РАЗДЕЛ 12. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
ТЕМА: Основные приемы решения уравнений
Цель занятия: научиться решать логарифмические уравнения.
Порядок выполнения работы:
1) Изучить теоритический материал, составить краткий конспект в тетради;
2) Выслать фотографии или документ преподавателю в социальной сети или на личную почту;
Контакты преподавателя: Arina_Kozlova96@mail.ru; https://vk.com/rina1996
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Основные тождественные преобразования
· Замена одного выражения другим, тождественно равным ему.
Например, уравнение (3 x+ 2) 2 = 15 x+ 10 можно заменить следующим равносильным:
9 x 2 + 12 x + 4 = 15 x + 10.
· Перенос членов уравнения из одной стороны в другую с обратными знаками.
Так, в предыдущем уравнении мы можем перенести все его члены из правой части в левую со знаком «–»: 9 x 2 + 12 x + 4 – 15 x – 10 = 0, после чего получим:
9 x 2 – 3 x – 6 = 0.
· Умножение или деление обеих частей уравнения на одно и то же выражение (число), отличное от нуля.
Уравнение x – 1 = 0 имеет единственный корень x = 1. Умножив обе его части на x – 3, мы получим уравнение (x – 1)(x – 3) = 0, у которого два корня: x = 1 и x = 3. Последнее значение не является корнем заданного уравнения x – 1 = 0. Это так называемый посторонний корень. И наоборот, деление может привести к потере корня. Так, если (x – 1)(x – 3) = 0 является исходным уравнением, то корень x = 3 будет потерян при делении обеих частей уравнения на x – 3.
|
|
· Возведение обеих частей уравнения в нечетную степень или извлечение из обеих частей уравнения корня нечетной степени. Необходимо помнить, что:
а) возведение в четную степень может привести к приобретению посторонних корней;
б) неправильное извлечение корня четной степени может привести к потере корней.
Уравнение 7 x = 35имеет единственный корень x =5. Возведя обе части этого уравнения в квадрат, получим уравнение: 49 x 2= 1225, имеющее два корня: x =5и x = – 5. Последнее значение является посторонним корнем.
Неправильное извлечение квадратного корня из обеих частей уравнения 49 x 2= 1225 даёт в результате 7 x = 35,и мы теряем корень x = – 5.
Правильное извлечение квадратного корня приводит к уравнению: | 7 x | = 35,следовательно, к двум случаям: 1) 7 x = 35,тогда x =5; 2) – 7 x = 35, тогда x = – 5. Следовательно, при правильном извлечении квадратного корня мы не теряем корней уравнения.
Решение уравнений
· Показательные уравнения.
1) Если показательное уравнение сводится к виду ax = ab (1) где a > 0 и a ≠1, то оно имеет единственный корень х = b.
2) Иногда, чтобы привести показательное уравнение к виду (1), необходимо в левой части уравнения вынести за скобки общий множитель а х, например:
3) Некоторые показательные уравнения заменой а х = t сводятся к квадратным.
|
|
Надо помнить, что t > 0, так как показательная функция не может принимать отрицательные значения.
· Логарифмические уравнения.
Чаще всего при решении логарифмического уравнения его приводят к виду
log a (f(x)) = log a (g(x)), тогда f(x) = g(x).
Решив полученное уравнение, следует сделать проверку корней, чтобы исходное уравнение не потеряло смысл.
Подготовительный этап
Перепишите и заполните пропуски:
ПРИМЕР 1. Решить уравнение: 9 х – 7 3 х = - 12
Решение:
9 х – 7 3 х = - 12; Пусть 3 х = t, t > 0; t2 - 7t + 12=0; D = 1; t1 = 3, t 2= 4.
Делаем обратную замену 1) 3x = 3; 2) 3x = 4
x1 =_____; x 2 =
Ответ: х1 = 1; x 2 = .
ПРИМЕР 2. Решить уравнение:
Решение: . Уравниваем основания: .
Ответ: x1= 5; x2 = - 1
ПРИМЕР 3. Решить уравнение: log5 (x2 - 10) = log 5 9x
Решение: log5 (x2 - 10) = log 5 9x; x2 - 9x – 10 = 0,
D =_____; x1=10, x2= -1
Проверка: при х = 10, log5 (102 - 10) = log 5 (9 ∙10) – верно
Ответ: x = 10
ПРИМЕР 4. Решить уравнение: log 7 (x2 + 6x) = 1;
Решение: log 7 (x2 + 6x) = 1;
x2 + 6x =71 ; x2 + 6x – 7 = 0; D = 64; x1 = - 7 u x2 = _____
Проверка: при х = - 7, log 7 ((- 7)2 + 6 ∙(-7)) = 1 – верно
при х = 1, log 7 (12 + 6 ∙1) = 1 – верно
Ответ. x1= - 7; x 2= 1.
ПРИМЕР 5. Решить уравнение log2 (x – 5) + log2 (x +2) = 3
Решение: log2 (x – 5) + log2 (x +2) = 3
Используем свойство логарифмов: log2((x-5)(x + 2)) = 3;
(x-5)(x+2) = 23;
(x-5)(x+2) = 8;
х2 + …х – 5х – 10 = 8; x2 – 3x - 18 = 0;
D =_____; x1 = – 3; x2 =_____
Проверка: при x = – 3, log2 (– 3 – 5) + log2 (– 3 +2) = 3 – неверно
При х = 6, log2 (6 – 5) + log2 (6 + 2) = 3 – верно
Ответ: х = 6.
Пример 6. Решить уравнение: .
Решение:
Пусть , тогда у2 – 4у + 3 = 0; D =____; у1 = 1; у2 =_____
Сделаем обратную подстановку:
1) = 1; х = 2; 2) = 3; х = 23 ; х = ______
Ответ: х = 2, х = 8.