«В собачью школу ходят 10 немецких овчарок и 4 шотландских овчарки. На сколько больше немецких овчарок ходит в собачью школу?»
5. Способы организации деятельности обучающихся на этапе выбора стратегии решения. Дидактическая ценность этих заданий.
ИСТОЧНИК: https://vk.com/doc207198158_552540417?hash=71767e98110927c579&dl=c810b57b192fb813b4 (третий из предложенных источников)
Самым важным на этом этапе является формирование умения рассуждать тем или иным способом. Поиск плана решения задачи можно проводить двумя путями:
- аналитическим способом, рассуждая от вопроса к данным («Чтобы ответить на вопрос задачи, надо знать … и …);
- синтетическим, рассуждая от данных к вопросу.(«Мне известно … и …. По этим данным я могу узнать… и …).
Возможно использование их комбинации – аналитико-синтетического способа.
Чаще всего применяется аналитический способ рассуждения, но с точки зрения психологии в 1-2 классе ребёнку легче освоить синтетический способ разбора, так как в возрасте 6-8 лет формирование у ребёнка способности к синтезу несколько опережает формирование способности к анализу. Поиск и составление плана решения учащимися начинается с самостоятельного обдумывания, обсуждения в парах, группах, составления цепочек рассуждений.
|
|
1) Разбор от вопроса к данным (аналитический способ)
Поиск плана решения данным способом начинается с вопроса задачи. Выясняется, что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи. Для этого необходимо найти какую-то величину. А что нужно знать, чтобы её найти? и т. д.
Чтобы помочь учащимся вести рассуждения аналитическим способом, можно использовать приём «ДЕРЕВО РАССУЖДЕНИЙ». Суть его заключается в том, что по ходу рассуждений строится схема, которая помогает учащимся увидеть, какие простые задачи следует выделить (если это задача составная), и каким будет план решения данной задачи.
1. «В зоопарке было 2 зебры. Привезли ещё несколько зебр. Сколько зебр привезли, если их стало в зоопарке 7?»
- На какой вопрос нужно ответить?
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (нужно знать, сколько зебр было и сколько зебр стало).
- Известно ли в задаче, сколько зебр было? (известно: было 2 зебры).
- Известно ли, сколько зебр стало? (известно: стало 7 зебр).
- Как узнать, сколько привезли зебр? На сколько больше стало зебр? (на 5)
- Значит, сколько привезли зебр? (5)
- Каким действием решим задачу, почему?
?
было стало
7 5
|
|
2. «В зоопарке 5 обезьян, слонов на 3 меньше, а бизонов столько, сколько слонов и обезьян вместе. Сколько бизонов в зоопарке?»
- На какой вопрос нужно ответить?
- Что сказано о бизонах в тексте задачи?
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (сколько обезьян и слонов вместе)
- Можем ли мы узнать, сколько обезьян и слонов вместе? (нет, не знаем, сколько слонов).
- Что сказано в тексте о слонах? (слонов на 3 меньше, чем обезьян). Что значит на 3 меньше?
- Как узнать, сколько слонов? Почему выбрали действие вычитания?
- Теперь, можем ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему выбрали действие сложения?
?
обезьяны слоны
5 +?
обезьяны – 3
- Какие простые задачи можно выделить в данной составной?
«ДЕРЕВО РАССУЖДЕНИЙ» ОТ ВОПРОСА К ДАННЫМ
?
?
знаю не знаю
?
знаю не знаю
знаю знаю
Можно оформить рассуждения в таблице. Учитель выдаёт заготовки таблицы, в которые учащиеся записывают свои рассуждения. Такую работу целесообразно периодически проводить в 3, 4 классе.
2. Разбор от данных к вопросу (синтетический)
Чтобы узнать | Надо знать |
сколько бизонов | сколько обезьян (5) |
сколько слонов (?) | |
сколько слонов | сколько обезьян (5) |
на сколько слонов меньше, чем обезьян (на 3) |
Синтетический способ характеризуется тем, что основным, направляющим вопросом при поиске плана решения задачи является вопрос о том, что можно найти по двум или нескольким известным в задаче числовым значениям (данным). По вновь полученным числовым данным и другим известным в задаче данным вновь ищется ответ на вопрос, что можно узнать по этим значениям. И так до ответа на вопрос задачи. Суть этого способа состоит в выделении учащимися простой задачи из составной и решении её.
«В зоопарке было 2 зебры. Привезли ещё несколько зебр. Сколько зебр привезли, если их стало 9».
- Что известно в задаче? (сколько было зебр и сколько стало).
- Что можно узнать по этим данным? (на сколько больше стало зебр)
- Как узнать, на сколько больше стало зебр? (от 9 нужно отнять 2)
- Почему зебр стало больше? (привезли несколько зебр)
- Сколько зебр привезли?
2 9
было стало
привезли
?
«В зоопарке 5 обезьян, слонов на 3 меньше, чем обезьян, а бизонов столько, сколько обезьян и слонов вместе. Сколько бизонов в зоопарке?»
- Что известно в задаче? (сколько обезьян;, на сколько слонов меньше, чем обезьян).
- Что можно узнать по этим данным? (сколько слонов). Какую задачу можно составить и решить?
- Как узнать, сколько слонов? (от 5 отнять 3).
|
|
- Почему выбрали действие вычитания?
- Какие данные имеем теперь? (знаем, сколько обезьян и сколько слонов).
- Что можно узнать по этим данным? (сколько обезьян и слонов вместе). Какую задачу можно составить по этим данным?
- Как узнать, сколько слонов и обезьян вместе, каким действием? Почему сложением?
- Что сказано о бизонах? Сколько бизонов в зоопарке?
5 3
5 ? слонов
?
всего
Можно использовать таблицу.
Зная | Узнаем |
сколько обезьян (5) |
сколько слонов (-) |
на сколько слонов меньше, чем обезьян (3) | |
сколько обезьян | сколько слонов и обезьян вместе (+) сколько бизонов |
сколько слонов |
«ДЕРЕВО РАССУЖДЕНИЙ» ОТ ДАННЫХ К ВОПРОСУ
знаю знаю
?
могу знаю
узнать
?
могу
узнать
Для формирования умения выделять простые задачи из составной, вести рассуждения от данных можно использовать следующие упражнения: