Ответить на вопросы и выбрать правильный ответ

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Логопедия»

Группа СДО -16

Дата проведения: 20.05.2020г.

Время проведения: 14.30– 15.30 16.00-17.00

Количество часов:  4

 

Тема занятия: «Логопедическая работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения развития ».

Цель занятия: актуализировать знания обучающихся об особенностях речевой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями и логопедической работе по её коррекции, расширить знания студентов о специфике логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения развития.

 

Самостоятельное изучение:

1. Особенности системного недоразвития речи и их степени у детей с нарушениями интеллекта.  Логопедическая работа по коррекции системного недоразвития речи.

2. Полиморфный характер нарушений речи при ЗПР. Специфика логопедической работы при ЗПР.

3. Особенности психофизического и речевого развития детей с нарушением зрения. Содержание и специфика логопедической работы со слепыми и слабовидящими.

4. Влияние нарушений слуха на психическое и речевое развитие детей. Состояние речевой деятельности при нарушениях слуха.

5. Особенности проявления речевых нарушений при ДЦП. Комплексный подход при коррекции речевых нарушений при ДЦП.

 

Индивидуальные задания:

 

1. Разработать презентацию по теме: «Особенности формирования речи у умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста».

2. Степени системного недоразвития речи у детей с умственной отсталостью.

3. Составить схему: «Соотношение сенсорных, моторных и речевых нарушений при ДЦП»

4. Основные направления логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР (оформить в таблице).

5. Этапы логопедической работы со слабослышащими.

6. Ответьте на вопросы и выберите правильный ответ (Приложение 1)

Литература

1. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — М.: Владос, 2014. — 272 с. — http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=60458

2. Китик, Е. Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е. Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122624

3. ЛОГОПЕДИЯ: Учебник / Ред. Л. С. Волкова, Ред. С. Н. Шаховская. - 5-е издание. - М.: Владос, 2004. - 680 с

4. ЛОГОПЕДИЯ: Методическое наследие: Пособие для логопедов: В 5-ти книгах / Ред. Л. С. Волкова. - М.: Владос. - 2003. - (Б-ка учителя-дефектолога) Книга 2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Трахилалия. - 432 с

5. Поливара, З.В. Нейролингвистические основы нарушений речи [Электронный ресурс]:. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 176 с. — Режим доступа:

http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=44271

6. Смирнова, И.А. Логопедия: Иллюстрированный справочник [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.А. Смирнова. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: КАРО, 2014. — 232 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/97792

 

Приложение 1

Ответить на вопросы и выбрать правильный ответ

 

1. Дети с комплексными нарушениями – это умственно отсталые дети, имеющие физические недостатки:

а) да;

б) нет.

2. Нарушение речи у детей с умственной отсталостью носит системный характер:

а) да;

б) нет.

3. Недоразвитие речи у детей с ЗПР преимущественно характеризуется нарушением звукопроизношения:

а) да;

б) нет.

4. У всех детей̆ с нарушением зрения имеются нарушения речи системного характера:

а) да;

б) нет.

5. Оборудование логопедического кабинета в учреждении для детей с нарушением зрения ничем не отличается от оборудования кабинета в любом другом учреждении:

а) да;

б) нет.

6. С детьми, имеющими минимальное снижение слуха, может работать только сурдолог:

а) да;

б) нет.

7. У детей с ДЦП преимущественно диагностируется дизартрия:

а) да;

б) нет.

8. Каждое логопедическое занятие с детьми, имеющими нарушения зрения, должно включать гимнастику для глаз:

а) да;

б) нет.

9. Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего:

а) из-за недоразвития аналитико-синтетической деятельности;

б) недостаточности сенсорного отдела речевого аппарата;

в) отклонений от нормы в строении или функционировании речевого аппарата;

г) ограничения диапазона воспринимаемых звуковых частот.

10. При воспитании у слабослышащих слуховой дифференциации той или иной пары звуков целесообразно использовать:

а) опору на зрительное представление артикуляции звука;

б) опору на зрительное и слуховое представление артикуляции звука;

в) опору на зрительно-кинестетические представления;

г) традиционную методику работы.

11. Какие из принципов логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, являются специфическими для этой категории?

а) корригирующее обучения и учет первичных и вторичных дефектов;

б) опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы;

в) учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения;

г) учет новизны, объема и нарастающей сложности вербального материала.

12. Обязательным элементом логопедического занятия с детьми, имеющими нарушения зрения, является:

а) зрительная гимнастика;

б) игровая деятельность;

в) зрительная ориентировка в пространстве;

г) ортоптические упражнения.

13. Преобладающим в структуре системного нарушения речи умственно отсталых детей является:

а) нарушение операции выбора фонем;

б) стойкость нарушения звукопроизношения;

в) семантический дефект;

г) искажение слоговой структуры слова.

14. Процесс логопедической работы с умственно отсталыми детьми должен быть весь направлен на формирование:

а) слухового внимания и слуховой памяти;

б) отработку этапов закрепления правильных речевых навыков;

в) контроля и волевых процессов;

г) мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

15. Особенностью этапа постановки звуков у умственно отсталых детей является:

а) преимущественное использование способа подражания;

б) большая повторяемость упражнений;

в) использование полимодальных афферентаций;

г) большее количество упражнений на развитие речевой моторики.

16. В структуру речевого дефекта при детском церебральном параличе по типу дизартрии входят:

а) нарушение связной речи;

б) нарушение лексической стороны речи;

в) нарушение звукопроизносительнои и просодической сторон речи;

г) все перечисленные компоненты.

17. Специфическими упражнениями в логопедической работе с детьми, страдающими детским церебральным параличом, являются:

а) упражнения для устранения гиперсаливации;

б) развитие артикуляционной моторики;

в) упражнения для развития грудобрюшного типа дыхания;

г) упражнения на развитие ручной моторики.

18. Развитие артикуляционной моторики у детей с детским церебральным параличом начинают преимущественно с упражнений:

а) активного характера;

б) пассивного характера;

в) динамического характера;

г) вибрационного характера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: