III. Эвристическая беседа о мотивах в произведении

Учитель:  Есть в пьесе несколько устойчивых мотивов. Назовите их.

Ученик: Самый отчетливый — это мотив «повреждения, урона». Например, все, происходящее с Епиходовым, имеет один общий признак — нелепого повреждения. Уронил букет, сломал кий, смял чемоданную картонку, повредил себе голос. Но и этого мало: Епиходов как будто отбрасывает большую тень на другие персонажи. К «двадцати двум несчастьям» Епиходова прибавляются другие. Лопахин дважды опоздал на поезд; Аня растеряла все шпильки; Дуняша, которую обнял Яша, блюдечко разбила; Любовь Андреевна уронила портмоне, рассыпала золотые; Петя Трофимов с лестницы упал. Ряд предметов, в которых воплощено в комедии значение «утраты», «неудачи» и «повреждения», может быть продолжен: пустые стаканчики (шампанское «вылакал» лакей Яша), разбитый градусник, оброненный букет цветов, потерянные калоши.

Учитель: «Утрата» и «бессмысленное существование в негодном к употреблению виде» могут и персонифицироваться (смерть «внесценических» няни и Афанасия, старение Фирса и Пети Трофимова, которого одна баба в вагоне назвала «облезлый барин») и «опространствоваться»: вишневый сад рубят, дом и усадьба Гаевых обречены на слом. 

Ученик: Еще один мотив — смерти, кладбища, гробов. Дух смерти, угасания веет над произведением.

Учитель: Верно. Поясняя декорации ко второму акту, Чехов писал Станиславскому: «Кладбища нет, оно было очень давно. Две-три плиты, лежащие беспорядочно, — вот и все, что осталось». Раневская упоминает умершего мужа, погибшего сына, в цветущем саду ей чудится покойница-мать. Лопахин говорит о том, как были бы поражены его успехами дед и отец, если бы восстали из гробов. Трофимов патетически произносит речь о крепостных, замученных в этой усадьбе и глядящих на нас с каждой вишенки. «Могила» и «кладбище» служат символом суетности человеческой жизни и бренности всего земного.

 

IV. БЕСЕДА О СИМВОЛИКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Учитель:  Теперь давайте поговорим о символике произведения. Символичен в этом произведении и белый цвет. Каким он здесь характеризуется?

Ученик: Белый цвет не только «могильный», но и «воздушный», не только призрачный, но и прозрачный, светлый». Он создает ауру возможной гармонии жизни, которая мечталась, но не осуществилась. 

Учитель: А что является самым главным героем-символом?

Ученик: Вишневый сад.

 

V. РАБОТА С АССОЦИАЦИЯМИ

Учитель: Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают, когда вы слышите словосочетание «вишнёвый сад».

Ученик: Страна детства, беззаботной юности, влюблённости. Белые цветы как символ чистоты. Место, где можно укрыться от мира и попасть в счастье. Реальный показатель времени: осенью – печальный, зимой – сказочный, весной – волшебный, летом – алый.)

Учитель: Можно ли соотнести ваши ассоциации с названием чеховской пьесы? Каким образом?

Ученик: Вишнёвый сад и для героев значит очень много: это их прошлое, это детство Гаева и Раневской.

  Учитель: Что значит вишнёвый сад для героев пьесы? Выпишите из текста слова, фразы, реплики разных героев комедии, которые отражали бы их отношение к вишнёвому саду.

Ученик: Зачитывает.

  Учитель: Какое место принадлежит вишнёвому саду в системе образов пьесы?

Ученик: Всё действие посвящено продаже вишнёвого сада, он значит для героев слишком много, они не могут легко отказаться от него.

Учитель: Можно ли сказать, что вишнёвый сад – центральный персонаж? Почему?

Ученик: После продажи сада меняется и жизнь героев, их судьба.

  Учитель: В чём его символичность?

Ученик: Вишнёвый сад и символ прошлого, и символ будущего: ведь он цветёт.

Учитель: Конечно, это не просто место действия. Это центр произведения, главный герой. Его любят, о нем сожалеют, о нем мечтают, им хотят овладеть, от него отрекаются, его предают и убивают. Вишневый сад одушевлен. Его душа безвинна, прекрасна, щедра, полна любви. Автор как бы оценивает каждого человека в этой пьесе по отношению к саду. Одни его любили и предали — Раневская и Гаев. Другие мечтали  о нем, в конце концов овладели и, «совершенствуя», убили — Лопахин. Третьи, в силу своей молодости и энергии, могли бы спасти его, но они мечтают о каком-то небывалом будущем саде и отрекаются от уже существующего — Аня и Петя Трофимов. Вишневый сад — это память предков, это красота, это чувство родины, это культура. Действительно, «вся Россия — наш сад!» И это то, что оказалось обречено на уничтожение в начале XX века. Истребляя всякую символичность в своих героях, Чехов перенес смысловое, метафорическое и метафизическое ударение на предмет неодушевленный — сад. Только так ли уж он неодушевлен? Сад — вершинный образ чеховского творчества, — как бы его завершающий и обобщающий символ веры. Сад — это совершенное сообщество, в котором каждое дерево свободно, каждое растет само по себе, но, не отказываясь от своей индивидуальности, собранные вместе, они составляют единство. Сад растет в будущее, не отрываясь от своих корней, от почвы. Сад меняется, оставаясь неизменным. Подчиняясь циклическим законам природы, рождаясь и умирая, он побеждает смерть. Сад указывает выход из парадоксального мира в мир органичный, переход из состояния тревожного ожидания в вечный деятельный покой. Сад — синтез умысла и провидения, воли садовника и Божьего промысла, каприза и судьбы, прошлого и будущего, живого и неживого, прекрасного и полезного (из вишни, напоминает трезвый автор, можно сварить варенье). Сад — слияние единичного со всеобщим. Сад — символ соборности, о которой пророчествовала русская литература. Сад — универсальный чеховский символ, но сад — это и тот клочок крымской земли, который он так терпеливо возделывал. «Вся Россия наш сад», – говорит Трофимов, стремясь изменить масштаб жизни, приспособить его к размеру своих «сверхчеловеков» будущего — он меняет «сейчас и здесь» на «потом и везде». Получается, что те, кто должны насадить завтрашний сад, вырубают сад сегодняшний. На этой ноте, полной трагической иронии, Чехов ставит точку. Изобразив человека на краю обрыва, сам он ушел в сторону. 




double arrow
Сейчас читают про: