Общие требования безопасности в автолаборатории

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

                     По выполнению лабораторной работы №5                                   «Изучение конструкции и принципа работы мостов»

                                                                                                                                                           МДК 01.01

 «Конструкция и проектирование автотракторной техники»

Для учащихся по специальности

23.02.02«Автомобиле- и тракторостроение»

Разработал                Сметанин В.Г.

Санкт-Петербург

2019



                Методическое пособие содержит:

 

1. Конструкции и принцип работы мостов.

2. Контрольные вопросы.

3. Общие правила по технике безопасности работы в лаборатории.

4. Рекомендуемая литература.

5. Средства обучения.


1 Передний управляемый мост и углы установки колес

Передний управляемый мост обеспечивает поворот автомоби­ля при помощи поворотных цапф, шарнирно соединенных с бал­кой моста. На управляемый мост, кроме вертикальной нагрузки от силы тяжести автомобиля, продольных и поперечных усилий от колес, действуют также силы и моменты, возникающие при повороте и торможении автомобиля.

Передний управляемый мост. Устройство переднего управляе­мого моста во многом определяется конструкцией несущей систе­мы и типом подвески.

Передний мост автомобиля ЗИЛ-431410 (рисунок 1) состоит из балки 13 и поворотных цапф 6 в сборе. Балка 13 двутаврового сечения изготавливается из углеродистой стали. На ее концах в вертикаль­ной плоскости сделаны отверстия для установки шкворней 8, обес­печивающих шарнирное соединение балки с поворотными цап­фами 6. С одной стороны шкворни 8 имеют лыску для удержания их от проворачивания в отверстиях балки, в которых они крепят­ся при помощи клиновидного штифта 12.

Поворотная цапфа 6 — стальная кованая. Она имеет фланец, на наружной стороне которого в вертикальной плоскости распо­ложены два выступа с запрессованными в них втулками 10, в ко­торые входят концы шкворня. Таким образом, правая и левая по­воротные цапфы 6, вращаясь на шкворнях могут поворачивать­ся в горизонтальной плоскости в обе стороны. Максимальный угол поворота цапф вправо составляет 34°, влево — 36°. Для облегче­ния поворота управляемых колес между балкой и нижним высту­пом фланца цапф установлены опорные шайбы 14 и 15. Для регу­лирования осевого зазора между поворотной цапфой и проуши­ной балки служат прокладки 11.

На поворотных цапфах установлены роликоподшипники 2, на которых вращается ступица 1 с передним колесом. Внутренние кольца подшипников сидят на шейках цапфы, а наружные — за­прессованы в гнезда ступицы колеса. Подшипники регулируют гай­кой 3, фиксируемой при помощи замочного кольца 4 замочной шайбы 7 и контргайки 5.

С внутренней стороны ступицы к фланцу прикреплен болтами с гайками тормозной барабан 9. На наружных фланцах ступиц имеются отверстия для запрессовки в них шпилек, на которые устанавливаются диски управляемых колес автомобиля.

Рисунок 1. Передний мост автомобиля ЗИЛ-431410:

1 — ступица колеса; 2 — роликоподшипники: 3 — регулировочная гайка; 4 — замочное кольцо; 5 — контргайка; 6 — поворотная цапфа; 7 — замочная шайба; 8 — шкворень; 9 — тормозной барабан; 10 — втулка; 11 — прокладка; 12 — штифт стопорный; 13 — балка моста; 14, 15 — опорные шайбы


Углы установки передних колес. Автомобиль должен сохранять прямолинейное движение и возвращаться к нему после поворота. Нельзя допускать скольжение шин по дороге, так как это приво­дит к их быстрому изнашиванию. Для выполнения этих требова­ний передние колеса и шкворни поворотных цапф управляемых мостов устанавливают под определенными углами. Конструкция переднего моста обеспечивает развал и схождение передних ко­лес, а также поперечный (боковой) и продольный углы наклона шкворней.

Угол развала колес (рисунок 2, а) определяется углом а, образуе­мым плоскостью вращения колеса и вертикальной плоскостью. Он обеспечивается углом наклона поворотных цапф вниз и считается положительным, если верхняя часть колеса отклонена на­ружу от вертикальной плоскости. Угол развала различен у разных моделей автомобилей и составляет 0...2°.

 

а                          б                                                   в

Рисунок 2. Углы установки управляемых колес:

α — угол развала колес; β — угол поперечного наклона шкворня; А — плечо момента при повороте колес; γ — угол продольного наклона шкворня; Б — плечо боковой силы возникающей при повороте; Г—В — схождение колес (разность расстояний между колесами)


 

Угол развала необходим для обеспечения перпендикулярного расположения колес к поверхности дороги при движении авто­мобиля. Кроме того, при установке колес с углом развала сила реакции дороги в основном передается на внутренний подшип­ник ступицы колеса, выполняемый обычно большего размера, чем внутренний.

Поперечный наклон шкворня определяется углом β (см. рисунок 2, а), образуемым осью шкворня с вертикальной плоскостью, парал­лельной продольной плоскости автомобиля, иными словами, верх­ний конец шкворня наклонен внутрь к середине балки моста. Та­кой наклон шкворня совместно с углом развала колес уменьшает расстояние между точкой пересечения геометрической оси шквор­ня с дорогой и точкой центра контакта шины, т.е. уменьшается плечо А момента, который необходимо приложить при повороте колес автомобиля, следовательно, облегчается управление авто­мобилем. Кроме того, при повороте колес вокруг шкворней с поперечным наклоном передняя часть автомобиля несколько при­поднимается и при выходе его из поворота под действием силы тяжести стремится опуститься, обеспечивая возвращение колес в исходное положение, как только исчезнет сила, удерживающая колеса в положении поворота. Эти углы сравнительно велики и находятся в пределах 6... 10°.

Продольный наклон шкворня (рисунок 2, б) определяется углом γ, образуемым вертикальной плоскостью, перпендикулярной про­дольной оси автомобиля, и осью шкворня. При этом ось шкворня пересекается с дорогой на расстоянии  Б от центра контакта шины.

Это расстояние является плечом боковой силы, возникающей при повороте, в результате чего создается стабилизирующий момент, который стремится повернуть колесо вокруг шкворня и вернуть его в исходное положение. Этим обеспечивается лучшая устойчи­вость и стабилизация управляемых колес при прямолинейном дви­жении автомобиля. Угол продольного наклона шкворня обычно находится в пределах 2,5... 3,5°. Однако стабилизация управляемых колее зависит также от эластичности шин. Чем эластичнее шины, тем больше их деформация и момент, стремящийся повернуть ко­лесо в нейтральное положение. Поэтому γ автомобилей с шинами повышенной эластичности продольный наклон шкворня не пре­вышает 1°.

Схождение колес (рисунок 2, в) необходимо для того, чтобы обес­печить их параллельное качение. При движении автомобиля из-за установки колес с развалом возникает усилие, способствующее разворачиванию колес на угол 0,5... 1° от вертикальной плоско­сти автомобиля. При этом колеса стремятся катиться по расходя­щимся дугам. Для устранения этого явления применяют схожде­ние колес, при котором расстояние В между колесами впереди делают несколько меньше, чем расстояние Г между колесами сза­ди. В результате схождения колес они катятся параллельно и строго в продольной плоскости автомобиля, что устраняет боковое скольжение колес по дороге и уменьшает изнашивание шин. Так как угол схождения колес не превышает 1°, то на практике схож­дение определяют как разность расстояний В и Г которые измеря­ют между ободьями колес или боковинами шин на высоте их осей. Схождение колес зависит от угла развала и составляет 2... 12 мм.

 








Контрольные вопросы

1. Что такое установка управляемых колес и на что она влияет?

 

2. Для чего необходима стабилизация управляемых колес и как она

обеспечивается на автомобиле?



Общие требования безопасности в автолаборатории

3.1 К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются студенты, получившие инструктаж по технике безопасности.

3.2 Студент, не прошедший своевременно инструктаж не должен приступать к практическому занятию.

3.3 Студент обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные в АПТ.

3.4 Продолжительность работы студента не должна превышать продолжительности времени одного занятия.

3.5 Студент должен знать, что, наиболее опасными и вредными факторами, действующими на него при проведении занятия, являются:

- автомобили, их узлы и детали;

- оборудование, инструмент и приспособления;

- электрический ток;

- этилированный бензин;

- освещенность рабочего места.

3.5.1 Автомобиль, его узлы и детали - в процессе ремонта возможно падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к травмированию.

3.5.2 Лабораторно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления – применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию. Студенту запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован.

3.5.3 Электрический ток - при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожоги, электрометаллизация кожи), электроударов.

3.5.4 Бензин, особенно этилированный, - действует отравляюще на организм человека при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.

3.5.5. Освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата, недостаточная (избыточная) освещенность вызывает ухудшение (напряжение) зрения, усталость.

3.5.6 Студент должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

 


 

4 Литература
    Пузанков А.Г. Автомобили. Устройство автотранспортных средств. М. Изд-во «Академия».  
 
    Вахламов В.К. Автомобили. Основы конструкции. М. Изд-во «Академия».
          Вахламов В.К. Автомобили. Теория и конструкция автомобиля и двигателя. М. Изд-во «Академия».
             Баловнев В.И. Автомобили и тракторы. Краткий справочник. М. Изд-во  «Академия».

 

ЭБС ZNANIUM.COM

 

ЭБС издательства «Юрайт»
                5 Средства обучения:

 

1. Автомобиль ВАЗ 2101.

2. Автомобиль ВАЗ 2109.

3. Макет шасси грузового автомобиля.

4. Трансмиссия грузового автомобиля.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: