Установка арматуры, дренажей, воздушников и приборов контроля
Трубопроводную арматуру устанавливают в сборе с готовыми узлами трубопроводов. Арматуру больших размеров, предварительно прошедшую ревизию и испытание, устанавливают самостоятельно.
Перед установкой арматуры необходимо вынуть пробки (или снять щитки) и тщательно осмотреть внутреннюю полость, чтобы убедиться, что в ней нет посторонних предметов.
Перед подъемом тяжелую арматуру стропуют (обвязывают) тросом или веревкой (в зависимости от веса), строп надевают на крюк подъемного устройства и затягивают с таким усилием, чтобы арматура при подъеме не выскользнула и не упала. Стропить можно только за корпус или за крышку арматуры (рис. 1). Запрещается стропить за маховик, шпиндель, втулку сальника и другие детали, так как при этом возможно повреждение этих деталей. Чтобы предохранить шпиндель от повреждения, его рекомендуется обернуть тряпками.
Рис. 1. Способы обвязки арматуры при перемещениях:
а — обвязка вентиля, б — обвязка предохранительного клапана
|
|
Фланцевую арматуру устанавливают на трубопровод с закрытым затвором.
Во время приварки бесфланцевой арматуры ее затвор следует немного открыть, чтобы предотвратить заклинивание его от нагрева корпуса при сварке. Затвор арматуры надо держать открытым до окончания промывки и продувки трубопровода. Чтобы определить правильное положение арматуры на трубопроводе, руководствуются указателями. На корпусах арматуры направление потока показано стрелкой, отлитой на боковой поверхности корпуса.
Арматуру с условным проходом до 100 мм отдельно не закрепляют.
Тяжелую арматуру, как правило, крепят самостоятельно к строительным или технологическим конструкциям, чтобы не создавать излишней нагрузки на трубопроводы.
Положение осей штурвалов определяется проектом. Если указания отсутствуют, то задвижки и вентили надо установить так, чтобы арматуру было удобно обслуживать. При этом направление закрытия всегда должно быть по часовой стрелке, а направление открытия — против часовой стрелки.
До пуска трубопровода в эксплуатацию смонтированная арматура вентильного типа должна находиться в закрытом состоянии, а кранового типа — в открытом.
Трубопроводную арматуру в зимнее время необходимо хранить в отапливаемом помещении. Если помещение не отапливается, у арматуры следует немного приоткрыть затвор (на пол оборота маховика), чтобы предохранить корпус от разрыва при низкой температуре. При транспортировании арматуры к месту установки маховики рекомендуется снять, а торцовые полости закрыть пробками или деревянными щитками, чтобы предотвратить засорение внутренних плоскостей, и в особенности уплотнительных поверхностей арматуры. Рычажные предохранительные клапаны при транспортировании следует заклинить.
|
|
Дренажными устройствами оборудуют трубопроводы, в которых в процессе эксплуатации происходит значительная конденсация паров и скопление жидкости. Жидкость удаляется из трубопровода через спускные штуцера, расположенные в нижних точках каждого, отключаемого задвижками участка. Дренажные трубопроводы выполняют из труб с условным диаметром до 50 мм. Для отвода воздуха во время заполнения водой трубопровода в верхних его точках устанавливают штуцера с краном или вентилем, называемые воздушниками.
Для контрольно-измерительных приборов устанавливают отборные устройства — бобышки, штуцера, карманы. Отборные устройства необходимо устанавливать в узлах и элементах трубопроводов при их централизованном изготовлении. Штуцера и бобышки должны быть врезаны и вварены так, чтобы их концы не выступали внутрь трубопровода. Гильзы термометров устанавливают в трубопроводах с условным проходом до 200 мм под углом 45° против движения теплоносителя, при больших диаметрах труб — под углом 45—90°. Конец гильзы должен находиться примерно в центре трубы. Диафрагмы расходомеров устанавливают на прямых участках трубопровода после его продувки и промывки. Регулирующие клапаны устанавливают только на горизонтальных линиях трубопровода, причем шток должен располагаться вертикально. Для возможности проведения ремонта трубопровода в период его эксплуатации в местах установки клапана делают обводную линию с запорным устройством (байпас).