Людвиг фон Фейербах (1804-1872 гг.)

Немецкая философия

Теоретическое сопровождение:

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

- немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

- материализм (середина и вторая половина XIX в.);

- иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:

Иммануила Канта (1724 – 1804);

Иоганна Фихте (1762 – 1814);

Фридриха Шеллинга (1775 – 1854);

Георга Гегеля (1770 - 1831);

Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

субъективный идеализм (Фихте);

материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

- повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

- особое внимание уделила проблеме развития;

- значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

- взглянула на историю как целостный процесс.

Словарь:

«Вещь-в-себе» – основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, и не познаваемой.

Абсолютная Идея – основная категория гегелевской философии, обозначающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

Абсолютный дух – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, неограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.

Автономная воля – категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств.

Антиномия (греч. antinomia – противоречие в законе) – противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу.

Антитезис (греч. antithesis – противопоставление) – в логике суждение, противопоставляемое тезису; противоположность, возражение.

Апостериори (лат. a posteriori – из последующего) – понятие теории познания, противоположное априори (a priori). Апостериорным называется знание, которое получено из восприятия, на основании опыта.

Априори (лат. a priori – предшествующий) – знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. У Канта чисто априорными являются такие понятия, как пространство и время.

Диалектика (греч. dialektike techne – искусство вести беседу) – 1. В античной философии искусство аргументации, искусство ведения философского спора с целью выяснения понятий. 2. Учение Гегеля о тождестве противоположностей и о противоречиях. 3. В философии марксизма учение о наиболее общих закономерных связях бытия, общества и мышления.

Императив (лат. imperativus – повелительный) – требование, приказ, закон; с появлением кантовской «Критики практического разума» императив – это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу; правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

Объективный дух – согласно Гегелю, это дух, воплотившийся в праве, морали, нравственности, обществе и государстве.

Разум (определяется и как диалектическое мышление) – ум, высший уровень теоретического познания, деятельность человеческого духа, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, образца; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать и строго систематизировать факты. Близок здравому смыслу. Логика рассудка обращает основное внимание на форму знания, а не на его содержание.

Синтез (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – метод научного познания, состоящий в соединении различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в процессе практической деятельности, так и в процессе познания. В философии Гегеля – высшая ступень развития, разрешающая (снимающая) противоречия предшествующих ступеней (см. триада).

Субъективный дух – по Гегелю, дух, находящийся в непосредственной связи с самим собой (в ощущении, чувстве, мышлении, воле индивида).

Субъективный идеализм – течение в философии, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека.

Тезис (греч. thesis – основополагающее положение, утверждение) – в логике – это утверждение, требующее обоснования, доказательства; в философии Гегеля исходная ступень диалектического развития.

Трансцендентный (лат. transcendere – переступать) – выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания.

Триада (греч. triados – троица) – в философии Гегеля троичность, трехступенчатость, три стадии, характеризующие диалектическое развитие: тезис, антитезис, синтез. Единство трех субъектов, предметов, понятий.

Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант(1724 – 1804) – автор работ «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Всеобщая естественная история и теория неба».

И. Кант внес свой вклад в дальнейшее развитие и утверждение основных особенностей новоевропейской культуры. С его точки зрения сфера подлинной свободы - это сфера духа, т.е. сфера внутреннего мира человека. Именно в своем духовном мире человек волен самоопределяться по собственному усмотрению в отличие от мира природы. В последнем царствует необходимость, что подтверждается открываемыми наукой законами природы. Законы природы, формулируемые наукой, действуют с железной необходимостью, не зависящей от человека. Обоснованию и изучению сущности научных (т.е. общеобязательных) истин посвящена значительная часть творчества мыслителя, прежде всего его знаменитый труд «Критика чистого разума» (1781).

«Критика» для И. Канта - это уяснение возможностей и границ, в данном случае - познавательных способностей человека. Одной из таких способностей является то, что у мыслителя получило название «чистого разума». Чистый разум - это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению. Этим он отличен от практического разума - способности человека строить свои отношения с другими людьми, определенным образом вести себя.

Согласно И. Канту, как теоретический, так и практический разум имеют свои возможности и пределы, в рамках которых они только и могут быть признаны компетентными. Они не только взаимно ограничивают друг друга (практический разум полагает границы чистому разуму и наоборот), но и заключают ограничения внутри себя. Последнее означает, что разум, как и все другие познавательные способности человека, имеет свою внутреннюю структуру и закономерности функционирования. Следовательно, эти способности могут быть изучены строго научно.

По сути дела, в этом состояло великое открытие И. Канта - он показал, а затем раскрыл, что процесс познания может быть рассмотрен особо, отдельно от других. Гносеология (наука о познании) может быть построена как точная наука на манер математического естествознания. Построению такой науки о познании посвящена значительная часть творчества мыслителя. Она во многом совпадает с его философией в целом.

Сам И. Кант сравнивал свой подход с революцией, совершенной Н. Коперником. Своеобразный “коперникианский переворот”, произведенный И. Кантом, состоял в том, что мыслитель предложил переместить центр рассмотрения (подобно тому, как Н. Коперник пе­реместил центр мира) с того, “что познается” (предмета познания), на то, “с помощью чего и как познается” (познавательные способности человека). Решая задачу создания гносеологии, отвечающей критериям научности, И. Кант поступал в соответствии с духом эпохи.

Лейтмотивом всей его философии являются три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен знать?», «На что я могу надеяться». Он считал, что существует независимый от человека и его сознания окружающий мир вешей. Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. На базе ощущений формируются понятия и суждения рассудка, а также идеи разума. Однако теоретическое знание ещё не несёт в себе достоверных сведений о предметах.

Знание выражается в форме суждений, которые бывают АНАЛИТИЧЕСКИМИ (не прибавляют новых знаний о предметах) и СИНТЕТИЧЕСКИМИ (способствуют получению такого знания). По Канту, теоретическое знание основано на априорных суждениях, существующих в сознании человека как доопытные формы созерцания вещей (например, понятие о пространстве и времени). Виды суждений соответствуют 3 основным познавательным способностям человека: чувственности, рассудку («практический разум») и разуму. Чувственность есть способность ощущать вещи, рассудок – способность к простым понятиям и суждениям о вещах; Разум способность к умозаключениям и идеям (высшим понятиям).

И. Кант исследовал и проблему свободы человека. Человек – существо, способное к самостоятельному поведению и нравственному совершенствованию, к выбору альтернатив. Но свобода должна предполагать не произвол, а самоограничение и уважение к свободе других. Человек – существо нравственное, и его нравственность не может быть выведена извне. Каждый человек несет в себе нравственный закон, обладающий принудительной силой и носящий характер заповеди категорический императив.

Основной - «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения стало правилом поведения для всех».

И. Фихте развивает идеи И. Канта. В своем наукоучении он делает акцент на творческой активности разума. Стремясь преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, И. Фихте превращает познание в подчиненный момент практического, преобразующего действия.

Сущность человека И. Фихте обнаруживает в деятельности, одним из средств которой выступает мышление.

Вопрос о творческих способностях разума развивается в философии откровения Ф. Шеллинга. Ф. Шеллинг подчеркивает важность искусства в вопросах постижения жизни. Немецкий философ указывает, что помимо рациональных методов, философия должна опираться на иррациональные, интуитивные. Интеллектуальная интуиция — подлинный философский метод и единственный для человека способ постичь сущность мира.

Георг Гегель (1770 – 1831 гг.) – «Наука логики», «Философия истории», «феноменология духа» и др.

Главное в его творчестве - диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, ”только в понятии истина обладает стихией своего существования”, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Диалектика вещей, по Гегелю, есть, отраженная, ”отчужденная”, ”овнешненная” форма подлинной диалектики, присущей ”только жизни понятия”, или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе - через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление.
Своеобразным введением в гегелевскую систему является ”Феноменология духа” (1807), одна из наиболее сложных и наиболее содержательных работ немецкого философа. В ней он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого, по его утверждению, только и существует противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории. При этом Гегель дает философскую интерпретацию всего того богатства исторического знания, каким обладал сам. Тем самым Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщается к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид в состоянии, по мнению Гегеля, посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, ”мирового духа”, для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, ”сознания” и ”предмета”, а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.
Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно незамутненная жизнь понятия.

 



Людвиг фон Фейербах (1804-1872 гг.)

 

Первый немецкий философ, подвергший развёрнутой критике философскую систему Г. Гегеля. Он слушал лекции Гегеля и в начале своей творческой деятельности увлекался его философией, примыкал к леворадикальной группе его сторонников – младогегельянцев. Впоследствии перешёл на позиции материализма и атеизма. Основные работы - «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства».

По мнению Фейербаха, религия и близкая с ней по духу идеалистическая философия Гегеля имеют общие корни. Они возникают в результате отчуждения, то есть абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода. Наиболее общими свойствами человеческого рода являются разум, бессмертие, могущество, благо. Бог, по Фейербаху, - это объективная абстракция, существующая лишь в головах людей. «Религия – это сон человеческого разума», её основа – Чувство зависимости и слабости человека. «Образ Бога рождается с помощью силы воображения и фантазии на почве слабости человека. Бог является идеалом и духовной опорой человека. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, ибо все эти атрибуты он отнимает у себя».

Фейербах пытался разработать новую религию – религию любви, которая смогла бы выполнить роль морали в обществе. Религия любви базируется на идее любви человека к человеку. «Любовь есть не эгоизм, а его преодоление. Любовь на деле – это альтруизм (бескорыстие), подлинное самоотречение во имя другого человека. Чем больше ты отдаёшь себя другим людям, тем истиннее и полнее любовь. Любовь призвана пронизывать все социальные связи: между мужчиной и женщиной, между социальными группами. Особое значение должна иметь любовь к женщине, ведь кто не любит женщину, - тот не любит человека вообще».

При обосновании материалистического мировоззрения Фейербах отказывается использовать термин «материя». Этот термин, как и понятие «материализм», кажется ему неприемлемым в силу сложившегося в общественном сознании отрицательном к ним отношении. Поэтому он предпочитает заменять термин «материя» термином «природа». Природа, по Фейербаху, существует вечно. Она независима ни от Бога, ни от какой-либо философии. Природа – это единственная реальность, а человек – её продукт, завершение эволюции. Начиная с человека, природа обретает возможность ощущать, воспринимать и узнавать саму себя. Она вечна и бесконечна, пребывает во времени и пространстве; у неё нет ни начала, ни конца, но всё в ней находится во взаимосвязи и взаимодействии. Всё живое возникло из неживого, а сама Земля постоянно меняет свой облик. Жизнь есть высшее проявление природы, а природа является основой всей жизнедеятельности человека.

В центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. «Новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единственный универсальный, высший предмет философии». Человек – неотъемлемая часть природного мира, и его существование должно исследоваться комплексом наук – физиологией, психологией, историей. Субъект, с точки зрения Фейербаха, – это целостный человек, человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик.

Природа познаётся человеком, и особую роль здесь играют органы чувств и ощущения. Важнейшая характеристика субъекта - чувственность – синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств «природы человека», его телесности, разума, воли, «сердца». Человек существует для того, чтобы «познавать, любить и хотеть».

Марксизм

Философия диалектического и исторического материализма (марксизма) связана с именами Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В качестве целостной философской концепции марксизм сформировался в середине XIX в. Опираясь на идеалистическую диалектику Г. Гегеля, антропологический материализм Л. Фейербаха, политическую экономию А. Смита и Д. Рикардо, К. Маркс и Ф. Энгельс создали оригинальное философское учение, в котором по-новому переосмыслены проблемы содержания и сущности исторического бытия, природы человека, особенностей его познания.

Характерные черты марксизма:

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2. Исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;

3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования.

Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма.

Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис – это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка – это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе.

Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе ОЭФ лежит определенный уровень производительных сил (средства производства и люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К. Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций:

1. первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил;

2. рабовладельческая - экономика основана на рабстве;

3. феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян;

4. капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих;

5. коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.

К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат – рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Марксизм предложил всеобъемлющий материалистический взгляд на бытие и сознание, природу и культуру, общество и человека. Философия предстает в марксизме как инструмент преобразования общества на гуманистических началах. В этом вопросе марксизм напрямую пересекается с идеями философии Просвещения. Главное достижение марксизма - материалистическая диалектика и материалистическая концепция истории.

Поздний период творчества К. Маркса и Ф. Энгельса следует рассматривать как пример политизированного философствования, когда цели теоретического исследования подчиняются решению политических задач. Дальнейшее развитие марксизм получил в советской философии, которая, с одной стороны, развивала основные идеи диалектического и исторического материализма, а с другой - пыталась приспособить некоторые идеологические догмы марксизма к изменившимся историческим условиям.

Задание:

1. Выполнить упражнения:

1. Объяснить, на каком основании И. Кант сделал вывод о непознаваемо­сти мира.

2. Определить и обосновать сущность диалектики Г. Ф. В. Гегеля.

3. Прокомментировать следующие высказывания И. Канта: «Человек дол­жен жить так, как если бы он был свободен», «Только выполняя долг, че­ловек становится свободным».

4. Прокомментировать с привлечением необходимых аргументов высказы­вание Г. Ф. В. Гегеля: «История учит нас тому, что она никого ничему не научила».

5. Представьте основные положения диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса.

6. Выпишите идеи Маркса, используемые В.И. Лениным.

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: