Практическая ситуация № 2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

Тема работы: Разработка системы контроля для конкретного предприятия

Цель работы: разработать систему контроля для конкретного предприятия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Контроль, как одна из основных функций управления, призван обеспечивать оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития предприятия. Контролировать можно цели, ход развития плана, прогнозы развития процесса.

Задание №1

Внимательно прочитайте практические ситуации и с помощью учебника, конспекта, интернет ресурсов ответьте на поставленные вопросы.

    Практическая ситуация № 1

Змн.
Арк.
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
1
   
Разработал
Грива
 Проверил.
Правоторова
 
 
 Н. Контр.
 
Подтверди.
 
Отчёт
Лит..
Листов
9
ЗИО 18 1/9
«OTIS» — торговая марка лифтов, известная во всем мире. Первый безопасный лифт изобрел основатель компании Э.Отис. Поначалу он был не предпринимателем, а всего лишь механиком. Э.Отис придумал лифт, не падающий даже при обрыве тросов. Лифты фирмы «OTIS» стали устанавливать по всему миру. В конце XIX в. они появились и в России.

В XX в. компания значительно расширила свой ассортимент за счет эскалаторов и многочисленных модификаций лифтов. В 1976 г. компания «OTIS» вошла в корпорацию «UTC». В составе последней были также компании по производству вертолетов, аэрокосмических и климатических систем, авиадвигателей и турбин. Годовой оборот корпорации «UTC» оценивают в 25 млрд долл.

Корпорация «UTC» предоставила компании «OTIS» дополнительные возможности для развития, такие как финансовые, и управленческие. Поскольку большинство корпоративных заказов корпорации «UTC» поступает от военно-промышленного комплекса США, менеджмент корпорации уделяет особое внимание контролю качества продукции.

Финансовые возможности материнской компании позволили компании «OTIS» развернуть бизнес с обширной географией: в настоящее время доля компании в мировом производстве лифтов составляет более 25%.

 

                               

 

В 1990 г. совместное предприятие с участием компании «OTIS» появилось и в современной России. На базе Щербинского лифтостроительного завода было налажено производство лебедок, а в Санкт-Петербурге построили новый завод, выпускающий непосредственно лифты.

Помимо производства лифтов компания «ОТИС» наладила в России, как и во всем мире, круглосуточное обслуживание уже установленного оборудования, причем не только своих, но и лифтов других компаний. Основной доход в России компании приносит именно обслуживание лифтов.

Змн.
Лист.
№ докум.
Подпись
Дата
Лист.
2
   
Для оптимизации работы в России компания «ОТИС» создала необходимую структуру управления. Штаб-квартире «ОТИС Россия» подчиняются четыре компании: «Мое ОТИС» — все операции по Москве; «ОТИС Санкт-Петербург» — завод и операции по Северо-Западному региону; «Рус ОТИС» — монтаж и обслуживание по всей России; «Щербинка ОТИС» — завод по производству оборудования. Вся территория страны разделена на шесть операционных зон, в которых действуют 34 филиала.

В России основными конкурентами лифтов компании «OTIS» оказались финские лифты фирмы «KONE», а также отечественные лифты Карачаровского завода и белорусские лифты. В конкурентной борьбе компания «OTIS» расширила модельный ряд и сосредоточила усилия на контроле качества продукции. По своим характеристикам произведенные в России лифты конкурентоспособны, а цены их ниже, чем импортных аналогов. Качество лифтов тщательно контролируют.

Для проверки качества производимых лифтов на заводе есть специальные испытательные установки, где воспроизводятся нормальные рабочие условия для всех систем.

Однако компания «OTIS» этим не ограничивается. Во всех без исключения отделениях компании внедрена программа качества АСЕ.

В основе этой программы — производство по технологии и стандартам фирмы «OTIS», вторым пунктом программы является импортный станочный парк, комплектующие и материалы согласно стандартам фирмы «OTIS». Монтаж и обслуживание по технологии компании «OTIS» — еще один пункт программы. Все механики российского подразделения компании «OTIS», независимо от того в каком городе они работают, носят фирменную одежду и ездят на фирменных автомобилях, снабженных рацией.

Повышению контроля качества обслуживания лифтов компании «OTIS» и других компаний способствует еще один пункт программы — сбор

 

Змн.
Лист.
№ докум.
Подпись
Дата
Лист.
3
   
информации по объектам монтажа и эксплуатации. У каждого филиала компании «OTIS» есть база данных по всем установленным компанией лифтам.

В соответствии с внедряемой программой контроля качества на предприятиях компании теперь исключено использование труда неаттестованных рабочих. Весь персонал проходит специализированное обучение. Топ-менеджеры российского отделения постоянно участвуют в семинарах и тренингах, проводимых головной компанией по всему миру.

Ответьте на вопросы:

1) Что представляет собой система контроля качества продукции компании «OTIS»?

Повышению контроля качества обслуживания лифтов компании «OTIS» и других компаний способствует еще один пункт программы — сбор информации по объектам монтажа и эксплуатации. У каждого филиала компании «OTIS» есть база данных по всем установленным компанией лифтам

2) К какому виду контроля можно отнести эту систему?

Эту систему можно отнести к виду сбора информации.

3) Может ли менеджер использовать метод контроля «Управленческая пятерня» для контроля качества продукции и обслуживания лифтов компании «OTIS»? Объясните подробно.

Я считаю, что этот метод контроля не подойдет для контроля качества продуции и обслуживания лифтов компании «OTIS».

Практическая ситуация № 2

В прежние времена в нашей стране под сертификацией подразумевали «утверждение» качества уже произведенного товара. В современном бизнесе речь идет о сертификации качества непосредственно производственного процесса, организации и управления им. До 1980-х гг. никто не задумывался, что, сколько ни проверяй готовую продукцию, производственного брака меньше не будет. Допустим, отдел технического контроля (ОТК) проверяет по ГОСТу качество какой-либо техники. Бракованную продукцию удаляют, но брак по-прежнему продолжает поступать с конвейера. Деньги на сырье и производство истрачены и, соответственно, потеряны.

По подсчетам Международного института менеджмента, в результате отсеивания некачественного товара предприятия теряют в среднем до 40 % производственной прибыли. В России эти цифры выше. К таким результатам приводит неправильная организация процесса производства. В первую

 

 

очередь это касается промышленных предприятий. А ведь понятие «некачественная продукция» существует и в тех компаниях, которые торгуют или оказывают услуги. Как бы хорошо ни работал ОТК, вероятность попадания брака к покупателю существует. Пока товар не опробован в работе, быть уверенным в его качестве невозможно. Это всегда связано с риском.

Как сделать, чтобы брака не было совсем, чтобы можно было давать объективные, проверяемые гарантии качества до того, как появился товар? Ответ прост — нужно контролировать качество всего производственного процесса. Ведь стоит все операции вы-

полнить правильно, и брака не будет.          

Стандарты качества разрабатывает Международная организация по стандартизации—Internaional Standard Organization (ISO). Продуктивная система качества, которую внедряет ISO, называется ISO 9000. В современном бизнес-сообществе считают, что наличие сертификации ISO подтверждает безупречную организацию и контроль бизнес-процесса в компании на всех его стадиях — от проектирования деятельности до послепродажного обслуживания и информационного обеспечения. Так называемая философия управления качеством ISO требует, чтобы были устранены причины, которые привели к изготовлению некачественной продукции.

Ведь невозможно гарантировать высокое качество продукции, если после обнаружения недостатков не выявлена и полностью не устранена причина их возникновения.

А главной причиной брака в работе обычно являются чьи-то неправильные действия и отсутствие должного контроля. Чтобы их не допустить или по крайне мере свести к минимуму, согласно философии ISO нужно формализовать все процессы, т. е. описать в специальных документах их алгоритм.

Управлять и вмешиваться в технологию можно только в том случае, когда процессы формализованы и документированы.

Змн.
Лист.
№ докум.
Подпись
Дата
Лист.
4
   
Если менеджер уверен, что все его подчиненные без всякой сертификации понимают, какой процесс, когда и в какой последовательности им нужно выполнять,— он наверняка ошибается. Дело в том, что всем сотрудникам нужны инструкции для достижения однозначного понимания выполняемых функций, сокращения эмоциональных и энергетических затрат на «обдумывание» элементарных действий. Клиент отказался от

 

 

Змн.
Лист.
№ докум.
Подпись
Дата
Лист.
5
   
предложения. Почему? Он не доволен работой предприятия. По каким причинам? Искать ответы на эти вопросы помогает сертификация.

В большинстве развитых стран в настоящее время компании требуют от своих поставщиков сертификаты ISO 9000 Распространение системы сертификации происходит по всему миру. Более 200 тыс. американских и европейских компаний стандартизировали свои системы управления. По данным европейской статистики, до 95 % несостоявшихся деловых контактов было прервано из-за отсутствия у предприятия сертифицированной системы качества.

В России процесс сертифицирования качества идет медленнее. Пока подобная постановка и сертификация контроля качества по стандарту ISO 9000 — для нашей страны дело редкое, особенно в сфере услуг. В России есть три типа компаний, которые стремятся получить этот сертификат. Прежде всего, он нужен тем производственным предприятиям, чаще всего крупным, которые выводят товар на международный рынок. Для этого требуется сертификат ISO 9000 Во-вторых, сертификацию проходят зарубежные фирмы, которые открывают свое производство и офисы в России. В-третьих, это современные, как правило небольшие, непроизводственные компании, для которых главное — не сам сертификат, а постановка контроля качества. Например, такие известные компании как «Газпром», «АВТОВАЗ» и некоторые другие требуют от своих партнеров сертификаты качества.

Мировой банк признал воронежский «УГМК-Рудгормаш» победителем тендера в несколько миллионов долларов на изготовление буровых станков для индийской угольной промышленности. Это стало возможным благодаря грамотно организованной работе предприятия, соответствующей международному сертификату ISO 9000.

Ответьте на вопросы:

1) Объясните, почему необходимо контролировать не качество готовой продукции, а процесс ее производства?

Невозможно гарантировать высокое качество продукции, если после обнаружения недостатков не выявлена и полностью не устранена причина их возникновения.

А главной причиной брака в работе обычно являются чьи-то неправильные действия и отсутствие должного контроля.

 

 

2)Что собой представляет международная система управления качеством ISO 9000?

ISO 9000 — серия международных стандартов, содержащих термины и определения, основные принципы менеджмента качества, требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий, а также руководство по достижению устойчивого результата.

3)Почему российские компании не стремятся получить сертификат ISO 9000?

Обобщая высказываемые противниками стандарта ИСО 9001:2000 аргументы, можно свести их к следующему:

 

Методология стандартов ИСО серии 9000 является ОШИБОЧНОЙ методологией управления, внедрение которой приводит к УЩЕРБУ для экономической эффективности предприятий.

Методология, предлагаемая ИСО, ИДЕТ ВРАЗРЕЗ с методами менеджмента качества, применяемыми передовыми компаниями, в частности на «Тоёте».

Иллюзия исключительной эффективности этих стандартов создается ЗА СЧЕТ ИХ ЛОББИРОВАНИЯ.

Сертификация СМК – чрезвычайно ДОРОГОЕ дело и НЕ ОПРАВДЫВАЕТ затраты.

Сертификация СМК свойственна, В ОСНОВНОМ, СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО производства.

4)Какую роль играют менеджеры в повышении качества продукции и получении данного сертификата? Объясните подробно.

Змн.
Лист.
№ докум.
Подпись
Дата
Лист.
6
   
Менеджеры играют важную роль в повышении качества продукции получения данного сертификата. Именно они помогают построить такую структуру предприятия, чтобы было повышено качество продукции.

Контрольные вопросы:

1. С каких позиций можно охарактеризовать понятие «контроль»?

Понятие «контроль» имеет довольно широкий диапазон значений от «управлять», «регулировать» до «проверять», «инспектировать». Контроль рассматривают как в широком, так и узком значении. В самом общем виде, контроль можно определить как процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными ранее.

 

Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей, поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное

 

 

функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

2. Какие существуют главные инструменты выполнения функции контроля?

В качестве наиболее распространенных и эффективных инструментов внутреннего контроля можно выделить:

1. Непосредственное наблюдение за работой исполнителя.

Например, можно прийти в комнату менеджеров по обслуживанию клиентов и понаблюдать, как они общаются с клиентами. Или вместе с подчиненным сходить на переговоры и посмотреть, как подчиненный их проводит. Не стоит забывать, что после такого наблюдения непременно нужно дать обратную связь исполнителю, что он сделал хорошо, а что можно сделать лучше.

2. Приемка продуктов деятельности подчиненного и их оценка.

Данный инструмент контроля чаще используется, когда подчиненные производят что-либо материальное. Например, оценка качества выточенных деталей, оценка качества стрижки, оценка уровня статьи.

3. Анализ письменного отчета исполнителя о выполненной работе.

3. Какие задачи должен решить менеджера на этапе доведения задания до подчинённых? Назовите этот этап.

Доведение задания до подчиненных, или инструктирование. На этом этапе деятельности менеджер должен ответить на ряд вопросов:

 

Змн.
Лист.
№ докум.
Подпись
Дата
Лист.
7
   
1.   Кто?Кто будет исполнять решение, насколько выбор конкретного работника для выполнения данного задания обоснован, по силам ли ему задача и т. п.

 

2.   Что?Что из себя будет представлять детально разработанное задание работнику или группе работников.

 

3.   Почему? Почему именно эти люди будут выполнять решение. Необходимо показать им его значимость для предприятия. Нужно вызвать интерес к нему и определить соответствующую мотивацию.

 

4.   Когда? Когда и в какой срок должно быть выполнено задание и с каким результатом.

5.   Как и каким образом? Как подчиненные должны работать над исполнением решения, какие должны использовать способы и методы работы, кто и кому должен оказывать поддержку.

 

6.   Где? Где работник должен выполнять задание — в рамках своего предприятия или в контакте с представителями других фирм и организаций, в чем содержательно должно заключаться взаимодействие с ними.

4. Назовите этапы контроля.

Контроль состоит из следующих основных этапов (стадий):

 

- выработка стандартов и критериев;

 

- подготовка к проведению контроля;

 

- измерение достигнутых результатов;

Змн.
Лист.
№ докум.
Подпись
Дата
Лист.
8
   


- сопоставление со стандартами и критериями реальных результатов;

 

- принятие корректирующих управленческих воздействий.

5. Назовите отрицательные проявления контроля.

Немецкий специалист по менеджменту Г. Шредер выявил сле­дующие негативные проявления контроля:

 

тот факт, что сотрудник находится под наблюдением, вынуж­дает его наблюдать за собой, но при этом человек начинает заду­мываться над своими автоматически протекающими действиями и теряет уверенность в себе;

 

контроль является признаком разницы в статусе. Он идет враз­рез с человеческой потребностью в признании и высокой оценке (тот, кого контролируют, является в большинстве случаев подчи­ненным);

 

 

контроль особенно неприятен, когда наблюдаемый не знает точ­но, что именно контролируют;

 

так как контроль узаконен, никто не может от него защитить­ся; возникающее по этой причине раздражение «выливается» где-нибудь в другом месте;

 

контроль зачастую субъективно воспринимается как придирки, хотя руководитель об этом не думает;

 

контроль может восприниматься как недоверие, в этом случае он препятствует хорошим отношениям между руководителем и под­чиненными.

6. Назовите требования к эффективно поставленному контролю.

Эффективно поставленный контроль обязательно должен:

 

■ иметь стратегическую направленность, т. е. быть целеу­стремленным;

 

■ ориентироваться на результаты;

 

■ соответствовать характеру деятельности предприятия;

Змн.
Лист.
№ докум.
Подпись
Дата
Лист.
9
   


■ быть своевременным, гибким, экономичным, полным, си­стематичным, упреждающим, объективным (справедли­вым), компетентным, деловым, доброжелательным.

Вывод: разработала систему контроля для конкретного предприятия.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: