Организация и руководство практикой

ПРОГРАММА

 

прохождения ознакомительной и производственной практики
студентов юридического факультета

 

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

 

 

Белгород

2011

УДК 371.38:378:34

ББК 74.582.233+67

П 78

 

Печатается по решению
редакционно-издательского совета

Белгородского государственного национального
исследовательского университета

Авторы-составители:

 

Попов О.В.;

 




Мамин А.С.

Рецензенты:

 

кандидат юридических наук, доцент кафедры судебной экспертизы
и криминалистики Логвинец Е.А.;

 

начальник адъюнктуры БЮИ МВД России,
кандидат юридических наук Переверзев Е.А.

П 78       Программа прохождения ознакомительной и производственной практики студентов юридического факультета / О.В. Попов, А.С. Мамин. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. – 32 с.

Настоящая программа подготовлена в соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов Белгородского государственного университета, утвержденным ректором БелГУ 06.10.2003 г., Положением об учебно-методическом комплексе дисциплины в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет», утвержденным Ученым Советом БелГУ 27.06.2008 г., и предназначена для методического обеспечения всех видов практик студентов юридического факультета БелГУ. Данное издание может оказать помощь студентам, преподавателям юридических вузов и факультетов, а также руководителям практики правоохранительных, судебных, иных государственных органов в подготовке специалистов различных профилей юридических специальностей.

 

УДК 371.38:378:34

ББК 74.582.233+67

 

© Попов О.В., Мамин А.С., 2011

 
© Белгородский государственный национальный
исследовательский университет, 2011




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Практика по профилю специальности 030501.65 «Юриспруденция» студентов 3, 4, 5 курсов как часть основной образовательной программы проводится после освоения студентами программ теоретического и практического обучения. Она обеспечивает закрепление полученных теоретических знаний и формирует у студентов представление о различных видах правоприменительной деятельности. Практика предназначена для ознакомления студентов с деятельностью подразделений органов внутренних дел, прокуратуры, суда, таможни и других юридических структур. В процессе ее прохождения формируется интерес к избранной профессии.

Согласно учебному плану подготовки выпускников по специальности 030501.65 «Юриспруденция» предусмотрено прохождение двух видов практики: учебная и производственная (в т. ч. и преддипломная). Учебную практику студенты проходят на 3-м курсе в течение 4-х недель; производственную – на 4, 5-м курсах в течение 4-х недель. Общее время практики студентов выдержано по продолжительности согласно ГОС и распределено с учетом логической последовательности по всему сроку обучения.

Практика по профилю специальности студентов организуется и проводится в соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, «О высшем и послевузовском профессиональном образова­нии» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ; рекомендациями по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных правовых актов в образовательных учреждениях Министерства образования и науки РФ, нормативно-правовыми документами по организации учебного процесса в Белгородском государственном университете, а также учебным планом.

С момента зачисления студентов в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка организации, с которыми студенты должны быть ознакомлены в установленном порядке.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, должны быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом вуза.



СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Практика студентов по профилю специальности 030501.65 «Юриспруденция» является составной частью образовательной программы.

Практика проводится в органах государственной власти и органах местного самоуправления, органах внутренних дел, прокуратуры, учреждениях юстиции, юридических службах предприятий, учреждений и организаций (далее - «в соответствующих ведомствах»).

Практика является составным структурным элементом учебно-воспитательного процесса и призвана обеспечить дальнейшее закрепление и углубление полученных студентами теоретических знаний применительно к практической деятельности. По своему содержанию она представляет собой широкий комплекс взаимообусловленных действий и мероприятий организационного и правоприменительного характера, осуществляемых под контролем непосредственных руководителей практики.

Основная цель проводимой практики - получение студентами профессиональных умений и формирование начальных навыков деятельности сотрудника правоохранительных органов, работников иных юридических структур. Достижению указанной цели служат следующие задачи:

Ø глубокое усвоение и дальнейшее совершенствование студентами теоретических знаний, полученных в ходе изучения соответствующих учебных дисциплин;

Ø развитие познавательного и профессионального интереса к избранной специальности;

Ø формирование у практикантов четкого и ясного представления о месте и характере своей будущей работы;

Ø приобретение навыков работы по составлению процессуальных и иных документов, имеющих юридическое значение;

Ø привлечение обучаемых к аналитической работе, исходя из специфики деятельности соответствующих ведомств;

Ø получение представлений об организации работы по подбору, сотрудников правоохранительных органов, работников иных юридических структур;

Ø приобщение к самостоятельной организаторской деятельности с перспективой работы в качестве руководителя;

Ø формирование стремления к самосовершенствованию, умения принимать рациональные решения в сложных юридических ситуациях.

Предлагаемый перечень является минимальным. В процессе прохождения практики возможно выполнение и других задач в пределах полномочий практиканта и его руководителя-наставника в целях получения первичных профессиональных умений и выработки соответствующих навыков.

Продолжительность практики по профилю специальности определятся учебным планом. Студенты, не прошедшие практику в установленные сроки, обязаны пройти её в иные сроки, установленные деканатом.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

 

Организацию и проведение практики обеспечивают Белгородский государственный университет и соответствующие ведомства по согласованию сторон (заключение договоров). Ответственность за организацию и проведение практики возлагается на руководство Белгородского государственного университета и соответствующих органов и организаций.

Руководителям данных органов направляются запросы-уведомления о необходимости подтверждения, что данный орган или организация готовы принять студентов и обеспечить организацию практики и выполнение ее программы.

Заблаговременно, до начала практики окончательно определяются органы, где будет проходить практика, а также направляемые в них студенты, и готовится проект приказа по университету. В приказе ректора  БелГУ указывается календарная продолжительность практики; органы, в которых она будет проходить, и закрепление за ними студентов, а также руководителей кафедр практики от юридического факультета и ответственных за ее организацию лиц.

Руководство выпускающей кафедры организует изучение студентами программы практики, проводит собеседование для определения знания ее основных положений.

Накануне убытия к местам прохождения практики руководством факультета проводится инструктивное совещание со студентами, на которое приглашаются руководители практики и сотрудники заинтересованных кафедр, а также представители практических органов (по возможности).

При прохождении практики студенты выполняют следующие виды работ:

В Белгородской областной Думе:

Ø изучают нормативно-правовую основу деятельности Белгородской областной Думы, стадии принятия законов Белгородской областной Думой, определяют их соответствие Конституции РФ, а также Уставу Белгородской области;

Ø изучают нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статус законодательного (представительного) органа власти Белгородской области, выявляют их недостатки и раскрывают основные направления совершенствования этих актов;

Ø изучают порядок проведения выборов в Белгородскую областную Думу, ее структуру, правовой статус;

Ø знакомятся с деятельностью аппарата Думы;

Ø присутствуют на заседаниях комиссий и комитетов Белгородской областной Думы;

Ø обобщают практику их деятельности;

Ø оказывают посильную помощь в подготовке законопроектов;

Ø знакомятся с опытом правоприменительной деятельности Контрольно-счетной палаты Белгородской области;

Ø знакомятся с порядком ведения делопроизводства;

Ø изучают практику законодательного процесса в Белгородской области (подготовка проектов нормативных правовых актов, порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов, их рассмотрение, регистрация).

В Белгородской областной и городской территориальной избирательной комиссии (далее - Комиссии):

Ø изучают нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статусБелгородской областной и городской территориальной избирательной комиссии;

Ø изучают правовые акты, принятые Комиссией, определяют их соответствие избирательному законодательству;

Ø знакомятся с основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Комиссии;

Ø изучают историю Комиссии, ее структуру, организацию и деятельность;

Ø знакомятся с избирательным процессом (назначение выборов, составление списков избирателей, определение избирательных округов, образование избирательных участков, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, финансирование выборов, организация и порядком голосования, подсчетом голосов избирателей);

Ø знакомятся с опытом использования комплексов средств автоматизации ГАС «Выборы»;

Ø знакомятся с оформлением организационно-распорядительной документации Комиссии, порядком ведения кадрового делопроизводства;

Ø с разрешения соответствующих должностных лиц присутствуют на заседаниях Комиссии.

В ГУ «Институт региональной политики и законодательства»:

Ø изучают нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статус ГУ «Институт региональной политики и законодательства»

Ø изучают историю, структуру и основные направления деятельности ГУ «Институт региональной политики и законодательства»;

Ø изучают функциональные обязанности структурных подразделений;

Ø оказывают помощь при подготовке докладов и рекомендаций органам государственной власти Белгородской области и органам местного самоуправления по совершенствованию законодательства, нормативно-правовой базы;

Ø знакомятся с порядком подготовки информационных материалов.

В Управлении Министерства юстиции РФ по Белгородской области:

Ø изучают нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статусУправления Министерства юстиции РФ по Белгородской области;

Ø знакомятся с организацией деятельности и структурой Министерства юстиции РФ;

Ø изучают основные функции и полномочия должностных лиц данного учреждения.

В Управлении федеральной регистрационной службы по Белгородской области:

Ø изучают нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статусданного учреждения:

· Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 № 343-ФЗ);

· примерное положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г.;

· правила ведения Государственного реестра, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г.;

· правила ведения дел правоустанавливающих документов;

· приказ Министерства юстиции РФ от 24.07.2001 г. № 343 «Правила ведения книг учета документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

Ø изучают задачи деятельности учреждения юстиции. Эта деятельность позволяет упорядочивать сложную систему сделок, связанных с возникновением, переходом и прекращением прав на недвижимое имущество путем ведения Единого государственного реестра, предусмотренного Федеральным законом № 122-ФЗ;

Ø знакомятся с должностными обязанностями специалистов данного учреждения;

Ø изучают перечень документов, необходимых для государственной регистрации:

· право хозяйственного ведения и право оперативного управления;

· право собственности на объект, приобретенный на торгах и в порядке реализации арестованного и конфискованного недвижимого имущества;

· права на имущество, возникшие в результате реорганизации юридического лица (слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение);

· право собственности на основании договора приватизации, решения суда;

· право собственности в результате наследования имущества;

· право на вновь возведенный объект недвижимого имущества;

· право собственности на основании договоров купли-продажи, мены, дарения;

· право собственности на индивидуальный гараж;

· право собственности на незавершенный строительством объект.

В суде:

Ø изучают нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статуссудей;

Ø знакомятся с составом суда и его структурными подразделениями;

Ø изучают порядок делопроизводства в суде;

Ø изучают функциональные обязанности председателя суда, судей, помощника судьи и консультанта, секретаря суда, секретаря судебного заседания, судебного пристава и других должностных лиц;

Ø знакомятся с порядком и особенностями рассмотрения уголовных, гражданских, административных, арбитражных дел;

Ø знакомятся с порядком ведения отчетности в архиве;

Ø знакомятся с организацией приема граждан.

В органах внутренних дел:

Ø изучают нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статусоргана внутренних дел, действующего на данной территории;

Ø изучают структуру криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также функциональные обязанности соответствующих подразделений;

Ø знакомятся с функциональными обязанностями сотрудников подразделений дознания, предварительного следствия и спецификой деятельности этих органов;

Ø изучают порядок регистрации, рассмотрения и разрешения в ОМ, РОВД (ГОВД) заявлений (сообщений) о преступлениях;

Ø с разрешения соответствующих должностных лиц присутствуют при выполнении ими служебных обязанностей.

В прокуратуре:

Ø изучают нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статуспрокуратуры РФ, а такжеизучают функциональные обязанности прокурора, его заместителя и помощников;

Ø знакомятся с порядком ведения делопроизводства в прокуратуре;

Ø знакомятся с работой по систематизации законодательства;

Ø знакомятся с организацией приема граждан должностными лицами органов прокуратуры;

Ø с разрешения соответствующих должностных лиц прокуратуры присутствуют при исполнении ими служебных обязанностей.

В адвокатуре:

Ø изучают нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статус адвоката;

Ø изучают порядок оказания правовой помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям;

Ø знакомятся с организацией работы адвокатуры по приему граждан и по участию в дознании, предварительном следствии, суде по гражданским и уголовным делам;

Ø изучают порядок составления заявлений, жалоб и других документов правового характера;

Ø присутствуют с разрешения адвоката при выполнении его профессиональных обязанностей.




double arrow
Сейчас читают про: