Вопрос № 19
Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) – советский учёный и биофизик, бывший представителем течения естественнонаучного направления русского космизма, основанного на теории единства космоса, природы (окружающего мира), человека, т.е. на теории всеединства. Основной концептуальной проблемой для него было определение того, как космос, в целом, и, особенно, солнце, влияет на жизнь на земле, в целом, и на жизнь человека и общества, в частности. И уж как следствие познания данных космических, солнечных факторов воздействия на земную жизнь – определить то, как можно поставить на службу человеку данные солнечные, космические энергии, оптимизировать исторические общественные процессы.
Основным космическим фактором, влияющим на исторический процесс Чижевский полагает периодическую пятнообразовательную деятельность солнца, которая так или иначе влияет на поведение масс, народов, на исторический процесс в целом. Другими словами, солнечное ионизирующее излучение оказывает своё влияние на магнитное поле Земли и, данное взаимодействие двух источников, здесь и теперь, так или иначе влияет на поведение людей, общества в целом.
|
|
Чижевский, собрав и изучив распределение основных исторических событий, – как то, прежде всего, войн, революций, восстаний и т.п., а также эпидемий, – пришёл к однозначному выводу, что данные события находят своё вполне циклическое распределение на хронологической шкале истории; и циклы эти оказываются довольно одинаковыми, с относительно незначительными погрешностями и сдвигами, и составляют, в среднем около 11 лет (9-13 лет); более того, по мнению Чижевского, данные циклы полностью совпадают с циклами солнечной активности, или, иначе, с циклами образования пятен на солнце, продуцирующих данную активность. В обнаруженных циклах Чижевский (так и получивших своё название «циклы Чижевского») выделяет 4 стадии:
Первая стадия – стадия минимума солнечной активности;
Вторая стадия – стадия нарастания солнечной активности;
Третья стадия – стадия максимума солнечной активности;
Четвёртая стадия – стадия снижения солнечной активности.
Каждая из стадий длится около 3-х лет. По расчётам Чижевского, распределение исторических событий по данным стадиям оказывается следующим: в первой стадии минимальной солнечной активности – имело место лишь около 5% всех подобного рода исторических событий; во второй стадии, стадии нарастания солнечной активности – имеет место уже около 20% подобных исторических событий; в третьей же стадии – максимальной солнечной активности – оказывается и происходит добрая поло вина эпохальных исторических событий, 60%; в четвёртой же стадии – стадии, вновь, понижения солнечной активности – снижается и частота указанных событий, до 15%.
|
|
Основные эпохальные исторические события, по мысли Чижевского, как раз и происходят в годы с максимальной солнечной активностью, в годы образования на солнце пятен. Ионизирующее солнечное излучение («магнитные бури») оказывает своё возбуждающее влияние на человека, на общество, на массы, словно бы заряжает их "излишней" энергией, приводит в психическое возбуждение и толкает на разного рода исторические деяния. В данные, максимальной солнечной активности, периоды, по Чижевскому, происходят революции (Английские, Французская, Парижская коммуна, Русские революции и т.д.), зачинаются войны, в частности – те же Крестовые походы. Разумеется, существуют и иные факторы (экономические, религиозные, геополитические и т.д.), подталкивающие людей, народы и государства к войнам, к бунтам и т.п. вещам, однако если у людей, у человеческих сообществ, "масс", не окажется необходимой энергии, если они не будут должным образом возбуждены, то, весьма вероятно, никакой войны не начнётся, бунт не поднимется, – даже при наличии острых, вроде как, социальных противоречий. «Изучая статистические основные моменты всемирно-исторического процесса, – писал Чижевский, – мы пришли к выводу о могущественном влиянии солнечных факторов на поведение человеческих масс, обусловленное, по-видимому, энергетическим механизмом. Этот вывод позволил нам включить всемирно-исторический процесс в ряд явлений природы и рассматривать его как явление космическое».
В логику указанных солнечных циклов укладываются, по Чижевскому, и эпидемии, – вследствие того, что, по-видимому, солнечное излучение, в качестве своего побочного эффекта, возбуждает особенную активность и определённых болезнетворных микроорганизмов, – что также оказывает своё серьёзное влияние на ход человеческой истории.
А.Л. Чижевский, интерпретируя таким образом историю, сводя хаос исторических событий в канву собственной «солярно-космической» концепции, пытается, по его собственным словам, перевести историю, как дисциплину, из состояния "сказки", совокупности "сказок" и мифов, в котором она ныне находится, в нечто подобное, действительно, научной, т.е., в его понимании, поддающейся определённому измерению и предсказанию, дисциплины. Чижевский, по его собственному выражению, пытается очистить таким образом историю от "метафизики", и редуцировать её, в определённом смысле, до "физики".
Кроме того, вышеуказанные циклы солнечной активности Чижевский считает, отнюдь, не единственными; он полагает их лишь основными, наиболее ярковыраженными и существенными; однако помимо этих циклов, он обнаруживает определённые серии менее выраженных солнечных циклов, и более длинных, и более коротких, которые также имеют место и, аналогично, оказывают своё влияние на человечество (хоть и менее выражено). Особенно исторически интересным оказывается обнаружение временной точки наложения волн и стадий одного цикла на другой, что создаёт ещё больший соответствующий воздействующий на общество эффек т.
По мысли Чижевского, знание о существовании подобных циклов, даёт человеку, призванному управлять обществом, государством, возможность предсказывать времена возможных бунтов, войн и революций, или, иными словами, времена наибольшего возбуждения масс, – и именно в это время, с одной стороны, значит, нужно быть особенно осторожным в выборе стратегий и тактик социального управления, но, с другой стороны, именно в это время можно, и даже нужно, давать возбуждённым "солнцем" массам конструктивную идею, идею, которую эти массы, в данный период солнечного цикла, легко подхватят и могут осуществить довольно много позитивных свершений и вполне прикладных открытий.
|
|
Выводы Чижевского не понравились господствующей в то время идеологии марксизма ленинизма. С одной стороны, его подход оказывался вполне "материалистическим", антиметафизическим, т.е. – находился во вполне "материалистических" рамках данной парадигмы. Однако, с другой же, оказывалось, что всё революционное творчество масс, все общественные законы марксизма-ленинизма, зиждущегося на экономическом, а отнюдь не на солярно-физическом базисе, представляются, в данной концепции, зависимыми от Солнца, солнечных пятен. Разумеется, в рамках господствующей парадигмы "общественных наук", солярно-космическая концепция Чижевского не была востребована, а его наблюдения и исследования социально-исторических проблем были проигнорированы в течение многих десятилетий.
Однако, впоследствии, концептуальные выводы, сделанные А.Л. Чижевским, были довольно специфически приняты известным отечественным историком – Л.Н. Гумилёвым, в его концепции пассионарности. В настоящее же время мысль Чижевского о том, что на человека и общество влияют разные факторы: и социально-экономические, и культурно-религиозные, и солярно-космические, вполне, созвучна современной теории синергетики.