Методика обучения решать простейшие арифметические задачи на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Уважаемые обучающиеся. В процессе освоения раздела: Количество и счет, вам предлагается познакомиться с методикой Л. Ф. Фатиховой решение арифметических задач.

Задания:

1. Посмотреть видео-урок;

2. Прочитать и проанализировать статью;

3. Материалы анализа статьи оформить в предложенной таблице (таблицу оформить в лекционных тетрадях, сфотографировать и отправить в формате документа Word в комментариях после виде-урока)

Удачи в освоении дисциплины.

ФАТИХОВА ЛИДИЯ ФАВАРИСОВНА

Кандидат педагогических наук,

 доцент кафедры специальной педагогики и психологии,

 ГОУ ВПО «Башкирский государственный

 педагогический университет

 им. М. Акмула»

 

АНАЛИЗ СТАТЬИ

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Фатихова Л. Ф. Обучение дошкольников с нарушением интеллекта решению арифметических задач. // Современное дошкольное образование. 2008 – № 6. – С. 36 – 42.

 

 

Методика обучения решать простейшие арифметические задачи на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне

Условия Предшествующая работа
1.Обучение проводится на конкретном материале при организации предметно-практической деятельности. 2. Одновременное знакомство с обоими типами задач (на объединение и разъединение). На одном и том же материале организуют решение задач на нахождение суммы и на нахождение остатка. 1.Вызвать интерес к решению задач
  • сформировать соответствующие способы познавательной деятельности;
  • создать условия, при которых дети будут удерживать внимание на инструкции педагога, решении задач.

 

Этапы обучения Приемы обучения Деятельность педагога Деятельность детей

Начальный этап

На начальном этапе обучения решению задач используются приемы показа объяснения педагог демонстрирует условия задачи с объемными предметами педагог сам решает задачу, сопровождая процесс решения комментариями, давая соответствующие пояснения наблюдения детей за педагогом, который производит действия с предметами, соответствующие условиям задачи.
объяснения педагог сам решает задачу, сопровождая процесс решения комментариями, давая соответствующие пояснения Наблюдение за действиями, которые совершает педагог с материалом.
словесный прием, как повторение с целью закрепления в активном словаре ребенка традиционных слов и фраз, используемых в тексте задач («было…», «стало…», «осталось…», «сколько стало?..», «сколько осталось?   При необходимости дошкольникам поясняется смысл данных формулировок. Наблюдение за действиями, которые совершает педагог с материалом. Повторение и заучивание слов и фраз.

Основной этап. Обучающий.

Словесный прием; Прием показа; Совместные действия. Наглядно-действенное Чтение условия задачи и демонстрация условий задачи с объемными предметами. Демонстрация способа составления и решения задачи с использованием пособия «Подвижная задача». По ходу демонстрации условий задачи педагог задает вопросы для полного уяснения условий. Наблюдение за действиями, которые совершает педагог с материалом. Ответы на вопросы. Решение задачи.
Помощь Совместная деятельность Еще раз повторяются условия задачи. Побуждение детей пересчитать полученный результат. Педагог дает ответ и просит повторить его Пересчитывание материала (полученного результата). Повторение за педагогом
Решение аналогичных задач педагог предлагает для решения аналогичные задачи, но с другим материалом (предметами) Наблюдение за действиями, которые совершает педагог с материалом. Ответы на вопросы. Решение задачи.
Этап закрепления знаний. Самостоятельной деятельности. На последнем этапе обучения практикуется самостоятельные действия по примеру педагога. Педагог помогает передвигать предметы на подвижной задаче и задает наводящие вопросы. Педагог подсказывает некоторые формулировки задач. Педагог составляет задачу, а затее просит повторить условие и решить ее. Дети самостоятельно составляют и решают составленную задачу сначала на нахождение суммы, а затем на нахождение остатка.

 

Эффективность пособия «Подвижная задача»:

1. развивается умение осуществлять прямой количественный счёт;

2. развивается умение производить отсчёт заданного количества предметов от совокупности;

3. формируется представление о сохранении количества;

4. формируется умение осуществлять действия сравнения, упорядочения и преобразования множеств;

5. развивается умение классифицировать предметы по количественному признаку;

6. развивается умение решать простейшие арифметические задачи на нахождение суммы и остатка и моделировать содержание задач на наглядном и условном материале;

Условия

 при работе по методике обучения решать простейшие арифметические задачи на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне

Для того чтобы обучение было эффективным и развивающим необходимо соблюдение следующих условий:

1. следует побуждать детей к комментированию своих действий по решению задач на всех этапах, что позволяет в дальнейшем сформировать планирующую функцию речи, внутренний план действия;

2. в ситуации неспособности какого-либо ребенка производить действие на определенном этапе, даже при предъявлении всех видов и мер помощи, осуществляется возврат обучения действию на предшествующий этап;

3. методика предусматривает усложнение задания, которое производится следующим образом:

а) увеличивается количественное числительное, с которым производится действие на объединение и разъединение;

б) осуществляется переход от объемного материала к плоскостному (к плоскостным предметным фигурам и подвижным задачам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: