ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине «Логопедия»
Группа СДО -16
Дата проведения: 20.05.2020г.
Время проведения: 14.30– 15.30 16.00-17.00
Количество часов: 4
Тема занятия: «Логопедическая работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения развития ».
Цель занятия: актуализировать знания обучающихся об особенностях речевой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями и логопедической работе по её коррекции, расширить знания студентов о специфике логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения развития.
Самостоятельное изучение:
1. Особенности системного недоразвития речи и их степени у детей с нарушениями интеллекта. Логопедическая работа по коррекции системного недоразвития речи.
2. Полиморфный характер нарушений речи при ЗПР. Специфика логопедической работы при ЗПР.
3. Особенности психофизического и речевого развития детей с нарушением зрения. Содержание и специфика логопедической работы со слепыми и слабовидящими.
4. Влияние нарушений слуха на психическое и речевое развитие детей. Состояние речевой деятельности при нарушениях слуха.
5. Особенности проявления речевых нарушений при ДЦП. Комплексный подход при коррекции речевых нарушений при ДЦП.
Индивидуальные задания:
1. Разработать презентацию по теме: «Особенности формирования речи у умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста».
2. Степени системного недоразвития речи у детей с умственной отсталостью.
3. Составить схему: «Соотношение сенсорных, моторных и речевых нарушений при ДЦП»
4. Основные направления логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР (оформить в таблице).
5. Этапы логопедической работы со слабослышащими.
6. Ответьте на вопросы и выберите правильный ответ (Приложение 1)
Литература
1. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — М.: Владос, 2014. — 272 с. — http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=60458
2. Китик, Е. Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е. Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122624
3. ЛОГОПЕДИЯ: Учебник / Ред. Л. С. Волкова, Ред. С. Н. Шаховская. - 5-е издание. - М.: Владос, 2004. - 680 с
4. ЛОГОПЕДИЯ: Методическое наследие: Пособие для логопедов: В 5-ти книгах / Ред. Л. С. Волкова. - М.: Владос. - 2003. - (Б-ка учителя-дефектолога) Книга 2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Трахилалия. - 432 с
5. Поливара, З.В. Нейролингвистические основы нарушений речи [Электронный ресурс]:. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 176 с. — Режим доступа:
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=44271
6. Смирнова, И.А. Логопедия: Иллюстрированный справочник [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.А. Смирнова. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: КАРО, 2014. — 232 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/97792
Приложение 1
Ответить на вопросы и выбрать правильный ответ
1. Дети с комплексными нарушениями – это умственно отсталые дети, имеющие физические недостатки:
а) да;
б) нет.
2. Нарушение речи у детей с умственной отсталостью носит системный характер:
а) да;
б) нет.
3. Недоразвитие речи у детей с ЗПР преимущественно характеризуется нарушением звукопроизношения:
а) да;
б) нет.
4. У всех детей̆ с нарушением зрения имеются нарушения речи системного характера:
а) да;
б) нет.
5. Оборудование логопедического кабинета в учреждении для детей с нарушением зрения ничем не отличается от оборудования кабинета в любом другом учреждении:
а) да;
б) нет.
6. С детьми, имеющими минимальное снижение слуха, может работать только сурдолог:
а) да;
б) нет.
7. У детей с ДЦП преимущественно диагностируется дизартрия:
а) да;
б) нет.
8. Каждое логопедическое занятие с детьми, имеющими нарушения зрения, должно включать гимнастику для глаз:
а) да;
б) нет.
9. Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего:
а) из-за недоразвития аналитико-синтетической деятельности;
б) недостаточности сенсорного отдела речевого аппарата;
в) отклонений от нормы в строении или функционировании речевого аппарата;
г) ограничения диапазона воспринимаемых звуковых частот.
10. При воспитании у слабослышащих слуховой дифференциации той или иной пары звуков целесообразно использовать:
а) опору на зрительное представление артикуляции звука;
б) опору на зрительное и слуховое представление артикуляции звука;
в) опору на зрительно-кинестетические представления;
г) традиционную методику работы.
11. Какие из принципов логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, являются специфическими для этой категории?
а) корригирующее обучения и учет первичных и вторичных дефектов;
б) опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы;
в) учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения;
г) учет новизны, объема и нарастающей сложности вербального материала.
12. Обязательным элементом логопедического занятия с детьми, имеющими нарушения зрения, является:
а) зрительная гимнастика;
б) игровая деятельность;
в) зрительная ориентировка в пространстве;
г) ортоптические упражнения.
13. Преобладающим в структуре системного нарушения речи умственно отсталых детей является:
а) нарушение операции выбора фонем;
б) стойкость нарушения звукопроизношения;
в) семантический дефект;
г) искажение слоговой структуры слова.
14. Процесс логопедической работы с умственно отсталыми детьми должен быть весь направлен на формирование:
а) слухового внимания и слуховой памяти;
б) отработку этапов закрепления правильных речевых навыков;
в) контроля и волевых процессов;
г) мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
15. Особенностью этапа постановки звуков у умственно отсталых детей является:
а) преимущественное использование способа подражания;
б) большая повторяемость упражнений;
в) использование полимодальных афферентаций;
г) большее количество упражнений на развитие речевой моторики.
16. В структуру речевого дефекта при детском церебральном параличе по типу дизартрии входят:
а) нарушение связной речи;
б) нарушение лексической стороны речи;
в) нарушение звукопроизносительнои и просодической сторон речи;
г) все перечисленные компоненты.
17. Специфическими упражнениями в логопедической работе с детьми, страдающими детским церебральным параличом, являются:
а) упражнения для устранения гиперсаливации;
б) развитие артикуляционной моторики;
в) упражнения для развития грудобрюшного типа дыхания;
г) упражнения на развитие ручной моторики.
18. Развитие артикуляционной моторики у детей с детским церебральным параличом начинают преимущественно с упражнений:
а) активного характера;
б) пассивного характера;
в) динамического характера;
г) вибрационного характера.