Примеры методик для исследования уровня мышления
По мнению Б.А. Сосновского, мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
По мнению Л.Д.Столяренко, мышление – это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредованное речью и прошлым опытом отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.
Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление помогает с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.
1. Методика «Раздели на группы»
Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка.
Ребенку показывают картинку, изображенную на рис 1, и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены»
На выполнение всего задания отводится 3 мин.
Выводы об уровне развития
Замечание
Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп
10 баллов
Ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис. они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры.
Очень высокий
8-9 баллов
Ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.
Высокий
6-7 баллов
ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.
Средний
4-5 баллов
За время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур.
2-3 балла
За время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.
Низкий
0-1 балл
За время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур
Очень низкий
рис.1.
+
-
Позволяет выявить уровень образно-логического мышления.
На проведение данной методики
Требуется небольшое количество времени.
Позволяет выявить у детей наличие понятия о геометрических фигурах.
Нет возможности группового диагностирования.
Требует затрат времени на подготовку раздаточного материала.
Тест: на проверку словесно-логического мышления
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Кто больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают, а вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груша, сливы, яблоки - что это?
6. Почему шлагбаум опускают раньше, чем идет поезд?
7. Москва, Санкт-Петербург, Казань-это?
8. Который сейчас час?
9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это…, маленькая овечка – это…?
10. На кого похожа собака - на кошку или на курицу?
11. Для чего на всех автомобилях есть тормоза?
12. Чем похожи молоток и топор?
13. Чем отличаются гвоздь и винт?
14. Что общего между белкой и кошкой?
15. Что такое футбол, теннис, прыжки в высоту?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличаются старый от молодого человека?
18. Для чего занимаются спортом?
19. почему считается плохо, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверте марка?
Выводы об уровне развития
Правильны ответы на 20-18 вопросов
Ребенок готов к школе
На 17-14
Средняя готовность
На 14-13
Необходимы дополнительные обследования
От 13 и ниже
Подготовка ниже нормы
+
-
Позволяет выявить уровень
словесно-логического мышления.
Позволяет сэкономить время, т.к. не
требует раздаточного материала.
Позволяет выявить уровень словарного запаса.
Проверить правильность составления предложений.
Проводится индивидуально.
3. Методика «Исключение четвертого лишнего»
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам:
1) по величине;
2) по форме;
3) по цвету;
4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному).
Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Выводы об уровне развития
Замечание
Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.
10 баллов
Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
Очень высокий
8-9 баллов
Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут.
Высокий
6-7 баллов
Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут.
Средний
4-5 баллов
Ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут.
2-3 балла
Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут.
Низкий
0-1 балл
Ребенок за 3 минуты не справился с заданием.
Очень низкий
+
-
Позволяет исследовать процессы
образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Позволяет проводить работу в группе.
Не велика по времени.
Требует раздаточного материала.
4. Методика «Последовательность событий»
(А.Н. Бернштейн)
Цель: исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.
Стимульный материал: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:
а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения;
б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.
Процедура проведения методики: перед ребенком кладут произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ. Задание состоит из двух частей:
1)выкладывание последовательности событий картинок;
2) устный рассказ по ним.
После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».