Урок №37 от 22.05.2020
Теоретическая информация:
Отбор корней можно осуществлять разными способами, самыми распространёнными являются следующие три:
1) с помощью координатной прямой;
2) с помощью неравенства;
3) с помощью тригонометрического круга.
· Оформите в тетради (перепишите или распечатайте и вложите) решение следующих заданий:
Разберём три способа отбора корней на конкретных трёх различным примерах.
Решите задания:
1) а) Решите уравнение
.
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
.
2) а) Решите уравнение
.
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку
.
3) а) Решите уравнение
.
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
.
Решение:
1) а) Решите уравнение
.
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
.
а) Решим уравнение:
,
,
,
,
;
Применим формулу приведения:
и перепишем уравнение:
,
,
;
Применим формулу синуса двойного угла
и перепишем уравнение:
;
Вынесем
за скобки:
,
или
;
1)
, данное уравнение можно решить с помощью тригонометрического круга (синус соответствует оси
,
в точке
и
),
,
2)
,
,
;
и
,
и
,
и
,
и
,
и
.
б) Произведём отбор корней с помощью координатной оси:
1)
,

,
данный корень находится левее промежутка, то есть вне промежутка, поэтому
нужно брать больше 0,
,
,
,
данный корень совпадает с правым концом промежутка, поэтому если
брать больше 3, корни будут находиться правее промежутка, то есть вне промежутка.
В результате внутри промежутка оказались два корня
и
.
2)
,

,
данный корень находится левее промежутка, то есть вне промежутка, поэтому
нужно брать больше 0,
,
,
данный корень находится правее промежутка, то есть вне промежутка, поэтому если
брать больше 2, корни будут находиться также правее промежутка, то есть вне промежутка.
В результате внутри промежутка оказался один корень
.
3)
,

,
данный корень находится левее промежутка, то есть вне промежутка, поэтому
нужно брать больше 0,
,
данный корень находится левее промежутка, то есть вне промежутка, поэтому
нужно брать больше 1,
,
данный корень находится правее промежутка, то есть вне промежутка, поэтому если
брать больше 2, корни будут находиться также правее промежутка, то есть вне промежутка.
В результате внутри промежутка не оказалось ни одного корня.
Ответ: а)
,
,
.
б)
,
,
.
2) а) Решите уравнение
.
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку
.
а) Решим уравнение:
,
Применим формулу приведения
и перепишем уравнение:
,
,
,
,
Вынесем
за скобки:
,
или
,
1)
, данное уравнение можно решить с помощью тригонометрического круга (косинус соответствует оси
,
в точке
и
),
,
2)
,
,
,
,
и
,
и
,
и
,
и
,
и
.
б) Произведём отбор корней с помощью неравенства:
;
,
,
, 
, 
, 
, 
, 
,
.
,
, 
, 
,

, 
, 
,

,
,
, 
, 
,
.
3)
,
, 
, 
, 
, 
, 
, 
, 
, 
, 
,
.
Ответ: а)
,
,
.
б)
,
,
.
3) а) Решите уравнение
.
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
.
а) Решим уравнение:
,
Найдем область определения данного уравнения:
Заметим, что первый множитель содержит тангенс, поэтому
, а второй множитель содержит корень, поэтому
,
. Вместе имеем
.
,
или
,
1)
,
,
или
;
,
,
,
,
,
;
,
,
,
;
2)
,
,
, данное уравнение можно решить с помощью тригонометрического круга (косинус соответствует оси
,
в точке
и
),
.
С учётом области определения имеем
и 
б) Произведём отбор корней с помощью тригонометрического круга
,
1)
,
,
данный корень находится вне промежутка, поэтому
нужно брать меньше 0,
, 
, 
данный корень находится вне промежутка, поэтому если
брать меньше
, корни будут находиться также вне промежутка.
В результате внутри промежутка оказался один корень
.
2)
,
,
данный корень находится вне промежутка, поэтому
нужно брать меньше 0,
, 
, 
данный корень находится вне промежутка, поэтому если
брать меньше
, корни будут находиться также вне промежутка.
В результате внутри промежутка оказался один корень
.
Покажем оба корня на чертеже:

Ответ: а)
,
.
б)
,
.
· Выполнить домашнее задание на карточке
Карточка
Некоторое тригонометрическое уравнение имеет корни
,
,
. Любым из трёх способов произведите отбор корней, принадлежащих следующим промежуткам:
1)
, 2)
, 3)
.
· Домашнее задания оформите в тетради.
· Сфотографируйте в разборчивом виде.
· Передайте мне до 25.05.2020 через эл.дненик, Whatsapp, или VK.
Критерии оценивания заданий карточки
Каждый верно отобранный набор корней для каждого промежутка – 1 балл.
Баллы суммируются. Максимальное количество баллов – 9.
Перевод баллов в оценки
9 баллов – оценка «5»
7-8 баллов – оценка «4»
5-6 баллов – оценка «3»
менее 5 баллов – оценка «2»






