Как запомнить материал?

Как работать на лекции?

Вопреки расхожему в студенческой среде мнению, что лекция – это труд только преподавателя, рассмотрим, а что же приходится делать студенту на лекции, чтобы не пропало попусту затраченное время и полученные знания в дальнейшем были использованы наиболее эффективно.

       Написание лекции – это трудная и разнонаправленная деятельность. Нужно одновременно

- внимательно следить за развитием мысли преподавателя;

- понимать излагаемое, сопоставляя со своими знаниями, опытом, кругозором;

- записывать (и зарисовывать) материал лекции.

Таким образом, работа на лекции – это большой труд. Каким же образом организовать его, чтобы информация, выдаваемая преподавателями, была усвоена?

Наибольшую трудность вызывает составление конспекта лекции.

Цель составления конспекта:

- фиксирование материала с возможностью повторения в любое время;

- возможность использования и другими лицами;

- закрепление своих собственных ассоциаций с содержанием лекции для лучшего понимания и запоминания материала.

Необходимо:

1. Перед началом лекции осознать ее название и поставить перед собой цель понять ее как можно глубже и записать как можно больше.

2. Вдуматься в план занятий, предложенный преподавателем, и на основе этого плана представить то, о чем идет речь.

3. Внимательно слушая лекции, обязательно вести ее запись в виде конспекта. Недаром народная мудрость гласит: «Самые бедные чернила, лучше любой памяти».

4. Выписывать следует: основные положения, важнейшие аргументы, самые яркие факты, названия.

5. Во внеаудиторное время лекцию следует обработать, дописать сокращения, на основе источников, указанных преподавателем, дополнить лекцию фактами и основными положениями. Для понимания и более прочного запоминания нового материала будет идеальным вариант, если в день лекции после занятий вы перечитаете ее конспект и расскажете кому-либо в общих чертах ее содержание. Кем-либо может быть одногруппник, пропустивший лекцию, родитель, бывший одноклассник, обучающийся по сходной или же наоборот – противоположной специальности (направлении подготовки).

 

На чем писать лекцию?

       Лучше на больших по формату тетрадях (типа журнала, амбарной книги). Тогда Вы эффективно будете использовать свое зрение для одномоментного охвата почти всей лекции. Проблем с запоминанием, повторением, связями и подчиненностью разделов будет меньше. А если еще и цвет имеется (подчеркивания, точки, стрелки и пр.), эффект еще больше возрастает.

Чем писать конспект?

       Лучше черным «шариком» (хорошо иметь запасную ручку). Высший пилотаж – трехцветная ручка (не три, а одна). Это позволяет делать цветовой акцент без затраты времени на поиск фломастера или ручки.

Как внимательно работать на лекции?

1. Приведи себя в боевое состояние внешне, то есть сядь, подберись, внутренне, настройся слушать и убеди себя, что слушать сегодня необходимо (можно придумать себе мотив, причину, поставить цель – почему я должен слушать эту лекцию).

2. Следи за рассказом преподавателя, старайся запомнить его: вам нужно понять, следить за мыслью. Старайся понять и тогда многое запомнится само собой.

3. Чтобы легче было следить за мыслью преподавателя, не упускать ее, старайся сам мысленно работать. У тебя две работы: первая – задавать себе вопросы: почему так? Если они остаются без ответа, спросить преподавателя; вторая – мысленно составлять в уме план рассказа преподавателя, то есть делить рассказ на части. Отметить про себя: «Так, это первое понятно… теперь второе, третье…». Эта умственная работа помогает поддержать свое внимание в активном состоянии и способствует запоминанию материала.

Что и сколько записывать?

       Типичные ошибки – ничего не записывать и все записывать. В первом случае – лекция пропадает (все равно все не запомнишь и повторить будет невозможно). Во втором – все равно не успеешь, так как обычный темп «говорения» лектором 100 –120 слов в минуту, а обычная запись (без сокращений) всего 20. Поэтому записывать надо лишь главное и использовать систему сокращений. Такая система дает возможность высвободить время для размышления, понимания материала. Человек мыслит в 10 раз быстрее, чем пишет, поэтому студент может успевать соображать.

       Записывать лекции надо не дословно, а перерабатывая (если не идет простая диктовка), превращая в тезисы, в «свои слова». Система сокращения должна обеспечить скорость записи 40-70 слов в минуту. Этого будет достаточно.

Обычно такую систему каждый студент непроизвольно составляет сам. Но есть смысл помочь ему в этом. Система сокращений должна включать:

- математические знаки и «квантеры»: >, <, =, ->, f (…), = f (…), lim, ->lim, opt, min, max, const, var, млн, тыс, млрд;

- соединения математических знаков и символов: чем >t…, t^, tI, t, если t^, то pI, p=const;

- пиктограммы или стилизованные картинки: L – швеллер, L – уголок;

- знаковая символика, выражающая личное отношение к материалу:!,?, ого!,?!, и т.д.;

- общепринятые сокращения: м.б- может быть, см. – смотри, и т.д., т.к., т.н. – так называемый, к-л. –какой-либо, и др., и пр., и т.п., ->- отсюда следует, и.тд.;

- применение разделительных знаков: т/б – техника безопасности, ф/х – физико-химический, с/х – сельско-хозяйственный, п/пр – полупроводники, ср/ар – средне-арифметическое.

- Сокращения, относящиеся к какому-либо курсу могут включать:

- Символику, принятую в данной дисциплине: t-время, T- температура, p- давление и т.д.;

- Ключевые слова, представляющие сокращения в данной дисциплине: св. – сварка, д. – давление, УЗК – ультразвуковые колебания, Ч- человек, Л – личность, Д- деятельность;

- Сокращения длинных слов: к-та – кислота, ПрСт – прибавочная стоимость, с/с- себестоимость, ц/б.с – центробежная сила, эн-я – энергия, эн-ка – энергетика, кап-м – капитализм, г/д-ка- гидродинамика;

- Использование иностранных слов; if – если, ex – например, log, const- постоянно, aq- вода, lim.

Необходимо уметь быстро и четко рисовать. Часто студенты много времени тратят на зарисовывание. Полезно тренироваться, иметь карандаш, линейку. Раскрашивать рисунки и схемы лучше дома при работе над конспектом.

Где сидеть?

       Ну, конечно, не в конце аудитории (не видно, не слышно, много отвлекающих моментов), не сбоку на первом ряду (блики от доски, «ночное» видение). Лучше - посередине, ближе к доске. Тогда работают оба полушария мозга, оба поля зрения. Усиливается эмоциональность восприятия. Да и лектор Вас примечает, именно с Вами говорит во время изложения материала. С первой парты легче задать вопрос, если вам что-то не понятно. Это облегчит установление контакта с преподавателем.

Как запомнить материал?

1. Заучивай с желанием знать и помнить.

2. Ставь цель запомнить надолго.

3. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотношением, смысловой группировкой – кто хорошо осмыслит, тот хорошо запоминает и долго помнит.

4. Начинай повторять до того, как материал стал забываться.

5. Заучивай и повторяй небольшими дозами.

6. Лучше учить по одному часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день.

7. Память любит разнообразие, после математики учи историю, после физики – литературу.

8. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики, изображай то, что усваиваешь, сравнивай с тем, что знал раньше - действуй.

9. Если получил задание на вторник, а уроки в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, а накануне повтори.

10. Не учи стихи по странице, короткие заучивай сразу, длинные разбирай на смысловые части.

11. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.

12. Никогда сразу не справляйся по книге, если что-нибудь забыл, постарайся припомнить сам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: