В чем состоит сущность сертификации?

Слово «сертификация» в переводе с латинского (sertifico) означает — подтверждаю, удостоверяю. Его можно толковать также исходя из сочетания латинских слов certum — верно и facere — сделано. Несмотря на то, что историки науки находят зачатки сертификации еще в глубокой древности (клеймение изделий изготовителем как подтверждение высокого качества работы мастера; процедура страхования много веков сопровождалась оценкой состояния страхуемого объекта, что удостоверялось документально, и т. д), в качестве термина с четким определением слово «сертификация» принято недавно.

Впервые определение понятию «сертификация» было дано Международной организацией по стандартизации (ИСО) в 1982 г.

На сегодняшний день согласно последней (1996 г.) редакции Руководства ИСО/МЭК 2 понятие сертификации можно изложить в следующих словах:

Сертификация — это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует заданным требованиям.

Под «третьей стороной» в процедуре сертификации подразумевается независимая, компетентная организация, осуществляющая оценку качества продукции по отношению к участникам купли-продажи. Первой стороной принято считать изготовителя, продавца продукции, второй — покупателя, потребителя.

Третья сторона (например, испытательная лаборатория) для подтверждения своей компетентности и объективности проходит процедуру аккредитации, т.е. официального признания ее возможностей осуществлять соответствующий вид контроля или испытаний.

Организационная система (система сертификации) является вторым по важности термином процедуры подтверждения соответствия. Этот термин определяется как «система, имеющая свои собственные правила процедуры и руководства для проведения сертификации соответствия». Основным в этом определении является то, что сертификация в рамках системы должна проводиться по единым правилам.

Системы сертификации могут создаваться на трех уровнях: национальном, региональном и международном.

Следующим важным термином сертификации является термин «схема сертификации». Понятие, обозначаемое этим термином, представляет собой «систему сертификации применительно к конкретной продукции, технологическому процессу или услуге, или на которые распространяются одни и те же стандарты и правила».

Среди других терминов и их определений, приведенных в Руководстве ИСО/МЭК 2, можно указать еще на два — сертификат соответствия и знак соответствия.

Сертификат соответствия — это документ, выданный согласно правилам системы сертификации и указывающий, что данная продукция, технологический процесс или услуга находятся в соответствии с определенными стандартами или другими документами, устанавливающими требования к ним.

Знак соответствия (знак сертификации) — охраняемый законом знак (сочетание букв, цифр, графических символов и т. п.), указывающий, что данная продукция, технологический процесс или услуга находятся в соответствии с конкретными стандартами или другими нормативными документами, устанавливающими требования к ним.

Из приведенных формулировок следует сделать вывод, что сертификация не связана с обеспечением того или иного уровня качества продукции или услуги, она лишь гарантирует потребителю тот факт, что продукция изготовлена, услуга выполнена в полном соответствии с требованиями стандартов или других нормативных документов на данную продукцию или услугу при однозначном толковании документов и объективных методах проверки.

В заключение можно привести  новейшее понятие для российской сертификации, вводимое в практику в связи с интеграцией экономики страны в мировую хозяйственную систему и необходимостью гармонизации отечественных правил сертификации с международными правилами. Речь идет еще об одном методе оценки соответствия продукции и услуг требованиям нормативной документации — подтверждению соответствия, как более общем и более гибком, чем сертификация, способе оценки качества и безопасности продукции и услуг. Подтверждение соответствия, в отличие от сертификации, проводящейся исключительно третьей стороной, может осуществляться поставщиком (первой стороной), органом по сертификации (третьей стороной) или одновременно и поставщиком и органом по сертификации.

Подтверждение соответствия можно определить как деятельность, результатом которой является заявление, дающее уверенность в том, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям. Применительно к продукции такое заявление может иметь вид документа, этикетки или другого подобного средства. Оно может быть напечатано в товаросопроводительной и эксплуатационной документации или в каталоге продукции.

Улучшение качества продукции и услуг, гарантия безопасности их для потребителя является объективной необходимостью. Сертификация — основное средство в условиях рыночных отношений, позволяющее гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации.

Сертификация может быть обязательной, осуществляемой в законодательно регулируемой области экономики, и добровольной, осуществляемой в нерегулируемой сфере хозяйствования. Обязательная сертификация применяется во всех развитых странах мира в качестве инструмента для защиты общества и граждан от товаров и услуг, способных нанести вред здоровью, имуществу и окружающей среде. Добровольная сертификация составляет неотъемлемую часть современных рыночных отношений, играя роль стимула повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

Основной функцией сертификации является защита человека, его имущества и природной среды от отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестных производителей и продавцов, создание условий для честной конкурентной борьбы. Составными частями системы регулирования безопасности и качества товаров и услуг являются: система выдачи разрешений (лицензий) на право ведения предпринимательской деятельности, нормативы безопасности и качества, стандартизация, метрология, методы испытания изделий, процедура оценки и подтверждения соответствия изделия, технологии или услуги требованиям нормативных документов.

Важной функцией сертификации является защита национального рынка от зарубежных недобросовестных конкурентов. Вместе с тем сертификация оказывает значительное влияние на расширение международного экономического сотрудничества. Сложившиеся в течение десятилетий различия в национальных стандартах и процедурах проведения сертификации превратились в так называемые технические барьеры для международной торговли.

Значительную роль в ликвидации технических барьеров в международной торговле играет ряд организаций, в том числе международные организации по стандартизации и сертификации. В частности, участники Всемирной Торговой Организации (ВТО), созданной на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), осуществляют специальные меры по гармонизации национальных стандартов и по процедурам сертификации, чтобы исключить препятствия для международной торговли.

 Эффект от проведения сертификации продукции и услуг носит социально-экономический характер. В социальной сфере сертификация обеспечивает защиту здоровья и жизни населения, является важным элементом системы охраны окружающей среды.

В США и Западной Европе обеспечение безопасности потребителя стало важной задачей социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения. В «Белой книге» Комиссии ЕС (1985 г.), посвященной программным вопросам стратегии создания единого европейского рынка (1995 г.), подчеркивалось, что гармонизация законодательства стран Европейского экономического союза (ЕЭС) должна быть нацелена на установление требований в отношении охраны здоровья и безопасности, защиты интересов потребителей и окружающей среды. В 1985 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила документ «Руководящие принципы защиты интересов потребителей». Все это стало в значительной мере результатом борьбы потребительских обществ за безопасность покупателя, оказало влияние на создание, в частности в рамках ЕС, гибкой системы подтверждения соответствия.

Экономическим результатом сертификации, регулирования безопасности и качества товаров и услуг является более полное удовлетворение потребностей рядового покупателя, снижение издержек потребления или затрат на продукцию, увеличение сбыта и, как следствие, увеличение прибыли производителя и экономия расходов покупателя.

На уровне общества в целом осуществление сертификации проявляет себя в виде роста поступлений в государственный бюджет за счет увеличения налоговой базы и поступлений таможенных сборов, а также уменьшение расходов госбюджета в связи с сокращением средств, выделяемых на здравоохранение — выплату пособий по нетрудоспособности, затрат на содержание медицинских учреждений и др. Поскольку услуги органов по сертификации и испытаниям продукции оплачиваются в основном заявителем, то рост поступлений в госбюджет в определенной мере идет на содержание и развитие самой сертификации, а также стандартизации и метрологии, призванных решать общую задачу — обеспечение качества продукции и услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: