ТЕМА: Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора. Обонятельный, тактильный, температурный и ноцицептивный анализаторы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ       

Семестр

 

ЗАНЯТИЕ №11

ТЕМА: Этапы дыхания (внешнее дыхание, газообмен в лёгких, транспорт газов). Функциональная система, поддерживающая постоянство газового состава крови.

 

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Воздухоносные пути и их значение в дыхании для организма в целом.

2) Строение и функции лёгкого.

3) Внешнее дыхание (механизмы вдоха и выдоха).

4) Давление в плевральной полости. Пневмоторакс.

5) Характеристика лёгочной вентиляции. Значение и объём «мёртвого» пространства. Сурфактант.

6) Газообмен в лёгких и факторы его определяющие.

7) Функциональная система, поддерживающая газовый состав крови. Динамика её работы.

8) Газообмен в лёгких.

9) Транспорт кислорода. Кривая диссоциации оксигемоглобина и её биологическое значение. Эффект Бора.

10) Транспорт двуокиси углерода. Кривая диссоциации двуокиси углерода. Зависимость pH от содержания двуокиси углерода и кислорода.

 

 

ЗАНЯТИЕ №12

ТЕМА: Регуляция дыхания. Дыхание в изменённых условиях окружающей среды. Функциональные методы оценки внешнего дыхания.

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Понятие дыхательного центра. Современные представления о локализации дыхательного центра. Ритмическая активность дыхательного центра. Автоматия.

2) Гуморальный механизм регуляции дыхания. Влияние на дыхательный центр газового состава крови (опыт Фредерика). Механизм первого вдоха новорождённого.

3) Механорецепторы лёгких.

4) Нервно-рефлекторный механизм регуляции дыхания. Роль центральных и периферических рецепторов в регуляции дыхания. Значение афферентной импульсации с механорецепторов лёгких в саморегуляции дыхания (рефлексы Геринга-Брейера).

5) Кашель. Чихание.

6) Дыхание в изменённых условиях окружающей среды. Горная и кессонная болезнь.

7) Понятие об асфиксии, гипоксемии, гиперкапнии, гипоксии, гипероксии.

8) Методы исследования дыхательной системы.

 

 

ЗАНЯТИЕ №13

ТЕМА: Обмен веществ. Энергетический обмен. Основной обмен и методы его определения. Терморегуляция. Механизмы теплопродукции и теплоотдачи.

 

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Обмен веществ и его этапы. Анаболизм и катаболизм. Функции клеточного метаболизма.

2) Обмен белков. Обмен жиров. Обмен углеводов.

3) Обмен энергии. Законы термодинамики.

4) Определение энергозатрат организма.

5) Дыхательный коэффициент. Калорический эквивалент кислорода.

Энергетическая ценность питательных веществ.

6) Основной обмен. Факторы, определяющие величину основного обмена. Методы определения. Закон поверхности тела Рубнера.

7) Расход энергии при физической нагрузке. Коэффициент физической активности.

8)  Реагирование организма на внешнюю температуру.

9) Функциональная система, поддерживающая оптимальную для метаболизма температуру крови. Динамика её работы.

10) Температурные «ядро» и «оболочка». Температура различных участков тела. Циркадные ритмы колебания температуры тела.

11) Температурная схема тела и её индивидуальные особенности.

12) Классификация терморецепторов. Локализация и свойства.

13) Центры терморегуляции. Их взаимоотношения.

14) Химическая и физическая терморегуляция. Факторы теплообразования. Механизмы теплоотдачи.

15) Работа сосудистого аппарата кожи.

16) Гормональная и условнорефлекторная терморегуляция.

17) Гипотермия и гипертермия. Лихорадка.

 

 

ЗАНЯТИЕ №14

ТЕМА: Типы пищеварения. Физиологические основы голода и насыщения. Пищеварение в ротовой полости и  желудке.

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Значение  пищеварения для организма. Пищеварительные и непищеварительные функции.

2) Типы пищеварения.

3) Пищеварение в полости рта. Состав, образование  и функции слюны.

4) Нервные и гуморальные механизмы регуляции слюноотделения.

5) Пищеварение в желудке. Функции желудка.

6) Состав и свойства желудочного сока. Функции соляной кислоты.

7) Фазы желудочной секреции.

8) Нервные и гуморальные механизмы отделения желудочного сока.

9) Моторика желудка. Регуляция моторики желудка.

10) Пищевой центр. Физиологические основы голода и насыщения. Пищевая мотивация. Аппетит.

11) Методы исследования деятельности желудочно-кишечного тракта.

12) Функциональная система, поддерживающая постоянство питательных веществ в крови (структура и динамика работы).

 

ЗАНЯТИЕ №15

ТЕМА: Пищеварение в 12-перстной кишке. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Пищеварение в тонкой и толстой кишке и их регуляция. Всасывание микро- и макромолекул.

 

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Физиология  поджелудочной железы. Состав и действие поджелудочного сока.

2) Нервная и гуморальная регуляция внешней секреции поджелудочной железы.

3) Строение и функции печени.

4) Нервная и гуморальная регуляция желчеотделения и желчевыделения.

5) Пищеварение в тонкой кишке. Количество, состав и свойства кишечного сока. Виды сокращений. Регуляция моторики тонкой кишки.

6) Пищеварение в толстой кишке. Моторная функция. Роль микрофлоры.

7) Всасывание веществ в различных отделах пищеварительного аппарата. Всасывание микро- и макромолекул.

8) Акт дефекации и его регуляция.

 

ЗАНЯТИЕ №16

ТЕМА: Физиология почек. Механизм мочеобразования и мочевыделения.

 

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Органы выделения: кожа, лёгкие, ЖКТ, почки.

2) Функции почек.

3) Особенности кровоснабжения почек.

4) Нефрон как структурная и функциональная единица почек.

5) Клубочковая фильтрация. Фильтрационное давление. Скорость клубочковой фильтрации.

6) Процессы канальцевой реабсорбции.

7) Поворотно-противоточная система.

8) Канальцевая секреция.

9) Реабсорбция глюкозы, аминокислот, белков, мочевины, воды и солей.

10) Регуляция мочеобразования: нервная и гуморальная.

11) Почечные и внепочечные факторы регуляции.

12) Роль почек в регуляции  кислотно – основного состояния.

13) Механизм мочевыведения.

14) Почечная недостаточность.

 

 

ЗАНЯТИЕ №18

ТЕМА: Структурно - функциональная характеристика анализаторов по Павлову.  Зрительный анализатор и его структурно-функциональная характеристика. Вкусовой и вестибулярный анализатор.

 

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Учение И.П. Павлова об анализаторах. Структурно - функциональная характеристика. Классификация анализаторов.

2) Рецепторы и их виды. Свойства рецепторов. Закон Вебера - Фехнера. Абсолютные и дифференциальные пороги.

3) Зрительный анализатор. Оптическая система глаза. Аномалии рефракции. Аккомодация. Бинокулярное зрение.

4) Строение глаза. Фоторецепторный аппарат. Фотохимические процессы в сетчатке. Острота зрения. Поле зрения.

5) Кодируемые характеристики раздражителей в зрительном анализаторе.

6) Теории цветового зрения. Нарушения цветового зрения.

7) Структурно - функциональная характеристика вестибулярного анализатора.

8) Вкусовой анализатор и  его структура. Вкусовые рецепторы. Вкусовая чувствительность. Механизм возникновения вкусовых ощущений.

 

 

ЗАНЯТИЕ №19

ТЕМА: Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора. Обонятельный, тактильный, температурный и ноцицептивный анализаторы.

 

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Слуховой анализатор. Наружное, среднее и внутреннее ухо, их строение и функции. Кортиев орган.

2) Структурно - функциональная характеристика слухового  анализатора.

3) Кодирование информации в органе слуха (теория места, Гельмгольца, Бекеши).

4) Механизм передачи звуковых колебаний.

5) Локализация источника звука в пространстве. Бинауральный слух.

6) Структурно - функциональная характеристика обонятельного анализатора.

7) Структурно - функциональная характеристика температурного анализатора.

8) Структурно - функциональная характеристика тактильного анализатора.

9) Болевая сенсорная система, её рецепторы и биологическое значение. Виды болей, причины возникновения.

10) Антиноцицептивная система.

 

 

ЗАНЯТИЕ №20

ТЕМА: Условный и безусловный рефлексы. Торможение на фоне условных и безусловных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности и темперамента.       

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Понятие низшей нервной деятельности и высшей нервной деятельности (ВНД). Методы исследования ВНД.

2) Сходства и различия условных и безусловных рефлексов.

3) Правила выработки условных рефлексов.

4) Классификация условных рефлексов.

5) Закон силовых отношений.

6) Условия и механизм образования условного рефлекса                             по И.П. Павлову.

7) Торможение на фоне безусловных рефлексов.

8) Торможение на фоне условных рефлексов.

9) Типы ВНД у человека и животных. Специфические типы ВНД у человека. Первая и вторая сигнальные системы.

10) Типы темперамента по Гиппократу.

11) Сопоставление типов ВНД по И.П. Павлову с типом темперамента по Гиппократу.

12) Возбуждение и торможение как два взаимопротивоположных процесса. Закон взаимной индукции.

 

 

ЗАНЯТИЕ №21


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: