ПОРТРЕТ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года.
Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки.
Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах. Кроме того, в этой статье мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.
Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?
Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях.
Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
|
|
Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?
Общий кругозор
7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
· свое имя, фамилию и отчество;
· свой возраст и дату рождения;
· фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
· имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
· свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
· страну, в которой живет, и ее столицу;
· основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
· основные цвета и их оттенки;
· части тела человека;
· предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
· профессии, виды спорта;
· виды наземного, водного, воздушного транспорта;
· известные русские народные сказки;
· великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.
Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются
Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)
Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:
· четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
· выделять определенный звук в слове интонацией;
|
|
· определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
· определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
· произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
· называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
· различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
· знать разницу между гласными и согласными звуками;
· называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
· отвечать на вопросы и уметь их задавать;
· составлять рассказ по картинке;
· последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
· понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
· сказать несколько предложений о заданном предмете;
· составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
· различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
· заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
· отгадывать загадки.
Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие
Математика, счет
Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:
· знать цифры от 0 до 9;
· уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
· уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
· понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
· уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
· уметь сравнить количество предметов в двух группах;
· решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
· знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
· уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
· ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.
Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.