История садово-паркового искусства Древней Греции

Лекция 3. Садово-парковое искусство античного периода в Греции и Риме.

Продолжительность 2 час.

План

История садово-паркового искусстваДревней Греции.

История содово-паркового искусства Древнего Рима. Виллы.

 

История садово-паркового искусства Древней Греции.

 

Историю древнегреческой художественной культуры принято делить на четыре эпохи: древнейшую ("гомеровскую") до конца VIII в. до н. э.; архаическую (VII - VI вв. до н. э.); классическую (V-IV вв. до н. э.); эллинистическую (III - I вв. до н. э.). Древняя Греция характеризовалась средиземноморским климатом, благоприятствовавшим скотоводству и земледелию, и сильно пересеченным рельефом без широких речных долин. От стран Востока по природным условиям Греция отличалась низким плодородием почв, небогатой флорой и фауной.

Природные особенности обусловили появление и развитие ряда оригинальных архитектурных сооружений: открытых театров на склонах холмов, укрепленных и доминирующих над местностью акрополей.

Формирование греческой рабовладельческой республики закончилось еще в архаический период. Это была самая прогрессивная форма государственности того времени. Формирование рабовладельческого государства сопровождалось развитием общественных учреждений для свободного населения. Большое внимание уделялось физическому воспитанию молодежи; появились общественные сады. В классический период наблюдался пышный расцвет садово-паркового искусства.

 

Один из первых типов общественных садов - священные рощи героев, посаженные в честь основателей городов и других выдающихся людей, которым поклонялись как богам. Места эти называли героонами.

Герооны – святилища, посвященные обожествленным героям. Имели, по сравнению с храмами обратную ориентацию, так как вход был обращен на запад, в «царство теней».

Культ героев вызвал к жизни ежегодные состязания (агоны), проводимые в день, посвященный памяти героев. Крупнейшие состязания, однако, были посвящены не героям, а богам, например олимпийские игры, которые проводили в живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос. Игры происходили в священных рощах, где для состязаний колесниц устраивали ипподромы, окруженные рядами высоких деревьев. Для насаждений в святилищах выбирали особенно красивые декоративные сорта деревьев, чаще всего местные: платан, черный тополь, кипарис, ольху, мирту и лавр, или необычную для Греции пальму. Известны также святилища, украшенные плодовыми деревьями.

По представлению эллинов местопребыванием их богов служили не только определенные стихии (море, облака), боги избирали также места и на земле. Это были вершины гор (например, гора Олимп на границе Фессалии и Македонии) и возвышенностей, ущелья и гроты, долины, леса, рощи, а иногда отдельные деревья. В таких местах возникало постоянное почитание божеств. Появлялись святилища, ставились статуи, воздвигались алтари для жертвоприношений. В древнейшее время идолы иногда хранились в дуплах деревьев или под сенью их ветвей. Известно, например, что статуя Артемиды Эфесской стояла под буковым деревом, а в Орхомене изваяние Артемиды хранилось в дупле большого кедра еще во времена Павсания, т. е. во II веке н. э. Затем статуи стали защищать от непогоды навесом; появились и боковые ограждения — возникли своего рода часовни; еще позднее появились храмы.

 

Примером простейшего святилища, наполовину природного, наполовину сооруженного человеком, является грот Аполлона у склона горы Кинф на острове Делосе.

Делос.  Согласно мифам древней Греции, плавающий остров появился в результате того, что Посейдон захватил комок земли с морского дна. Здесь нашла свое пристанище возлюбленная самого Зевса — Лето, которая родила на острове Аполлона и Артемиду. Остров был своеобразной сокровищницей Афин, здесь проходили всевозможные празднования и велась богатая культурная жизнь. На острове издавна находился храм Аполлона, что послужило толчком к созданию амфиктионий из соседних островов (в данном случае — Киклады) в течение VIII века до н. э. — союза, охватившего весь ионийский мир от Афин и Эвбеи до малоазийской Ионии. В VI веке до н. э. сильнейшие морские державы соперничали из-за первенства в амфиктионии, так как это первенство равнялось первенству на море. Соседние островитяне собирались на священный остров с жёнами и детьми и совершали в честь Аполлона гимнастические и музыкальные состязания с участием хоров, посылавшихся городами.

 Особенным великолепием отличалась афинская феория, начальство над которой принадлежало к числу богатых граждан. Феория отправлялась не только к пентерическому празднику, а ежегодно; для переезда её на Делос (Дилос) всегда употреблялся один и тот же старинный, но, конечно, по мере надобности подновляемый корабль, по преданию, тот самый, на котором Тесей ездил на Крит для убиения Минотав-ра.

Вообще воспоминание об этом путешествии играло видную роль во время праздника; в числе священных плясок представлялось блуждание Тесея в лабиринте. Время от отправления священного корабля на Дилос до возвращения (иногда задерживавшегося противными ветрами) считалось священным, и в течение его не могли приводиться в исполнение смертные приговоры над преступниками.

На священном острове находятся три храма Аполлона: большой делосский дорический храм(III—IV век до н. э.), единственный периптер на Дилосе; храм афинян (425—420 гг. до н. э.); «Туфовый дом» (VI век до н. э.). Перед ними находится древний и самый почитаемый алтарь (Кератон), сделанный из рога самим Аполлоном. У священного озера находится львиная терраса (конец VII века до н. э.), посвящённая Аполлону, дар жителей о. Наксоса. Первоначально было от девяти до двенадцати сидящих, рычащих мраморных львов-охранников вдоль Священной дороги; один вставлен над главными воротами в венецианском Арсенале. Львы создают монументальный проход, похожий на египетские проходы к священным местам, охраняемые по бокам сфинксами. На сегодняшний день сохранилось семь таких львов. Львиная терраса вела от древнего порта в бухте Скардана к северному входу в святилище.

Грот Аполлона - это расщелина между скал, перекрытая двумя рядами наклоненных каменных плит, образующих подобие свода. Однако самый тип храма, как уже указывалось, родился из жилища, и на первом этапе своего развития храмы повторяли характерные черты главного помещения богатого жилого дома предшествующей эпохи — мегарона. Иногда для храма использовалось и подлинное жилище, например прежнее жилище вождя, домашний очаг которого служил теперь для жертвоприношений. Поэтому в ранних храмах алтарь (над ним устраивалось отверстие в крыше) находился внутри помещения, что говорит о сохранении древней традиции домашнего культа. В помещении храма, которое стало называться целлой, помещалось и изваяние божества. Самый храм стал рассматриваться как жилище божества, статуя которого в нем находилась. Святилище стали обносить оградой. Так возник теменос — священный участок, вход на который в архаическую эпоху стали выделять пропилеями (тип торжественного входа, обычно строившийся при входе в святилище). Начиная с VIII века до н. э. стало расширяться строительство храмов, особенно с приобретением религией государственного характера, с чем было связано распространение и ряда новых культов, особенно культа Аполлона, покровителя многих городских общин.

Среди многочисленных святилищ, возникших в различных местностях за пределами городов, выделились некоторые, почитаемые не только населением ближайших территорий, но всеми греческими племенами и полисами; эти святилища, называемые всеэллинскими, приобрели совершенно особое положение. Не выполняя непосредственных политических функций, такие религиозные центры, как Дельфы, Олимпия или Делос, пользовались исключительно большим влиянием. Они во многом способствовали укреплению общности всего населения эллинского мира. Они поддерживали сознание общего происхождения эллинских племен, единства обычаев и религиозных представлений. На поклонение в святилища, а часто для того, чтобы испросить совета почитаемого оракула, греки совершали далекие и трудные путешествия. Во многих центрах периодически проводились празднества, сопровождавшиеся легкоатлетическими и музыкальными соревнованиями, участвовать в которых, а тем более выйти победителем, считалось большой честью. Соревнования проводились в Дельфах, Коринфе, Немее, но наибольшую известность получили проводившиеся раз в четыре года олимпийские игры, по которым греки даже вели свое летосчисление. Во многих случаях всеэллинские святилища предотвращали военные столкновения между отдельными полисами. В общеэллинские святилища стекались поистине неисчислимые сокровища, их храмы украшались с особенным великолепием, а теменосы застраивались стоями, сокровищницами различных городов.

Другой тип древнегреческого святилища - нимфея. Центром композиции нимфеи в Итакской роще был художественно обработанный водоем, в который с высокой скалы низвергались воды источника. Вокруг водоема по кругу росла влаголюбивая черная ольха. На вершине скалы был помещен алтарь, на котором приносили жертвы нимфам. Позже в Риме и еще более в эпоху Ренессанса композиция нимфеи получила широкое распространение как излюбленный парковый мотив: тенистый грот с водяными устройствами в окружении растительности.

В X-VI вв. до н. э. сложился тип священной рощи в виде парка, украшенного малыми архитектурными формами и спланированного по определенной системе. Садовое искусство древнейшей эпохи еще являлось частью религиозного культа или имело утилитарно-хозяйственное значение. В классическую эпоху намечается отделение общественного парка, не связанного с религиозным культом, от священной рощи. Этот процесс можно проследить в связи с историей развития знаменитого афинского парка у героона Академа в Элевзисе. Парк постепенно превратился в образцовую школу для молодежи. При Кимоне в 460 г. до н. э. сад Академии был обводнен, засажен тенистыми деревьями, обрамлявшими прямые аллеи для конных и пеших прогулок. Спустя полвека знаменитый философ Платон (427-347 гг. до н. э.) под сенью деревьев поучал своих учеников. Среди учеников выделялся Аристотель, впоследствии гениальный ученый древности. На склоне лет Аристотель назначил преемника - своего лучшего ученика Тиртама, которого называли Феофрастом (божественным оратором).

Судя по дошедшим до нас данным о гимнасиях в Дельфах и Пергаме, общественные сады Эллады имели прямолинейные дорожки и аллеи. Палестры, первоначально просто огороженные участки для занятий борьбой, легкой атлетикой и прочим, которые затем были окружены стоями (т.е. крытыми портиками); в классическую эпоху такая схема легла в основу планировки гимнасиев (как тип сооружений они появились еще в архаике), включавших помимо окруженного портиками двора санитарно-гигиенические устройства и помещения для занятий музыкой и литературой, которые входили в систему древнегреческого образования. Они были размещены на террасах. Сооружения для занятий спортом (ксистосы), плавательные бассейны, алтари, храмы были окружены рощицами, в которых росли пальмы, платаны, оливковые, фисташковые и другие деревья. Среди рощ, на аллеях возвышались статуи, вазы, били фонтаны. По традиции, унаследованной от героонов, в общественных парках, начиная с конца V в. до н. э., хоронили наиболее почитаемых граждан и учителей гимнасий.

Начало озеленительных работ относится ко времени Кимона, когда греки восстанавливали свои города после нашествия персов. Общественные городские площади небольших размеров - агоры - были обсажены платанами; на них устраивали небольшие общественные сады, украшенные по периметру колоннадами. Жители древней Эллады предпочитали небольшие сады, о чем можно судить, по описанным в "Одиссее", саду Алкиноя и Лаэрта или священной роще нимф в Итаке. В Греции была создана своеобразная мифология, тесно связанная с прекрасной и тогда еще почти не измененной человеком природой. В легендах и поэтических сказаниях часто упоминаются цветы, что свидетельствует о большой любви к ним. Жители Эллады любили гвоздику. Феофраст называл ее "божественным цветком". По преданиям, гвоздика выросла из глаз пастушка, вырванных богиней охоты Артемидой за то, что он игрой на свирели разогнал всю дичь. Любопытных, осмеливавшихся подсматривать за богиней любви Афродитой во время купания, Зевс обращал в "анютины глазки". Белая лилия возникла из капли молока матери богов - Геры и т. д.

 Расцвет садово-паркового искусства приходится на эпоху эллинизма. В центре Александрии, четвертую часть которой занимали зеленые насаждения, находился парк, называемый Папейон. Парк украшал искусственный холм, к вершине которого вели дорожки, обвивавшие его по спирали. С этого холма открывался чудесный вид на весь город.

Наиболее распространенным украшением сада были гроты и крытые дорожки - перголы, обвитые плющом и другими вьющимися растениями. Возрос спрос на скульптуру, специально приспособленную к фону зелени или гротам. Водоемы украшали фонтаны в виде статуй. Эллинистический сад, утративший свое общественно-воспитательное значение, превратился главным образом в место для развлечений и отдыха.

В эллинистический период разнообразие архитектурных сооружений городов и священных комплексов значительно увеличивается. На территории Малой Азии к последним десятилетиям V в. до н. э. (по другим источникам — к началу IV в. до н. э.) относится надгробный монумент в Ксанфе (Ликия), широко известный под наименованием Памятника нереид. Это мраморный ионический периптер с четырьмя колоннами на торцовых сторонах и шестью — на боковых, поднятый на высокий глухой прямоугольный цоколь, или подий. Его длина 10,3 м, ширина 6,86 м. Все четыре стороны цокольной части украшались двумя рельефными фризами. Свободно расставленные стройные ионические колонны обрамляли небольшую целлу. Они увенчаны капителями с большими волютами. Антаблемент состоял из двух частей: архитрава и карниза с сильно выдававшимися зубчиками. Богатство скульптурного декора завершали статуи, расставленные в интерколумниях, изображавшие морских богинь — нереид. Их фигуры как бы грациозно скользят над поверхностью моря. Скульптор подчеркивает этот бег над волнами, помещая под ногами нереид птиц или больших рыб. Легкие ткани плотно прилегают к их телу, складки драпировок развеваются позади богинь, придавая стремительность их движению.

 

Памятник нереид — одно из самых своеобразных произведений ионической архитектуры. В нем сочетались элементы чисто эллинского творчества с особенностями, типичными для зодчества Малой Азии (Ликии). К первым, эллинским элементам следует отнести храмик ионического ордера с двухчастным антаблементом. Типично малоазийским следует признать основной замысел погребального сооружения в виде двухъярусной постройки и исключительное богатство декоративной отделки и скульптур, которые покрывают даже такие части, как архитрав.

 

Заключение. Архитектура античной Греции оказывает воздействие на развитие мировой архитектуры уже более двух тысяч лет. Такой жизненной силой она обязана соединению в выдающихся архитектурных произведениях основных необходимых качеств: утилитарности, прочности, красоты и выразительности художественного образа. Античная Греция дала миру много новых типов общественных сооружений: театров, одеонов, ипподромов, стадионов, палестр, гимнасиев, лесх, портиков и стой. Приемы композиции, разработанные древними греками, не потеряли своего значения и для современной архитектуры. Древней Греции последующие поколения обязаны рождением и развитием нового типа сада — общественного. Он был или городским, или специальным при гимнасии. Композиция садов Древней Греции – регулярная, с мастерским учетом и подбором красивого ландшафтного оформления. Классическим примером гармонии величественного комплекса и рельефа является афинский Акрополь.

Характерные особенности садово-паркового строительства в Древней Греции: использование горной местности для устройства террас, создание искусственных бассейнов, фонтанов, применение архитектурных форм и скульптуры, цветов в парках. Гармонический переход от интерьера к экстерьеру зодчие создавали с помощью портиков и колоннад.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: