Что думает об авангарде В.Фомин

Георгий Победоносец

«Меня вели. Судьба подбрасывала тайные знаки, словно подсказывала. Многие вещи в жизни я делал интуитивно, вопреки или невзирая. Упорно, терпеливо, шаг за шагом двигаясь в единственно верном направлении - в направлении самого себя. Найти себя и быть самим собой, свободным художником, создавать великую красоту - было моим единственным страстным желанием».

В.Фомин

Свое первое художественное выставочное произведение В.Фомин создал, учась в пятом или шестом классе (сейчас уже точно не помнит). Отец работал в научно-исследовательском институте, и там по случаю какого-то праздника организовали выставку детских рисунков. Все дети как дети, а Вова отличился: только ему пришло в голову нарисовать… икону. «Не мог бы ты, сынок», - попросил коммунист Николай Михайлович, - «нарисовать что-нибудь другое?». Не мог бы. Володя был  необычный мальчик. Он мог часами лепить из пластилина и рисовать. Икону «Георгий Победоносец» Володя увидел в книге об искусстве из домашней библиотеки, она ему очень понравилась. Икона получилась красивая, а чтоб совсем по-настоящему, Вова украсил ее «золотинкой», фольгой от конфетного фантика.

Тайком от родителей мальчик ходил в церковь на Красноармейской улице (семья жила в Томске), разглядывая лики святых. А они, наверное, присматривались к нему. В.Фомин не раз говорил, что его по жизни вели некие великие силы: «Часто, стоя в церкви перед иконами, я чувствовал как будто теплое прикосновение невидимой ладони к голове… Наверное, Боги меня ласкали».

В молодости Владимир много ездил по Средней полосе России, по красивейшим старинным городам и храмам, монастырям. Изучал иконографию, читал об известных русских иконописцах, интересовался техникой иконописи, особенностями и секретами иконописного ремесла.

Ни одно полученное знание не пропадает просто так. «Как пишется икона? Сначала грунтуется доска. Затем припорошка: на доску накладывается лист бумаги с рисунком, по контуру пробиты дырочки, через них набивается порошок. Потом мастер золотит листовым червонным золотом венцы, фон и начинает работать красками. Прописывается пейзаж - ризы, палаты, деревья, скалы, а после - фигуры и лики. Для бликов берется твореное золото», - рассказывает Владимир. В этом подробном и неторопливом рассказе отражается стиль работы теперь уже признанного, известного мастера Фомина. Изо дня в день, с раннего утра до позднего вечера вдумчиво, продуманно и терпеливо работает художник. «А куда торопиться? Я же хочу написать красивую картину, проделанную, а не халтуру какую-нибудь. Когда я пишу картину, думаю не о деньгах, которые мне за нее заплатят, а о том, чтобы сделать настоящее произведение искусства». Это нравственный критерий его творчества.

Переехав в Карелию, художник первым делом побывал в ближайших монастырях и храмах, прежде всего на острове Кижи (он даже жил там некоторое время и посвятил знаменитому острову на Онежском озере серию картин «Кижская»), на Валааме, через несколько лет - в монастыре Александра Свирского. Создавая серию «Духовная», В.Фомин не придерживался строгих правил, свободно используя традиционные иконографические схемы. Самый характерный пример такой интерпретации - неоднократно повторяющиеся образы Троицы, Михаила Архангела и Александра Свирского.

… А в 1992 году в пустой квартире стояли только две раскладушки, оставшиеся от предыдущего хозяина, но самое главное – было необъяснимое, интуитивное, но отчетливое понимание, что вот именно здесь, в Карелии начинается что-то важное. И беспредельное, непреодолимое желание создать по-настоящему красивые картины.

 

Знаки судьбы

Этой ярмарки краски, разноцветные пляски,
Деревянные качели, расписные карусели.
Звуки шарманки, гаданье цыганки,
Медовый пряник да воздушный шарик.

«Разноцветные ярмарки».

Слова Р.Улицкого, музыка Я.Лацковского

 

Окончив среднюю школу, Владимир долго искал себя. Днем работал грузчиком-экспедитором, художником-оформителем на заводе, а по вечерам учился в художественной школе. И все время думал: как жить дальше - обычной человеческой жизнью (семья-дети-работа-дача-машина), как жили его родители, или выбрать иной путь? Решение стать свободным художником, целиком и полностью посвятить себя творчеству пришло не сразу и далось непросто.

… Он думал: иноки – они инакие, иные. Святые – они иные. Юродивые – иные…

Владимир поступил в Красносельское художественное училище обработки металла. Помимо домашних заданий по рисунку, композиции, живописи он сам себе давал дополнительные «сверхурочные» задания. Писал этюды, натюрморты. В Красном Селе весна, по сравнению с Сибирью, наступает рано. Воздух свежий, чистый, вкусный, хоть ложкой ешь. В апреле-мае уже так тепло, что можно загорать. Володя выносил этюдник во двор частного дома, в котором они с товарищем снимали квартиру, и почти все свободное время посвящал пейзажам. Дом стоял на возвышенности, цвела сирень, и вид на Волгу прекрасный.

В библиотеке при училище было много книг по искусству. Владимир изучал историю искусств, читал биографии великих живописцев. Его интересовало творчество Михаила Ларионова, Нико Пиросмани, Марка Шагала, Василия Кандинского, Павла Филонова, Казимира Малевича, Ван Гога, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и других выдающихся мастеров, но особенно нравился Анри Руссо.

После второго курса Владимир поехал на каникулы домой. Поезд остановился на станции Тайга. Дальше надо было добираться до Томска на электричке. Он зашел в здание вокзала и первое, что увидел, - киоск, в котором продавались газеты, журналы и всякие сопутствующие дорожные товары. Прямо на него с обложки журнала смотрел… Анри Руссо!  Это была подсказка номер один, как потом догадался Фомин. Он купил журнал. В нем были опубликованы графические работы венгерского художника, фамилию которого Володя не запомнил. А вот графика произвела впечатление. Это была подсказка номер два.

После каникул в училище по традиции давалось задание по рисунку на свободную тему. Володя нарисовал черной тушью «Ярмарку» (тырмарку, как говорила Володина мама Галина Владимировна), использовав некоторые декоративные элементы, которые подсмотрел у венгерского художника. За работу преподаватель поставил Фомину пятерку, но сказал: «Ты это у кого-то содрал». Володя «Ярмарку» не стырил. Он ее придумал сам. Много путешествуя по Золотому кольцу (Ярославль, Ростов Великий, Суздаль, Переславль-Залесский), однажды в Костроме увидел торговые ряды в виде арок. Под впечатлением от этого образа-воспоминания выстроил композицию «Ярмарки», которая стала его первой «лубочной» работой. Позже он дважды повторил ее в цвете, маслом на холсте (одну картину приобрели в частную коллекцию в России, другую в Финляндии).

 




Иматранский водопад

В 1917 году идейный вдохновитель русского авангарда, абстракционист и теоретик модернизма Василий Кандинский после свадьбы отправился c женой Ниной в Финляндию, в живописное местечко Иматра, известное своим красивым водопадом…

В Париже, в Центре Жоржа Помпиду хранится коллекция русского лубка из собрания Кандинского. Он вошел в крестьянскую избу - и пространство вокруг раздвинулось. Там все вокруг было расписано, кругом лубок. Не как у нас, в Карелии - ну, прялка расписная, ну, печка. Там все расписано было! Стены, потолок. Художник был азартным коллекционером «народных картинок» и активно использовал их в раннем творчестве, а также в качестве примера искусства «без перегородок» и своеобразной эмблемы русского «альтернативного» творчества. На выставке группы «Синий всадник» в 1912 г. в Мюнхене «мужицкие лубки» представляли «элемент чисто и вечно художественного», универсальность которого Кандинский отстаивал в книге «О духовном в искусстве», ставшей первым теоретическим обоснованием абстракционизма - искусства, не зависящего от наблюдений за предметами реального мира. Эти несколько листов открыли историю выставок русского лубка и смежных с ним жанров искусства, организованных художниками русского авангарда.

В 2008 году в Париже проходила персональная выставка Владимира Фомина, и, конечно же, он посетил Национальный музей современного искусства, но, к сожалению, ему не довелось увидеть произведения одного из основоположников мирового абстракционизма. Ретроспективная выставка Кандинского состоялась в Центре Помпиду на следующий год. Однако «встреча» двух мастеров, на творчество которых в определенный период повлиял русский лубок, все же произошла, причем на десять лет раньше.

В 1998-м в Финляндии на вилле мецената Матти Вехвиляйнена «Нурмината» проходила четвертая персональная выставка В.Фомина. Хозяин виллы пригласил Владимира посетить выставку картин Кандинского, вписавшего одну из ярких страниц в историю русско-финских культурных связей. Предки Василия Кандинского по отцовской линии принадлежали к финно-угорскому народу манси. Он был знаком с финно-угорской мифологией, прекрасно знал эпическую поэму Элиаса Леннрота «Калевала», ему было близко творчество финского художника А.Галлен-Каллела. В 1917 году Василий Кандинский отправился в свадебное путешествие cо своей второй женой Ниной Андреевской в Финляндию, в живописное местечко Иматра, известное своим красивым водопадом на реке Вуокса недалеко от того места, где она вытекает из озера Сайма. Там они провели несколько недель среди великолепных зимних пейзажей. «Мы жили как на счастливом острове вдали от остального мира, который для нас не существовал. Это было чудесно», - вспоминала время, проведенное в Финляндии, Нина Андреевская. Под впечатлением от поездки Кандинский написал акварель «Иматра».

Первой из знатных персон России на Иматре побывала в 1772 году Екатерина Великая, а к началу следующего века окрестности Иматры стали популярным местом экскурсий для состоятельных петербуржцев. И вот как-то раз на Иматранском водопаде побывала в компании друзей Анна Керн, которой Пушкин посвятил «Я помню чудное мгновенье». Водопадом Керн восхищалась, а о местных жителях отзывалась пренебрежительно, что из доступной еды у них была только «плоховина» («лоховина», от финского lohi - лосось, уха из лосося) да квас. Очень даже хорошая еда, скажу я вам. В.Фомин сам солит форель и лосося, и уху варим, а я ставлю домашний хлебный квас. Это очень просто, но вкусно.

Что думает об авангарде В.Фомин

 «Гениальность - это может быть очень хорошо, а может быть - очень хорошо плюс шизофрения. Поскольку все гениальные люди очень дорого платят за свои способности. Среди них мы не найдем психически здоровых. У одного душевная болезнь, другой спился, третий пытался покончить с собой… У гениев жертвенная жизнь… Гений проживает страшную жизнь, с огромными потерями и с невероятной работой круглые сутки. Если этого по каким-то причинам не происходит, то тогда, увы, гены гениальности пропадают… Можно получить в наследство скрипку Страдивари, но неприятность в том, что нужно научиться на ней играть. Ты не можешь просто ходить и помахивать инструментом. Поэтому - да, это тяжелое наследство. И не знаю даже, завидовать таким людям или сочувствовать».

Татьяна Черниговская. Известный российский биолог, лингвист, семиотик и психолог. Популяризатор науки. Доктор филологических наук, доктор биологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований.

***

Искусство В.Фомина требует сосредоточения и полнейшего отрешения от действительности. Володя молчит целыми днями, работая за мольбертом. Прошу его рассказать, что такое авангард. Мне важно его мнение. Наконец он откладывает кисточки, усаживается в кресло напротив меня и заводит свою шарманку, крутит-вертит вокруг одного и того же, и кажется, что перевести это с русского на русский невозможно. Наконец, я начинаю понимать, о чем он говорит. Записываю за ним дословно (да, у меня нет диктофона) и предоставляю слово самому Владимиру Фомину:

«Авангард означает новое, передовое, шокировать, эпатировать.

Человек родился, он ничего не знает, изучает корни, багаж прошлого, и по-новому излагает одну и ту же мысль, только по-другому, по-своему, это и есть авангард. Он впереди всех.

Вот родился Кандинский и хочет выразить мысль, но так как он родился в определенной матрице, он мыслит абстрактно и пишет абстракцию. На самом деле огромное количество людей умеют мыслить абстрактно, просто он это выразил по-своему. Его так Создатель создал. До него так никто не делал. Кандинский сделал глобальный прорыв, образ отсутствует, он выразил абстрактное мышление. Человек мыслит конкретными образами, а Кандинский выразил беспредметную безОбразную мысль.

Сенека, философ, живший до нашей эры, говорит, что у Бога нет ни рук, ни ног, и поэтому Создатель воплощается через человека, по-другому он не может. Вот эта мысль Сенеки и есть авангард.

Когда Малевич еще только думал о черном квадрате, это уже был авангард. Авангард - это сам человек, которому пришла эта мысль. Бог работает конкретно с личностью, с Малевичем или Кандинским, которые родились с определенной божественной матрицей.

Художник - это философ, только он пишет не словами, а посредством изобразительного искусства. Малевич выразил черным квадратом мысль. Там все, что есть во вселенной вместе с человеком. Это человеческий абсолют. Это и время до или после вселенной. Это и человек, и бесконечная человеческая ограниченность, то есть конечность. Это и слепота человеческая, ограниченность человеческого мышления. Он осознал, что черный квадрат - это бездна, там нет ни оттуда и ни туда. Малевич писал белый круг всегда в квадратах. Он раздвигал границы мышления. Вот поэтому они писали манифесты. Авангард - это человек, который делает некое открытие для себя, а потом для других. Ему Бог открыл дверку, он увидел и АХ!уел и побежал всем рассказывать. Создатель работает через человеческую личность. Вся история земли, все - Малевич, Кандинский, Филонов - они часть некой игры, их штучные единицы, и других таких до них не было.

Авангард - это мысль. Оригинальная, а не передовая. У Бога нет передовых мыслей. Дверь открылась, и если ты успел уловить мысль, а поезд дальше поехал, то ты авангардист. Малевич открыл самую главную мысль, а все эти кубизмы, футуризмы, и прочие измы - это шлейф от кометы. Малевич - это комета.

Художник пишет очень сложную картину. Ты приходишь, смотришь. Для тебя это просто картина, а художник на нее всю жизнь положил, потратил много труда, а человек посмотрел три секунды и забыл.

Если человек развит от минус до плюс бесконечности, то он поймет гениальную мысль, из-за этого никто не может угомониться по поводу черного квадрата. А если его художественный эстетический вкус ограничен, то для него черный квадрат - пустое место. Этот человек не стремился.

Когда искусствоведы пишут об авангарде, в их текстах Бог и человек отсутствуют. А я считаю, что в первую очередь идет Создатель, потом открыватель. Авангард - это сам Господь. Создатель самовыражается через конкретную личность, через конкретного художника.

 Когда сосуд человека заполнен, он начинает думать, что к нему приходят гениальные мысли. Бог говорит: ты не думай, что до тебя такие мысли никому в голову не приходили. Ничего нового нет.

Никто не мог двумя словами сказать обо всем. А Малевич смог. Человек не может мыслить, как Бог, поэтому, что бы он ни делал, он все равно остается черным квадратом. Дали пришел к Фрейду с вопросами, а Фрейд ему сказал, что у него нет ответов, ответы где-то в другом месте, только не на Земле».

 

Наталья Фомина. 2019


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: