double arrow

Физминутка для глаз  https://youtu.be/YBg62bISRAY

4

Переходим к следующему вопросу нашего занятия «Режим труда и отдыха. Работоспособность».

Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение.

Необходимо отметить значение режима дня для сохранения психологической уравновешенности. Вся жизнь человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим жизнедеятельности школьника определен учебным планом занятий в школе; режим военнослужащего – распорядком дня, утвержденным командиром воинской части; режим работающего человека – началом и концом рабочего дня.

Таким образом, режим – это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Рациональнее сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.

Русский физиолог Н. Е. Введенский (1852–1922) говорил, что устают не столько от того, что много работают, сколько от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд. Он выдвинул ряд условий для достижения высокой работоспособности, а значит, и высокого уровня здоровья:

1) постепенное вхождение в работу;

2) продуманная и отработанная последовательность в труде;

3) правильное распределение нагрузки – дневной, недельной, месячной, годовой.

 Неравномерность нагрузки.

Спешка в одни периоды и бездеятельность в другие одинаково вредны. Важно отметить в режиме каждого дня обязательность отдыха, необходимого для восстановления работоспособности. Наиболее эффективным здесь является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепления физического и духовного здоровья.

К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека.

Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон, прежде всего, способствует нормальной деятельности нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, к заболеваниям. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна – основа здорового образа жизни.

Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.

Рассмотренные выше элементы режима жизнедеятельности человека во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья, долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни.

 

Примерный режим дня для старшеклассников выглядит следующим образом:

 

6.30 Подъем

6.30-7.00 Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры (душ, протирание),

уборка постели, умывание

7.00-7.20 Завтрак

7.20-7.45 Прогулка перед школой и дорога

7.45-14.00 Занятия в школе

14.00-14.30 Дорога домой (прогулка)

14.30-15.00 Обед

15.00-16.30 Пребывание на воздухе (прогулки, спортивные игры, коньки,

лыжи и др.)

16.30-20.00 Приготовление уроков

20.00-21.30 Ужин и свободные занятия (помощь семье, чтение, музыка,

творчество)

21.30-22.00 Приготовление ко сну

22.00-6.30 Сон

Как сделать так, чтобы времени хватало на все, чтобы много делать и при этом не уставать, чтобы высыпаться не только в выходные?

 Рецепт один – нужно научиться разумно, планировать свое время. А для этого нужен правильный режим дня.

Правильный – это когда времени достаточно для всех необходимых компонентов жизни: работы, учебы, отдыха, общения с друзьями, домашних дел, еды, сна и т.д.

В режиме дня должно быть предусмотрено время для самообслуживания, гигиенических процедур и досуга.

Так, оптимальное время на выполнение домашних задании – 3 – 4 часа. При этом, как и в школе, после 30 – 40 минут необходим короткий перерыв, когда полезно энергично подвигаться. Доказано, что работоспособность намного повышается, если до занятий немного погулять на улице, подышать свежим воздухом.

Проанализировав свой день и сопоставив свой режим с этим образцом,

можно даже при нехватке времени попытаться улучшить распределение своих дел.

Например, не забывать о регулярных перерывах во время занятий. Лучше не лениться выйти на улицу и хотя бы прогуляться, чем лежать дома перед телевизором.

Придумай несколько приятных энергичных движений и выполняй их в перерывах, между занятиями. Ты будешь меньше уставать.

Маленький совет по поводу сна. Понаблюдай за собой, и ты заметишь, что примерно в 21.30 тебя начинает клонить ко сну.

Основные компоненты правильного режима дня следующие:

1) Оптимальная продолжительность различных видов деятельности,

рациональное чередование и регулярность.

2) Отдых с возможно большим пребыванием на открытом воздухе.

3) Регулярное (в одно и то же, постоянное, время) питание.

4) Полноценный сон.

Ну а если ложишься позже и плохо засыпаешь?

- Совет первый: не смотри телевизор.

- Совет второй: не ешь перед сном.

- Совет третий: как следует, проветри комнату.

- Совет четвертый: выпей стакан теплого молока.

- Совет пятый: прочти небольшой рассказ. И – будь здоров!

По всем вопросам обращайтесь:

на электронную почту milovanova.natalia1979@ yandex. ru,

в группу WhatsApp

на номер WhatsApp 8-910-752-13-04

Удачи!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


4

Сейчас читают про: