АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Уважаемые обучающиеся. В процессе освоения раздела: Количество и счет, вам предлагается познакомиться с методикой Л. Ф. Фатиховой решение арифметических задач.
Задания:
1. Посмотреть видео-урок;
2. Прочитать и проанализировать статью;
3. Материалы анализа статьи оформить в предложенной таблице (таблицу оформить в лекционных тетрадях, сфотографировать и отправить в формате документа Word в комментариях после виде-урока)
Удачи в освоении дисциплины.
ФАТИХОВА ЛИДИЯ ФАВАРИСОВНА
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры специальной педагогики и психологии,
ГОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет
им. М. Акмула»
АНАЛИЗ СТАТЬИ
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Фатихова Л. Ф. Обучение дошкольников с нарушением интеллекта решению арифметических задач. // Современное дошкольное образование. 2008 – № 6. – С. 36 – 42.
Методика обучения решать простейшие арифметические задачи на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне
|
|
Условия | Предшествующая работа |
1.Обучение проводится на конкретном материале при организации предметно-практической деятельности. 2. Одновременное знакомство с обоими типами задач (на объединение и разъединение). На одном и том же материале организуют решение задач на нахождение суммы и на нахождение остатка. | 1.Вызвать интерес к решению задач
|
Этапы обучения | Приемы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
Начальный этап | На начальном этапе обучения решению задач используются приемы показа объяснения | педагог демонстрирует условия задачи с объемными предметами педагог сам решает задачу, сопровождая процесс решения комментариями, давая соответствующие пояснения | наблюдения детей за педагогом, который производит действия с предметами, соответствующие условиям задачи. | ||
объяснения | педагог сам решает задачу, сопровождая процесс решения комментариями, давая соответствующие пояснения | Наблюдение за действиями, которые совершает педагог с материалом. | |||
словесный прием, как повторение с целью закрепления в активном словаре ребенка традиционных слов и фраз, используемых в тексте задач («было…», «стало…», «осталось…», «сколько стало?..», «сколько осталось? | При необходимости дошкольникам поясняется смысл данных формулировок. | Наблюдение за действиями, которые совершает педагог с материалом. Повторение и заучивание слов и фраз. | |||
Основной этап. Обучающий.
| Словесный прием; Прием показа; Совместные действия. Наглядно-действенное | Чтение условия задачи и демонстрация условий задачи с объемными предметами. Демонстрация способа составления и решения задачи с использованием пособия «Подвижная задача». По ходу демонстрации условий задачи педагог задает вопросы для полного уяснения условий. | Наблюдение за действиями, которые совершает педагог с материалом. Ответы на вопросы. Решение задачи. | ||
Помощь Совместная деятельность | Еще раз повторяются условия задачи. Побуждение детей пересчитать полученный результат. Педагог дает ответ и просит повторить его | Пересчитывание материала (полученного результата). Повторение за педагогом | |||
Решение аналогичных задач | педагог предлагает для решения аналогичные задачи, но с другим материалом (предметами) | Наблюдение за действиями, которые совершает педагог с материалом. Ответы на вопросы. Решение задачи. | |||
Этап закрепления знаний. Самостоятельной деятельности. | На последнем этапе обучения практикуется самостоятельные действия по примеру педагога. | Педагог помогает передвигать предметы на подвижной задаче и задает наводящие вопросы. Педагог подсказывает некоторые формулировки задач. Педагог составляет задачу, а затее просит повторить условие и решить ее. | Дети самостоятельно составляют и решают составленную задачу сначала на нахождение суммы, а затем на нахождение остатка. |
Эффективность пособия «Подвижная задача»:
1. развивается умение осуществлять прямой количественный счёт;
2. развивается умение производить отсчёт заданного количества предметов от совокупности;
3. формируется представление о сохранении количества;
4. формируется умение осуществлять действия сравнения, упорядочения и преобразования множеств;
5. развивается умение классифицировать предметы по количественному признаку;
6. развивается умение решать простейшие арифметические задачи на нахождение суммы и остатка и моделировать содержание задач на наглядном и условном материале;
Условия
при работе по методике обучения решать простейшие арифметические задачи на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне
Для того чтобы обучение было эффективным и развивающим необходимо соблюдение следующих условий:
1. следует побуждать детей к комментированию своих действий по решению задач на всех этапах, что позволяет в дальнейшем сформировать планирующую функцию речи, внутренний план действия;
2. в ситуации неспособности какого-либо ребенка производить действие на определенном этапе, даже при предъявлении всех видов и мер помощи, осуществляется возврат обучения действию на предшествующий этап;
3. методика предусматривает усложнение задания, которое производится следующим образом:
а) увеличивается количественное числительное, с которым производится действие на объединение и разъединение;
б) осуществляется переход от объемного материала к плоскостному (к плоскостным предметным фигурам и подвижным задачам).