Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

ПОРТРЕТ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года.

Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки.

Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах. Кроме того, в этой статье мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.             

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях.

 Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

                             

Общий кругозор

 

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

· свое имя, фамилию и отчество;

· свой возраст и дату рождения;

· фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;

· имена других членов семьи и кем они ему приходятся;

· свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);

· страну, в которой живет, и ее столицу;

· основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;

· основные цвета и их оттенки;

· части тела человека;

· предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);

· профессии, виды спорта;

· виды наземного, водного, воздушного транспорта;

· известные русские народные сказки;

· великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

· четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;

· выделять определенный звук в слове интонацией;

· определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);

· определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);

· произносить слова по слогам с хлопками или притопами;

· называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);

· различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;

· знать разницу между гласными и согласными звуками;

· называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);

· отвечать на вопросы и уметь их задавать;

· составлять рассказ по картинке;

· последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;

· понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;

· сказать несколько предложений о заданном предмете;

· составлять предложение из 3-5 предложенных слов;

· различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;

· заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;

· отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие

 

Математика, счет

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

· знать цифры от 0 до 9;

· уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);

· уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;

· понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);

· уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;

· уметь сравнить количество предметов в двух группах;

· решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

· знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);

· уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;

· ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: