Рекомендуемая структура бизнес – плана
- Титульный лист
- Резюме
- Цели и задачи проекта
- Характеристика продукта
- Маркетинговый план
- Производственный план
- Организационный план
- Финансовый план
- Инвестиционный план
- Риски
- Оценка социально-бюджетной эффективности проекта
В резюме должны отражаться:
- цель проекта и процесс ее достижения,
- характеристика продукции (услуг) и технологии их уникальность,
- объем ожидаемого спроса на продукцию и потенциал рынка;
- основные финансовые результаты, экономическая эффективность проекта
- потребность в инвестициях, источники финансирования, график возврата заемных средств
- бюджетная и социальная значимость проекта.
Раздел Бизнес-плана «Цели и задачи проекта»
- Цель – это конечный желаемый результат или состояние.
- Задачи – это набор действий, необходимых для достижения цели.
Цель должна быть:
- Конкретной, достижимой, четко и ясно сформулированной;
- Количественно измеримой (например, увеличение сбыта на 20%, а прибыли – на 10%);
- Ориентированной во времени (например, достижение результатов к концу 2 квартала текущего года);
- Подкрепленной необходимыми ресурсами;
- Гибкой, способной к трансформации и корректировке;
- Совместимой с другими целями;
- Соизмеримой с возможностями организации
- Должна отражать экономическую и социальную значимость как для внешних так и внутренних факторов.
Раздел Бизнес-плана «Характеристика продукта»
|
|
Описание продукта (услуги):
- Назначение
- Отличительные особенности,
- Уникальность,
- Патенты, авторские права,
- Торговые марки;
- Ассортимент продукции,
- Возможность экспорта или импортозамещения;
- Наличие лицензии (необходимость ее получения);
- Технологические особенности;
- Безопасность и экологичность продукта;
- Гарантии и сервис.
Раздел Бизнес-плана «План маркетинга»
1. Характеристика отрасли:
- перспективы развития отрасли и рынка, факторы на них влияющие.
- общая характеристика потребности и объем производства продукции в регионе и России.
- Факторы внешней среды прямого воздействия (влияют на организацию и организация может некоторым образом влиять на них):
- Потребители
- Конкуренты
- Поставщики
- Партнеры
- Законодательные и налоговые органы
- Общественность, СМИ
- Экология
- Факторы внешней среды косвенного воздействия (влияют на организацию, но организация не может влиять на них):
- Экономика (инфляция, занятость, уровень доходов и расходов населения, банковские ставки, кризисы и пр.);
- Политика
- НТП
- Природный фактор
- Социально-культурный фактор
- Демографический фактор
- Международные отношения
2. Характеристика целевого рынка
- Степень конкурентности рынка, наличие барьеров входа в рынок
- Сегменты рынка (признаки: пол, возраст, уровень дохода, образование, социально-культурный, демографический, религиозный, и пр.)
- Конъюнктура рынка (общий уровень спроса и предложения)
- Доля рынка
- Ниша рынка, ее уникальность, преимущества и перспективы
Анализ конкурентов
|
|
- Перечень основных конкурентов, их сильные и слабые стороны;
- Конкурентные позиции компании, ее сильные и слабые стороны.
SWOT – анализ
- С помощью метода SWOT (от английских слов: strength – сила, weakness – слабость, opportunities – возможности, threats – угрозы.) выбирают наиболее подходящую стратегию организации на основе совместного анализа сильных и слабых сторон организации, угроз и возможностей среды.
- Матрица SWOT
- 1). Поле СИВ – диверсификация деятельности по всем стратегическим направлениям, в том числе продуктовым линиям, с учетом сильных сторон организации и ее возможностей (наступательные стратегии).
- 2). Поле СЛВ - стратегия развития в направлении максимального использования возможностей и устранения слабых мест организации (например, стратегии «снятия сливок»).
- 3). Поле СИУ – стратегия, направленная на предотвращение угроз за счет сильных сторон организации (оборонительные стратегии).
- 4). Поле СЛУ - стратегия сокращения деятельности или ее полной модернизации.
План сбыта
- Рынки и каналы сбыта;
- Система формирования спроса и стимулирования сбыта;
- Ценовая политика;
- Планируемый объем продаж;
- Система сбыта и логистики: виды транспорта, структура и емкость складов, наличие дилерской сети, взаимоотношения с другими посредниками;
- Рекламные мероприятия и промакции;
- Организация пред- и послепродажного сервиса.
Раздел Бизнес-плана «Производственный план»
- Характеристика организации производства (территориальное размещение, площади собственные или арендуемые, их размер, год и материал постройки зданий и сооружений, наличие систем охраны и пожарной безопасности, пр.);
- Структура производственных участков (площадок), взаимосвязь между ними;
- Календарный план поставки и монтажа оборудования, начала производства и выхода на плановые мощности;
- Описание производственного процесса, применяемых технологий и оборудования;
- План производства в натуральных единицах (стоимостном выражении для услуг);
- Режим, сменность работы;
- Норма амортизационных отчислений;
- Потребность в запасах, сырье, материалах и комплектующих;
- Анализ поставщиков, их взаимозаменяемость;
- Производственные нормы и нормативы;
- Состав и структура себестоимости единицы продукции, переменные и постоянные затраты;
- Обеспечение экологической и технической безопасности производства.
Раздел Бизнес-плана «Организационный план»
- Характеристика персонала (качественная и количественная), более подробно руководящего состава и ведущих специалистов (уровень образования, стаж работы, достижения);
- Штатное расписание;
- Организационная структура (схема): схема структурных подразделений, вертикальные (уровни управления, иерархия, соподчиненность) и горизонтальные взаимосвязи.
- Характеристика персонала (качественная и количественная), более подробно руководящего состава и ведущих специалистов (уровень образования, стаж работы, достижения);
- Штатное расписание;
- Организационная структура (схема): схема структурных подразделений, вертикальные (уровни управления, иерархия, соподчиненность) и горизонтальные взаимосвязи.