Активизация исторической жизни в моменты активных фаз Солнца (А.Л. Чижевский)

Вопрос № 19

Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) – советский учёный и биофизик, бывший представителем течения естественнонаучного направления русского космизма, основанного на теории единства космоса, природы (окружающего мира), человека, т.е. на теории всеединства. Основной концептуальной проблемой для него было определение того, как космос, в целом, и, особенно, солнце, влияет на жизнь на земле, в целом, и на жизнь человека и общества, в частности. И уж как следствие познания данных космических, солнечных факторов воздействия на земную жизнь – определить то, как можно поставить на службу человеку данные солнечные, космические энергии, оптимизировать исторические общественные процессы.

Основным космическим фактором, влияющим на исторический процесс Чижевский полагает периодическую пятнообразовательную дея­тельность солнца, которая так или иначе влия­ет на поведение масс, народов, на историчес­кий процесс в целом. Другими словами, солнечное ионизирующее излучение оказыва­ет своё влияние на магнитное поле Земли и, данное взаимодействие двух источников, здесь и теперь, так или иначе влияет на поведение людей, общества в целом.

Чижевский, собрав и изучив распределение основных исторических событий, – как то, прежде всего, войн, революций, восстаний и т.п., а также эпидемий, – пришёл к однознач­ному выводу, что данные события находят своё вполне циклическое распределение на хроно­логической шкале истории; и циклы эти ока­зываются довольно одинаковыми, с относи­тельно незначительными погрешностями и сдвигами, и составляют, в среднем около 11 лет (9-13 лет); более того, по мнению Чижевского, данные циклы полностью совпадают с цикла­ми солнечной активности, или, иначе, с цикла­ми образования пятен на солнце, продуциру­ющих данную активность. В обнаруженных циклах Чижевский (так и получивших своё на­звание «циклы Чижевского») выделяет 4 стадии:

Первая стадия – стадия минимума солнечной активности;

Вторая стадия – стадия нараста­ния солнечной активности;

Третья стадия – ста­дия максимума солнечной активности;

Четвёртая стадия – стадия снижения солнечной активности.

Каждая из стадий длится около 3-х лет. По расчётам Чи­жевского, распределение исторических собы­тий по данным стадиям оказывается следую­щим: в первой стадии минимальной солнечной активности – имело место лишь около 5% всех подобного рода исторических событий; во вто­рой стадии, стадии нарастания солнечной ак­тивности – имеет место уже около 20% подоб­ных исторических событий; в третьей же стадии – максимальной солнечной активнос­ти – оказывается и происходит добрая поло вина эпохальных исторических событий, 60%; в четвёртой же стадии – стадии, вновь, пони­жения солнечной активности – снижается и частота указанных событий, до 15%.

Основные эпохальные исторические собы­тия, по мысли Чижевского, как раз и происхо­дят в годы с максимальной солнечной актив­ностью, в годы образования на солнце пятен. Ионизирующее солнечное излучение («магнитные бури») оказывает своё возбуждающее влияние на человека, на общество, на массы, словно бы заряжает их "из­лишней" энергией, приводит в психическое возбуждение и толкает на разного рода исто­рические деяния. В данные, максимальной солнечной активности, периоды, по Чижевс­кому, происходят революции (Английские, Французская, Парижская коммуна, Русские революции и т.д.), зачинаются войны, в част­ности – те же Крестовые походы. Разумеется, существуют и иные факторы (экономические, религиозные, геополитические и т.д.), подтал­кивающие людей, народы и государства к вой­нам, к бунтам и т.п. вещам, однако если у лю­дей, у человеческих сообществ, "масс", не окажется необходимой энергии, если они не будут должным образом возбуждены, то, весь­ма вероятно, никакой войны не начнётся, бунт не поднимется, – даже при наличии острых, вроде как, социальных противоре­чий. «Изучая статистические основные моменты всемирно-ис­торического процесса, – писал Чижевский, – мы пришли к выводу о могущественном влия­нии солнечных факторов на поведение чело­веческих масс, обусловленное, по-видимому, энергетическим механизмом. Этот вывод по­зволил нам включить всемирно-исторический процесс в ряд явлений природы и рассматри­вать его как явление космическое».

В логику указанных солнечных циклов ук­ладываются, по Чижевскому, и эпидемии, – вследствие того, что, по-видимому, солнечное излучение, в качестве своего побочного эффекта, возбуждает особенную активность и определённых болезнетворных микроорганизмов, – что также оказывает своё серьёзное влияние на ход человеческой истории.

А.Л. Чижевский, интерпретируя таким об­разом историю, сводя хаос исторических со­бытий в канву собственной «солярно-косми­ческой» концепции, пытается, по его собственным словам, перевести историю, как дисциплину, из состояния "сказки", совокупно­сти "сказок" и мифов, в котором она ныне на­ходится, в нечто подобное, действительно, на­учной, т.е., в его понимании, поддающейся определённому измерению и предсказанию, дисциплины. Чижевский, по его собственному выражению, пытается очистить таким образом историю от "метафизики", и редуцировать её, в определённом смысле, до "физики".

Кроме того, вышеуказанные циклы солнечной активности Чижевский счи­тает, отнюдь, не единственными; он полагает их лишь основными, наиболее ярковыраженными и существенными; однако помимо этих циклов, он обнаруживает определённые серии менее выраженных солнечных циклов, и более длинных, и более коротких, которые также имеют место и, аналогично, оказывают своё влияние на человечество (хоть и менее выра­жено). Особенно исторически интересным оказывается обнаружение временной точки наложения волн и стадий одного цикла на дру­гой, что создаёт ещё больший соответствую­щий воздействующий на общество эффек т.

По мысли Чижевского, знание о существо­вании подобных циклов, даёт человеку, призванному управлять обществом, государством, возможность предсказывать времена возможных бунтов, войн и революций, или, иными словами, времена наибольшего возбуждения масс, – и именно в это время, с одной стороны, значит, нужно быть особенно осторожным в выборе стратегий и тактик социального управ­ления, но, с другой стороны, именно в это вре­мя можно, и даже нужно, давать возбуждённым "солнцем" массам конструктивную идею, идею, которую эти массы, в данный период солнеч­ного цикла, легко подхватят и могут осуществить довольно много позитивных свершений и вполне прикладных открытий.

Выводы Чижевского не понравились господствующей в то время идеологии марксизма ленинизма. С одной стороны, его подход оказывался вполне "материалистическим", антиметафизическим, т.е. – находился во вполне "материалистических" рамках данной парадигмы. Однако, с другой же, оказывалось, что всё революционное творчество масс, все общественные законы марксизма-ленинизма, зиждущегося на экономическом, а отнюдь не на солярно-физическом базисе, представляются, в данной концепции, зависимыми от Солнца, солнечных пятен. Разумеется, в рамках господствующей парадигмы "общественных наук", солярно-космическая концепция Чижевского не была востребована, а его наблюдения и исследования социально-исторических проблем были проигнорированы в течение многих десятилетий.

Однако, впоследствии, концептуальные выводы, сделанные А.Л. Чижевским, были довольно специфически приняты известным отечественным историком – Л.Н. Гумилёвым, в его концепции пассионарности. В настоящее же время мысль Чижевского о том, что на человека и общество влияют разные факторы: и социально-экономические, и культурно-религиозные, и солярно-космические, вполне, созвучна современной теории си­нергетики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: