже прелюдия стала самостоятельным жанром. Польский композитор Ф.Шопен утвердил прелюдию самостоятельным произведением. После Шопена прелюдии пишут многие композиторы. Прелюдии Шопена (24) - во всех мажорных и минорных тональностях. В прелюдиях видно мастерство Шопена – умение в маленькой (порой 8-12 тактовой) миниатюре выразить глубокую мысль. Каждая прелюдия выражает одно настроение.

Элегия (греческ. Elegos - жалоба). Название "элегия" вначале обозначало поэтическое произведение, содержанием которого была именно жалоба на неразделенную любовь. Позднее слово элегия приобрело более широкое значение. Так стали называть поэтические, затем и музыкальные произведения печального, задумчивого характера. Очень популярна элегия Ж.Массне, также и С.Рахманинова.

Этюд (франц. etude - изучение) - упражнение для развития техники музыканта. Жанр этюда возник в начале 19 века, когда расцвела концертная жизнь в Европе. Произведения становились все виртуознее. Поэтому были необходимы упражнения для развития техники игры. Так возникли этюды Черни, Клементи, Мошелеса, Крамера. Каждый этюд рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры октавами, техника двойных терций, трелей и т.д. Существуют этюды для всех музыкальных инструментов. В творчестве Шопена этюд стал глубоко содержательным, настоящим художественным произведением, предназначенным для концертного исполнения. В основе каждого этюда Шопена лежит какой-то технический прием - арпеджио, хроматические пассажи, движение терциями, секстами, мелодия - в левой руке и т.д. Концертные этюды писал и Ф.Лист, С.Рахманинов, а для скрипки - Н.Паганини.

Экспромт (латинский expromtus- готовый, быстрый). В музыке это пьеса, сочиненная сразу без подготовки, импровизационно созданная и затем сразу записанная, без предварительного обдумывания.

Ноктюрн (итальянок. Notturno - ночной). В музыке этот термин появился в 18 веке. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. Состояли они из нескольких частей. В 19 веке сложился совершенно другой ноктюрн - мечтательная, певучая фортепьянная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишины, ночными думами. Впервые лирические ноктюрны стал сочинять ирландский композитор и пианист Джон Фильд. Писали ноктюрны: Чайковский, Григ, Шопен, Лист. Особенно известны ноктюрны Шопена. Они очень разнообразны - то мечтательные, поэтичные, то строгие и скорбные, то бурные и страстные.

Баркарола (итал. Barka - лодка) - песня лодочника. Баркарола возникла в Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. По ним бесшумно скользят лодки - гондолы. В таких лодках и возникли песни лодочников - гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе - мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Баркаролы сочиняли композиторы разных стран - и вокальные и инструментальные: Чайковский, Глинка, Шопен, Рахманинов, Мендельсон, Оффенбах.

Бурлеска (итал. Burlesca - шутка). Музыкальная пьеса шутливого, причудливого, комического характера. Обычно в быстром темпе. Родственна юмореске, каприччио.

Багатель (франц. Bagatelle - безделушка). Небольшая музыкальная пьеса, преимущественно для фортепиано, игривого характера. Впервые название "багатель" встречается в творчестве Куперена. Багатели сочинял и Бетховен, Ладов, Барток.

Серенада - первоначально музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви. Более часто - песня в честь возлюбленной. В 17-18 веках особенное распространение получила инструментальная серенада - род сюиты для небольшого оркестра или ансамбля. В 19 веке сольная вокальная серенада стала одним из жанров камерной музыки, а инструментальная серенада произведением обычного концертного типа для камерных ансамблей, струнного оркестра, существует также сольная инструментальная серенада - лирическая пьеса. Инструментальная серенада, например, Моцарт "Маленькая ночная серенада", состоящая из 4 частей. Для струнного оркестра - Чайковский; для симфонического оркестра -Глазунов.

Пастораль (итал. Pastorale - пастушеский). Инструментальная пьеса или часть циклического произведения программно-изобразительного характера, рисующая жанровые сцены безмятежной сельской жизни, картины природы. Типично плавное, размеренное движение мелодии, воспроизведение особенностей тембрового звучания народных духовых инструментов.

 

Токката (итальянск. Toccare - трогать, касаться). Когда-то так называли всякое произведение для клавишных инструментов - клавесина, органа. А в 19 веке токкатой стали называть инструментальные пьесы быстрого, равномерно-четкого движения. Таковы токкаты Шумана, Прокофьева, Хачатуряна. В характере токкаты написаны и некоторые страницы оркестровой музыки.

Скерцо (итальянск. Scherzo - шутка). Издавна это слово привилось в музыке для обозначения ее характера - живого, веселого, шутливого. Бетховен ввел название "скерцо" для одной части симфонии вместо традиционного ранее менуэта. А в середине 19 века композиторы стали называть так и самостоятельные пьесы, причем не только шутливые, но иногда и драматические.

Баллада (итальянск. Ballare - плясать). Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. В средние века балладами называли песни повествовательного характера. Рассказывалось в них о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах. В 19 веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим жанром. Баллады писали Гете, Гюго, Гейне, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов. Баллада - это повествование. В нем должны присутствовать элементы фантастики. За внешним спокойствием всегда скрыт большой драматизм. Вслед за поэтами к балладе стали обращаться композиторы: "Лесной царь" Шуберта, "Ночной смотр" Глинки - большие вокальные произведения, использующие тексты стихотворных баллад. Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности. Например, в аккомпанементе баллады Шуберта "Лесной царь" явственно слышен ритм стремительной скачки. Далее появились и инструментальные баллады, не связанные со словом. Первым такие баллады стал сочинять Шопен - для фортепиано.

Рапсодия (греческ. Rhapsodia - народная эпическая песнь). Так называли древние греки сказания, которые пели народные певцы - рапсоды, аккомпанируя себе на кифаре или лире. В 19 веке название "рапсодия" пришло в профессиональную европейскую музыку и стало обозначать крупное одночастное произведение для рояля или оркестра, в котором звучат разные народные мелодии. Широко известны венгерские рапсодии Листа, славянские рапсодии Дворжака, испанская рапсодия Равеля.

 

 

Романс - пьеса для голоса с инструментальным сопровождением отражает чувства, переживания человека. Бывают и романсы для инструментального исполнения. Они имеют напевные, кантиленные мелодии широкого дыхания. Обычно лирические, мечтательные, иногда навеяны грустью. Например, романсы Глиэра, Шостаковича - из музыки к кинофильму "Овод", Чайковского, Рахманинова и др.

Каприччио (ит. Caprìccio - каприз, прихоть). Пьеса капризного, изменчивого характера. Каприс - французская форма этого термина.

Интермеццо (ит. Intermezzo - пауза, антракт) - произведение, помещенное между другими более значительными частями циклических произведений. Интермеццо может быть между картинами, действиями опер, балетов - как оркестровый фрагмент. Иногда композиторы дают название "интермеццо" и самостоятельным произведениям.

Интродукция (ит. Introducilo - вступление). В музыкальном произведении означает вступительный раздел (обычно медленный) к главной части произведения. Интродукции могут быть в начале действий, картин опер, балетов.

Симфоническая поэм а. Этот жанр возник в 1854 году, в творчестве Ференца Листа. Это одночастное симфоническое произведение. Форма может быть различная - сонатная, рондо, свободная. Обычно это программное произведение, связано с образами литературы или поэзии. Например, симфонич.-поэма Листа "Орфей", "Tacco", Рихарда Штрауса "Дон Кихот", "Дон Жуан", Я.Сибелиуса "Калевала" и др., Сметана "Влтава". К произведениям такого типа относятся симфоническая картина, увертюра-фантазия (Чайковский "Ромео и Джульетта"), симфоническая фантаз

                                Жанры вокальной музыки

ПЕСНИ рождаются, когда человеку радостно или грустно, когда хочется выразить такие чувства, которым не хватает слов. С незапамятных времен человека на протяжении всей его жизни сопровождали народные песни. Намне известны ни авторы этих песен, ни точное время их сочинения. Народные песни, передаваясь из поколения в поколение, живут и сейчас. Композиторы часто используют их, делая различные обработки – для хора, для солистов, для разных музыкальных инструментов и оркестров. Песни, сочиненные композиторами, называют оригинальными песнями.  Песня – жанр вокальной музыки (ит. voce -голос). Песни обычно исполняют голосом, хотя «пропеть» ее может и музыкальный инструмент. Если песня предназначена для исполнения одним человеком, то такие песни называют сольными. У них обычно есть инструментальное сопровождение – аккомпанемент. Объединяя несколько голосов и голосовых групп, образуются ансамбли и хоры. В зависимости от состава голосов бывают хоры разных видов: женские, мужские, смешанные, детские хоры. Вокальные ансамбли различают по количеству исполнителей: терцет, квартет, секстет и т.д. Вершиной в развитии вокальной музыки является жанр о п е р ы. Характер песни определяется ее содержанием и выбранными композитором средствами музыкальной выразительности, т.е. элементами музыкального языка.

Колыбельные – это первые песни, которые слышит ребенок.Их ласковые,нежные интонации и спокойный, «укачивающий» ритм выражают нежность матери, качающей колыбель.

Гимны – это торжественные, приподнятые песни, объединяющие людей. Существуют гимны государственные, военные, революционные, в честь какого-нибудь события, праздника или героя. Мелодии гимнов обычно выразительны, но просты, чтобы все могли их запомнить. Автортекста и музыки гимна Латвии Dievs, svētī Latviju!   - Карлис Бауманис (Kārlis Baumanis,1835-1905). Dievs, svētī Latviju! является одной из первых оригинальных латышских песен. Ее впервые исполнили на Первом празднике песни(1873), как приветственную песню для участников праздника.  

Есть песни, мелодии которых очень выразительны, напевны. В них красота мелодии порою затмевает слово. Для таких песен (часто медленных, лирических) типична кантилена (ит. – «пение») - певучая мелодия широкого дыхания и длительного развертывания. Плавное соединение нескольких фраз создает ощущение бесконечной мелодии. Среди знаменитых произведений с кантиленной мелодией ария Нормы « Casta diva» («О, богиня») из оперы итальянского композитора Винченцо Беллини «Норма» (ария - сольный номер певца в опере). Широко известны кантиленные произведения на латинский текст католической молитвы «Ave Maria»   (лат. «Радуйся, Мария» - обращение к деве Марии, матери Иисуса Христа). Один из первых образцов этой молитвы принадлежит итальянскому композитору 16 века Джулио Каччини. Не менее известны «Ave Maria» австрийского композитора Франца Шуберта и французского композитора Шарля Гуно (с аккомпанементом прелюдии из «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха). Бывает, что кантиленное пение достигает такой выразительности и красоты, что слова отступают на второй план, а то и вовсе исчезают. Недаром говорят, что музыка начинается там, где кончаются слова. Образец такой кантилены – «Вокализ» Сергея Рахманинова. (В о к а л и з - (от лат. voceголос) - это упражнение для голоса для развития вокальной (певческой) техники без текста, на любую гласную или слог. Образцами кантилены также считаются многие народные народные песни и лирические романсы. 

Романс – камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением. В старину романсами называли песни на романском (т.е. испанском) языке, которые исполняли под аккомпанемент гитары, лютни или клавесина. В музыке XIX века романс стал любимым музыкальным жанром. Крупнейшие мастера песни-романса 19 века - Ф. Шуберт, Михаил Глинка и др.

Есть мелодии, которые немного напоминают речь человека – спокойную и уравновешенную либо взволнованную и прерывистую. В таких мелодиях много повторов одинаковых звуков или много скачков – т.е. в мелодии выделены речевые интонации. Мелодии такого типа называются речитативными (от ит. слова recitareчитать вслух, рассказывать) или декламационными (от слова декламация выразительное чтение, произношение). Большим мастером речитатива был русские композиторы 19 века М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский

Марши

Французское слово marchе переводится как «ходьба», «дви­жение».

Характерные признаки марша:

1. Размер 44 , наиболее удобный для ходьбы.

2. Чёткое деление мелодии на равные отрезки по 8 тактов или по 4. Такое строение называется квадратным.

3. Трехчастная форма.

4. Простая и чёткая фактура аккомпанемента, отбива­ющего каждую четверть и акцентирующего сильные доли.

5. Характерная ритмическая фигура, как бы подталки­вающая движение музыки. Такой ритм называется пунктирным.

6. Особый тип интонаций с акцентами на устойчивых звуках. Такие интонации называются фанфарными.

  Фанфара старинный сигнальный духовой инструмент, разновидность трубы. Может извлекать только звуки натурального звукоряда (натурального звукоряд  составляют основной звук и его обертоны – призвуки). Обертоны образуются в результате вибрации и следуют друг за другом в четком порядке - ч8, ч5, ч4, б3, б3, м3, б2 и т.д. В натуральном звукоряде основное место занимают ходы по трезвучию. В верхнем регистре в натуральный звукоряд добавляются соседние звуки, но большинство из них звучит фальшиво, чище звучат ступени трезвучия. Эти ступени использовались в военных сигналах, которые обладают музыкальной интонацией, которая выражает бодрость духа, энергию, решительность, характерные для военной музыки.До середины XIX века не только фанфара, но и все медные инструменты были натуральными, то есть могли извлекать только звуки натурального звукоряда. Для военных маршей этого хватало. А вот тромбоны использовались не только в армии, но и в церкви, так как у них уже был свой особый механизм - кулиса - для извлечения диезов и бемолей. Для симфонической музыки было мало одних трезвучий. И тогда по заказу композиторов изобрели пистоны и вентили – трубочки с клапанами на конце, при нажатии на которые перекрывается часть трубки инструмента и изменяется его основной строй. Трех вентилей хватает, чтобы заполнить «дырки» натурального звукоряда.

  Виды марша:

  Вид марша Назначение марша
1 Походные Сопровождают военные походы
2 Церемониальные Сопровождают торжествен­ные церемонии - военные парады, различные праздники
3 Траурные Сопровождают траурные шествия
4 Сказочные Используются для создания сказочных, волшебных образов
5 Комические Используются для создания комических, шутливых образов
6 Детские (кукольные) Используются для создания детских или кукольных образов

1. Походные марши  отличает

ü темп быстрого шага,

ü бодрая энергичная и

ü простая мелодия. Она должна легко запоминаться и не отвлекать от ходьбы.

Например, мелодия старинного русского Марша Преображенского полка. Этот марш появился в эпоху Петра I, т.е. в начале 18 века. Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды»:

В этой мелодии ярко звучит мажорный лад, характерный для военных маршей. Он используется, чтобы создать бодрый, энергичный характер мызыки. Но бывают и минорные походные марши, например марш «Прощание славянки», который написал   Василий Агапкин в 1912 году. В то время шла война между Турцией и славянскими странами. Славянские женщины провожали своих близких на фронт. Этим женщинам и посвящен марш. Отсюда его задушевная, лирическая, немного грустная минорная мелодия. Но несмотря на лиричность, в этой музыке сохранены все черты походного марша:

            

Вторая тема звучит у низких инструментов – баритонов, она более мужественная и волевая.

2. Церемониальные марши появились в 18 веке. Они отличаются от походных маршей

ü более медленным темпом,

ü более сложной мелодией,

ü более разнообразным ритмом, в котором могут встречаться синкопы.

Например,   Марш итальянского композитора 19 века Джузеппе Верди из оперы «Аида». Этот марш в опере звучит во время победного шествия египетского войска, а также его часто исполняют по торжественным случаям:

Очень известен Свадебный марш немецкого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди из музыки для комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»:

3. Траурные марши отличают

ü медленный темп

ü минорный лад

ü печальный, скорбный характер музыки

Эти маршивозникли позже других. Долгое время похоронные церемонии совершались только в церкви, под специальную траурную церковную музыку. Первые траурные марши появились в 18 веке, в эпоху великой Французской революции, когда Франция с почестями хоронила своих героев.

Самый известный траурный марш сочинил польский композитор 19 века Фредерик Шопен. Музыка этого марша не была написана для траурных шествий – это третья часть Второй фортепианной сонаты Шопена. Впервые этот марш прозвучал в исполнении духового оркестра на похоронах самого композитора и с тех пор стал самым популярным траурным маршем:            

Некоторые марши не предназначены для для сопровождения ходьбы. Это просто музыкальные пьесы, написанные в характере марша. В них сохраняются основные признаки марша, но есть и другие особенности.

Сказочные марши

Иногда композиторы используют жанр марша для созда­ния сказочных образов. В музыке сказочного марша долж­но быть много неожиданного, волшебного. Но при этом со­храняются черты марша. Например, Марш Черномора из опе­ры М. Глинки «Руслан и Людмила». Черномор - злой карлик из сказки Александра Сергее­вича Пушкина «Руслан и Людмила», на сюжет которой на­писана опера. Вся волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Когда начинается марш, на сцене слуги Черномо­ра несут его длинную бороду. Потом наконец показывается и он сам.

В основной теме этого марша Глинка применяет необыч­ный, причудливый лад, не похожий ни на мажор, ни на ми­нор

5. Комические марши - это марши-шутки. Любая шутка строится на забавных нелепостях, смешных несоответствиях. Например, Марш Сергея Прокофьева из сборника для фортепиано «Детская музыка»:

6. Детские (кукольные) марши. В них все, как в настоящем военном марше, но только маленькое, игрушечное. А уменьшение получается из-за высокого регистра без басов. Например, Марш деревянных солдатиков из «Детского альбома» для фортепиано Петра Ильича Чайковского:         

Очень известен Марш П.И. Чайковского из балета Щелкунчик. Балет Щелкунчик – это рождественская сказка в танце. В основе ее сюжета лежит сказка немецкого писателя Гофмана о смелом Щелкунчике (игрушке в виде щипцов для колки орехов). Так же как в сказке, в балете переплетаются мир детских фантазий и реальная жизнь: оживают куклы, оловянные солдатики и другие игрушки.

          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: