Понятие «эстрада» содержит в себе обозначение основного свойства изучаемого искусства. «Эстрада» в переводе с латинского - это настил, помост, пол; это открытая концертная площадка, приподнятая над землей, над рядами кресел в зале (в отличие от сцены, которая открыта с трёх сторон и в переводе означает - шатёр, палатка). Открытая площадка предполагает открытость искусства, где сами исполнители могут видеть и слышать публику, вступать с ней в непосредственный контакт, занимать максимально доверительную открытую позицию. Эти качества присутствуют на всех этапах развития искусства эстрады: от древних празднеств, шествий, карнавалов, скоморошества, ярмарочных представлений до современных концертов эстрадных представлений и шоу-программ. Эстрада как жанр относится к легко воспринимаемым или «легким жанрам», как, например, оперетта, мюзикл, рок-опера.
Эстрадное искусство включает в себя и комедийный жанр: бурлеск (шутка, гротеск, пародия), варьете (танцы на основе канкана), разговорные сценки, песенки и лирику, патетику и драматизм, ибо открытость эстрадного искусства обосновывает широту его жанровой палитры. К эстрадному жанру также относятся многие музыкально - поэтические композиции, любовная лирика (предполагающая большую степень доверительности), большинство русских городских романсов, французский шансон и неаполитанские песенки, куплеты, бурлески, куплетный номера.
|
|
Особенности эстрадного жанра.
1. Демократичность, доступность всем или многим (многим возрастам, профессиям) - «легкий жанр».
2. Наличие импровизационности, то есть ориентации на конкретную обстановку, состав аудитории, общественное настроение.
3. Лаконизм формы эстрадных номеров, средств их воплощения и художественного оформления. Произведения малых форм наиболее предпочтительны на эстраде: музыкальные миниатюры, песня, куплеты - это произведения, окрашенные одним чувством, настроением, переживанием - краткие, концентрированные, завершённые, яркие номера.
4. Праздничность, оригинальность и разнообразие, так как «эстрада» - это искусство праздничного досуга. Броскость, необычность, новизна исполнительских приемов, неожиданность сюжетных поворотов, эксцентрика - всё это характеризует эстрадные номера.
5. Слияние нескольких исполнительских жанров: пения, слова, движения, мимики, игры на музыкальных инструментах и других. Эстрадный актер должен владеть многими профессиональными навыками.
6. Оптимистичность, присущая юности, современность (в ритмах, темах) и злободневность - живой отклик у молодежи.
Концертное творчество.
Концертное творчество тесно примыкает, а иногда и сливается, с эстрадным творчеством. Так же как эстрада, оно адресовано широкому кругу слушателей и зрителей.
|
|
До второй половины 18 века в России распространена была форма закрытого концерта, связанного с придворным и аристократическим бытом и рассчитанная на небольшой круг приглашенных лиц. Вторая половина 18 - начала 19 веков - коммерческие (платные) концерты положили начало ориентации слушателей на совместное творческое восприятие. Концерты были рассчитаны на довольно широкую, прилично одетую, состоятельную
городскую аудиторию. Концерты популярны и в европейских странах: 17 век – Англия, 18 – Франция, 40е годы 18 века – Россия. 19 век – расцвет не только концертов серьезной музыкой музыки, но и упорядоченные формы развлекательных направлений. Англия - родина первых развлекательных эстрадных концертных программ, которые проходили в салонах театров, мюзик-холлов (музыкальных залов при гостиницах). Франция – вторая половина 19 века – кафешантаны, театры - варьете (знаменитый Мулен Руж). Россия – Павловск, Сестрорецкий Курорт, концертные залы "на воксале".
На рубеже 19 – 20х веков эстрадное направление развивалось по трём руслам:
1. Концертная деятельность филармонического плана
(серьезные музыкальные жанры и литература).
2. Дивертисментная эстрада - сборные концерты из произведений «легкого жанра» (часто после какого-либо спектакля или в дополнение к нему).
3. Шантаны – эстрадные представления в условиях ресторана – «кафешантаны» - романсы, эстрадные миниатюры, куплеты и т. п.
Концертная программа – это объединение художественных произведений малых форм в единое целое для удобства восприятия.
Отличительной чертой концертного номера является локальность его содержания, то есть - каждый концертный номер воздействует на аудиторию какой - то одной темой, одним событием, вызывая одну главную эмоцию.
Разнообразие впечатлений достигается контрастностью подобранных номеров.
Различны способы соединения концертных номеров в единое целое:
1. В филармонических концертных программах, состоящих из номеров серьезного жанра, произведения могут размещаться:
а) по признаку тематического единства или контраста (например, номера, посвященные каким-либо общественным событиям);
б) по хронологическому признаку (временной фактор), если посвящены, к примеру, творчеству одного композитора.
2. В сборных концертах – подчеркивается отсутствие взаимосвязи между номерами, замкнутость, целостность и завершенность каждого номера. Например, такие концерты, как: «В рабочий полдень», «По заявкам слушателей»; объединенные одной тематикой, одним событием: «Международный женский день 8 марта», «Новогодний концерт» и др.
Филармонические концертные жанры требует при объединении номеров в программу максимального соблюдение автономии номера.
Ведущий концерта использует строгие способы информации о каждом следующем произведении (задача создания нового целостного произведения в концерте не ставится).
Эстрадная программа.
В эстрадных жанрах в результате соединения различных произведений малых форм часто возникает нечто новое.
Эстрадные концерты призваны помочь людям отдохнуть, разрядится, получить хорошее настроение, удовольствие от увиденного и услышанного, развлечься, не затрачивая чрезмерных усилий на восприятие. Отсюда и особая структура программы, отвечающая потребности зрителя в ярком, действенном, разнообразном зрелище. В программе эстрадного концерта должны быть найдены так называемые «формулы перехода» (эмоционально – смысловые) от одного номера к другому. Такую перестройку зачастую осуществляет импровизационное общение с публикой конферансье.
|
|
В задачи конферансье, а это не обязательно один человек, также входит:
1) создание психологически положительной установки на восприятие зрелища;
2) создание установки на жанр исполняемого материала;
3) создание установки на личность исполнителя, уровень его (их) мастерства;
4) создание установки на способ общения исполнителя (исполнителей) с публикой.